«Чем вызвано ваше желание здесь учиться?» Ответить на этот вопрос в письменном виде должны были все поступающие в духовные семинарии и академии, частично открытые в СССР сразу после окончания Великой Отечественной. Архивный проект «Церковь верных» знакомит с личными делами будущих пастырей того времени. Собранные в них сведения нужны были не для проформы, а для подробного анализа. Ответственный за дела Церкви чиновник «сортировал» анкеты не только по биографическим параметрам, но и по указанным в них внутренним побуждениям к выбору духовного поприща. Да, непросто оказалось разложить по полочкам сложные движения души начинающих пастырей.
В «Докладе Совета о состоянии духовных учебных заведений», направленным членам Политбюро ЦКПб Клименту Ворошилову и Николаю Жданову, председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Георгий Карпов предлагает в том числе свою классификацию побудительных мотивов поступления в эти вузы, перечисляя их по пунктам и подкрепляя каждый из них конкретным примером (ЦГАОР Ф. 6991. О. 1. Д. 149, Л. 162-179).
Так какими путями верующие граждане Страны Советов шли к пастырскому служению?
По стопам родных
«Результат религиозного воспитания и мировоззрения. В эту группу входят лица, желающие посвятить себя служению церкви в силу сформировавшегося у них религиозного мировоззрения, – поясняет в докладе председатель Совета. – Эта категория лиц обладает достаточным жизненным опытом и познаниями. Церковь они представляют себе как могучую преобразующую и укрепляющую силу, с помощью которой можно влиять на народ. Их религиозность явилась результатом или религиозного воспитания, или происхождения из семьи священнослужителей, или обучения в прошлом в духовном учебном заведении».
Из личного дела будущего богослова:
«Ушков Анатолий Васильевич, 1894 г. р., высшее образование, бывший преподаватель математики педучилища в г. Зарайске, в настоящее время студент 2-го курса Московской духовной академии. Поступление в богословский институт в 1945 г. в своем заявлении объяснил желанием «посвятить себя всецело на служение православной церкви и быть верным ее апологетом».
«…Я пребываю учителем уже 26 лет. Воспитанный в твердых принципах православной церкви, происходя из семьи церковнослужителя, я окончил четыре класса Самарской духовной семинарии и поступил в Казанский государственный университет на физико-математический факультет.
С очень давнего времени почувствовал какую-то неудовлетворенность в работе. В конце концов, я понял, что это от сознания того, что я, просвещая подрастающее поколение, не имел возможности, в силу объективных причин, просвещать их души светом того разума, который воссиял в Вифлееме Иудейском 1945 лет тому назад. Это сознание, овладевшее мною лет десять тому назад, не только с течением времени не ослабело, а с каждым годом усиливалось, и теперь, как кажется, достигло своего апогея».
Откровения учителя ясно дают понять, что жизнь, лишенная веры во Христа, не может принести человеку удовлетворения, так как не имеет главного смысла – общения с Богом и надежды на жизнь вечную. А для учителя еще и тягостна невозможность воспитывать детей в духе своих убеждений.
Из личного дела семинариста:
«Буевский Алексей Сергеевич, 1920 г. рождения, образование среднее, в 1943 г. поступил учиться в Московский институт Стали им. Сталина, а в 1945 г. со 2-го курса этого института перешел в богословский институт, в настоящее время слушатель 4 класса Московской духовной семинарии».
«Я воспитывался в семье родителей матери, людей в высшей степени религиозных, которые с раннего детства привили мне веру в Бога и любовь к церковному богослужению. После их смерти я жил у родственников отца, исключительно сильно и чисто верующих, в роду которых был епископ Михаил, составитель толкования св. Евангелия, и ректор Симбирской духовной семинарии протоиерей Геннадий Годнев. Сестра моего отца, заменившая мне мать, руководила моим духовным развитием, она учила меня молитвам, истории Ветхого и Нового Завета, порядку богослужений; под ее руководством я прочел много богословской литературы, и она укрепила, с раннего детства заложенное, стремление мое стать священником».
