Telegram

КРЕСТ ДА СУМА

Почему нищало духовенство, когда Церковь в СССР «разрешили»?

Доходное ли дело — священство? Если верить выводам теоретиков атеизма, взятым за основу грандиозной антиклерикальной кампании большевиков в начале XX века, то да. Попы были причислены к эксплуататорскому классу. Впрочем, на вопрос, «почем опиум для народа», не знал ответ не только Остап Бендер. Просто потому, что положение духовного сословия всегда было отражением исторического момента, и лучше всего ответить на этот вопрос могут, пожалуй, только архивные документы. Судя по тем из них, что хранятся в Государственном архиве Российской Федерации и относятся ко времени оживления церковной жизни в конце Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы (1944–1946), жизнь рядовых пастырей проходила на грани полной нищеты.

«Пухнем от голода»

«Долг имею уведомить, что хлебного пайка, несмотря на заявление мое району месяц тому назад, я не получаю. Да что он может и помочь нам, когда мы уже пухнем от голода, — пишет 16 ноября 1946 года настоятель молитвенного дома с. Дудчаны Ново-Воронцовского района Херсонской области протоиерей Лубинский на имя благочинного священника Комана Кришталя. — О выписке журнала «Московская патриархия» на 1947 год церковный совет и слушать не хочет. Для чего все это нам выписывать, — говорят члены церковного совета, когда весной все мы помрем? Видите, какое катастрофическое положение создалось? Какая паника обуяла общину. Я сам ужасно ослабел и с трудом дохожу до молитвенного дома для совершения вечерни, утрени и часов. Литургию не совершаем, негде приобрести пшеничной муки для просфор. При совершении богослужений заработка нет и для причта, и для церкви. Как было в остатке к IV кварталу 93 свечи, так и по сие время они существуют. Тарелочный сбор тоже ничего не дает. Требоотправлений нет» (здесь и далее: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 119. Л. 84–91).

Благодаря тому, что за деятельностью Русской Православной Церкви в СССР тщательно следили (специальные чиновники — уполномоченные Совета по делам РПЦ при Совете народных комиссаров СССР объезжали приходы, собирали свидетельства и ежеквартально предоставляли расширенные отчеты), сегодня мы, благодаря узнаем многие факты, способные пролить свет в отдаленные уголки истории, и события словно оживают.

По заявлению уполномоченного в Херсонской области А.А. Салмина (1944 г.), «падение доходности приходов, снижение посещаемости верующими церквей, которые имели место на протяжении III квартала, продолжается и в настоящее время. Об этом свидетельствуют финансовые отчеты приходов епархиального управления, с которыми имелась возможность ознакомиться, и достаточное количество цифрового материала, подтверждающего это явление, приведено в прошлом информдокладе. В десятках заявлений, поступающих от служителей культа, церковнослужителей на имя уполномоченного Совета по вопросу выдачи карточек на получение хлеба, в заявлениях, поступающих на имя епископа Михаила по поводу оказания материальной помощи духовенству, в снижении процента отчислений в пользу епархиального управления, также подтверждается и резко подчеркивается это явление; эти явления целиком подтверждает правящий архиерей». 

Епископ Херсонский и Николаевский Михаил (Рубинский) был хиротонисан всего год назад, в 1945 году, и всей душой болел о вверенной ему епархии, которая переживала период не только финансового, но и духовного упадка. Он ходатайствовал перед уполномоченным об облегчении положения приходских священников, которые «в связи с уменьшением их доходов до пределов полного нищенства, осаждают меня просьбами о перемещениях на какой-нибудь другой приход, будучи перемещены, они вновь жалуются на тяжелые материальные условия и просят помощи. Некоторые из них совсем оставляют священство и идут на разные другие работы. Другие продают свои вещи и этим поддерживают свое существование. Многие собирают колосья в поле. Такое состояние приходской жизни может быть объяснено двумя причинами: с одной стороны плохой обеспеченностью самих верующих, а с другой — заметным охлаждением к делу религии и Церкви».

 

Епископ Михаил (Рубинский)

 «Мой убит — зачем молиться?»