Какую же силу духа надо было иметь христианке, чтобы в условиях оголтелой антирелигиозной пропаганды, под угрозой репрессий довоенного времени самой не отказаться от православной веры и суметь воспитать в том же духе своих детей! Разве это не подвиг, достойный первохристианских мучеников? Как мы видим из личного дела семинариста Буевского, Бог посылает людям, к Нему стремящимся, разных наставников – не только родителей и священников, но и других родственников и даже пример давно ушедших предков.
Будучи при Церкви всю жизнь
«В эту группу входят лица непрерывно или длительное время не порывавшие связи с церковью, – продолжает свою классификацию Георгий Карпов. – Многие из них или в прошлом или в настоящем являлись церковнослужителями и участвовали в церковных службах в качестве чтецов, певцов, прислуживающих в алтаре, псаломщиков. Некоторые из них стремятся получить духовный сан с целью иметь легкий и обеспеченный способ существования».
Заметим, что стремиться в Церковь, да еще в советское время, из меркантильных соображений могли, пожалуй, самые наивные граждане: далеко не на каждом приходе батюшки имели хороший доход, а на многих и вовсе влачили полуголодное существование (Читать статью проекта «Крест да сума»). Впрочем, советским чиновникам, как правило, было трудно даже допустить, что в храме можно служить бескорыстно.
Из личного дела:
«Студенов Василий Васильевич, 1902 г. р., из рабочих, образование среднее, с 1920 г. поддерживает связь с церковью и как любитель помогает в богослужении. С 1942 г. работал ст. продавцом спортмагазина №1 «Динамо», в настоящее время слушатель 4-го класса Московской духовной семинарии».
При поступлении Студенов представил отзыв приходского священника г. Москвы:
«Гр-н Студенов Василий Васильевич мне известен как прихожанин церкви Ризоположения. Отличаясь религиозной настроенностью, он принимает горячее участие в жизни прихода. Неопустительно посещает все церковные службы, во время которых лично участвует, облачаясь в стихарь».
Под влиянием прочитанного
«Результат такого влияния – богоискательство, жажда религиозного знания, фанатичная преданность церкви и стремление стать священнослужителем, причем, это стремление является осознанным и ярко выраженным», – читаем в тексте доклада.
Из личных дел семинаристов:
«Борздыка Сергей Матвеевич, 1921 г. р., сын служащего, с 1939 г. был студентом Московского педагогического института им. К. Либкнехта на факультете русского языка и литературы, затем перешел в Московский городской педагогический институт. За время учебы был отличником, ушел из института с 3-го курса по болезни, в 1943 г., по выздоровлении, устроился работать лаборантом в институт картофельного хозяйства. В настоящее время слушатель 4-го класса Московской духовной семинарии».
«Дорога, которая привела меня в Ваш институт, была сложною и извилистою. Я вступил на нее еще в период моей учебы в институте, когда евангелие стало моей настольной книгой.
Интерес к литературе, уже зародившийся во мне, когда я был еще мальчиком (с 12 лет начал писать стихи), постепенно сосредоточился исключительно на религиозно-нравственных вопросах (славянофилы, Толстой, Достоевский, Мережковский и т. д.). Несмотря на трудности в приобретении соответствующей литературы, мне все же удалось ознакомиться с историей раннего христианства, с житиями некоторых святых, получить элементарное представление об учении отцов церкви. Вместе с тем, моя внутренняя душевная жизнь с каждым днем становится все больше и исключительно исканием Бога и святой правды Его. Светская работа, которой я занимаюсь в настоящее время, абсолютно меня не удовлетворяет, т. к. я чувствую возможность отдать свою жизнь, знание и внутренний опыт делу служения русской православной церкви, как в виде внесения посильного вклада в сокровищницу богословской мысли, так и в форме просвещения светом Христова учения всех «алчущих и жаждущих правды».
«Гаврилов Георгий Александрович, 1924 г. рождения, сын служащего, образование неполное среднее, житель г. Москвы, демобилизован из армии в 1945 г., слушатель 3 класса Московской духовной семинарии».
«Летние каникулы я все дни проводил в чтении и рылся на чердаке в книгах, где обнаружил много церковных, на которые не обращал сначала внимания, но потом заинтересовался. Здесь один, самоучкой, я научился читать по-славянски. Религиозное настроение окружающих, родных, мачехи подействовало на меня, и я с 16 лет стал мечтать о священничестве. Преследование священнослужителей и отсутствие духовной школы было преградой. Отец, учившийся когда-то в семинарии, знал всю церковную службу и часто говорил непонятные мне изречения. Я углубился в чтение и замкнулся в себе. Я молчал. Издевательства и насмешки над именем Божиим, слышимые мною в школе, в кино, театрах, парках, на улице – возмущали меня.
Когда вспыхнула война, я, окончивший 9 класс, уехал на трудовой фронт, где 2 месяца рыл окопы и рвы. Вернувшись 1-го сентября, я нашел на месте моего дома развалины. В мае 1942 г. уехал в Горьковскую область, в с. Работки, где работал в лесхозе, а в 1943 г. в феврале был мобилизован. 5 июля я уже сидел в траншеях под Орлом, а 31 июля был ранен. Пролежав в Боржоме 5 ½ месяцев в госпитале, выписался и попал в авиатехническую школу, после чего до марта 1945 г. служил в летной части. Райвоенкомат уволил меня в запас. Узнав 18 августа, что духовное православное училище открыто, я немедленно решил поступать».
Вследствие «военного переворота» – в душе
«Переживания, связанные, главным образом, с участием в войне, возбудили у отдельных лиц влечение к церкви и желание стать в ряды ее священнослужителей. Такое влечение, подчас, не обходилось без влияния церкви и духовенства».
Из личных дел семинаристов:
«Стасюк Николай Андреевич, 1923 г. р., из крестьян, образование среднее, с июля 1942 г. по март 1943 г. находился в армии, уволен по болезни как инвалид 2 группы, быв. ст. механик авторемонтных мастерских авточасти в г. Владивостоке, а с мая 1944 г. работал при церкви в г. Владивостоке. В настоящее время слушатель 4 класса Московской духовной семинарии».
«Будучи в армии и везде в трудностях своей краткой, но многоскитальной жизни (проезжено мною около 100000 км. водою и сушей), я не забывал Бога и призывал его в самых тяжелых случаях моей жизни, всегда получая спасение и исцеление, чем и укрепилась многократная моя вера в Бога. Естественно, для глубоковерующей и убежденной моей души радушнейшим моим чаянием было послужить Богу…»
«Поляков Руф Александрович, 1924 г. рождения, из рабочих, образование низшее, до призыва в армию работал на заводе в гор. Новьянск, Свердловской области, с 1943 г. служил в армии, был три раза ранен, инвалид Отечественной войны. В настоящее время слушатель 1-го класса Московской духовной семинарии».
«… Среди разрыва бомб и снарядов, Господь, грешному мне, привел остаться в живых. Пути Господни неисповедимы. Лишь для этого, меня грешного, Господь оставил, чтобы я шел по пути истинному. И с помощью Божьей, желаю посвятить свою жизнь на служение Господу Богу…»
Как мы видим из приведенной докладной аналитики, разные причины приводили слушателей в православные учебные заведения, но во всех чувствуется промысл Божий и горячее желание послужить Ему.
Читая отрывки из автобиографий, убеждаемся в том, что немало испытаний выпало на долю будущих священников, а тех учащихся, кто преодолел трудности учебы и вступил на путь служения Богу, ждали новые экзамены – ущемление гражданских прав, провокации и искушения со стороны властей. И каждый противостоял им, как мог, на полях духовной брани.
Автор: Вера Крюкова
Читать еще по теме на сайте проекта «Церковь верных»