Что же стало причиной охлаждения прихожан? «Это надо отнести не за счет уменьшения верующих, а за счет экономической стороны… в связи с неурожаем в этом году, — высказывает мнение уполномоченный еще в одном черноземном регионе СССР, Винницкой области. — Да и посещение церкви незначительно, многие верующие в связи с создавшимся экономическим положением стремятся улучшить свое благосостояние, выезжают в урожайные районы за хлебом».

Однако дело, конечно, не только в насущном хлебе — существенную роль играли и чисто духовные причины. Священник Бажанов из села Воссиятского Еланецкого района Николаевской области «убедился, что глубоко верующих людей мало; большинство по традиции ходят в церковь и совершают требы. Говорят: «Война кончилась, мой пришел, нечего мне ходить в церковь», а другие говорят: «Мой убит, сколько ни молись, он все равно не возвратится». Священник Головач из села Погожая Криница Сумской области подтверждает: «как только окончилась война, так многие женщины сразу же перестали посещать церковь <…>. также и те, мужья которых возвратились домой. Эти факты говорят о том, что у части верующих религиозные корни находятся не очень-то глубоко» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 118. Л. 64–71). Житейски-потребительское отношение к вере распространено во все времена, и, конечно, бедствия, подобные войнам, поднимают на поверхность огромные массы людей, готовых молиться только ради избавления от земных опасностей.

Борьба за выживание в период послевоенного голода серьезно отвлекала от духовной жизни как прихожан, так и батюшек, как правило, обремененных большим семейством. Среди духовенства Киевской области, «очевидно, в связи с неблагоприятными видами на урожай, появилось стремление найти более выгодный приход, а то обосноваться на двух приходах или приписать к своему приходу то или другое село, где нет действующей церкви» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 119. Л. 39–83).

Благочинный Генического округа Херсонской области протоиерей Андрей Гришин в 1946 году отмечал 40-летие своей церковной службы. За столь долгий срок, надо думать, немало хлебнул от священнической доли. В рапорте от 8 октября на имя правящего архиерея он лишь обращается к нему с просьбой помолиться:

«К сведению Вашего Преосвященства сообщаю: ввиду недорода приходы оскудели совершенно, каждый прихожанин старается каким-либо путем приобрести за последний грош какой-либо продукт для своего личного существования, в силу чего доходность церквей на 80%, содержание служащих оплачивать нечем. Я, например, в день годового праздника Введения во храм получил 36 руб., просфор продано 12 шт., а свечей исповедальных на 40 руб., из которых церкви 20 руб. и мне 20 руб., нужно жить неделю, а у меня семья состоит из 6 душ. Пайка хлебного не дают, купить не на что, потому что определенного жалованья нет, а хотя бы и было, то раз у прихожан нет, то и у нас нет… Как быть дальше и как поддержать себя и около себя, не знаю, одно могу сказать, что пережить очень трудно, если не будет поддержки хлебом. Такое положение всех церквей (всего в районе было на тот момент ни много ни мало 12 храмов!!!) за исключением 3–4 , очень тяжелое и безвыходное, как быть, что делать? Прошу Ваших святительских молитв, чтобы Господь подкрепил мои грешные силы дожить хотя бы до весны и поста».

Карточки на получение хлеба. 1947 г.

Жизнь в стране зависела от хлебных карточек. Межу тем уполномоченный по делам Церкви в Рязанской области Денисов в отчете за IV квартал 1946 года сообщает, что «областное карточное бюро лишило почти все духовенство и членов церковных советов, проживающих в рабочих поселках и частично даже в городах. По этому вопросу т. Денисов ставил вопрос перед Областным Карточным бюро (нач. — т. Малахов), который обещал дать указание на места о выдаче карточек духовенству, проживающему на территории рабочих поселков и городов. Нач. карточного бюро т. Малахов свое обещание не выполнил, в результате чего часть духовенства и почти все члены церковных советов, проживающих на территории рабочих поселков и частично городов, остались на весь IV квартал без хлебных карточек» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 119. Л.84 -91).

Впервые отправляя апостолов на проповедь, Христос заповедовал им: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» (Мф 10:9–10). С тех пор судьба пастыря — судьба народа. Не бывает благоденствия клира ни во время голода, ни во время войн. И красноречивые архивные свидетельства это подтверждают. Как не стоит удивляться и благополучию священства в тучные для страны годы.

Текст: Надежда Барулина