СОБРАТ ОСТАЛСЯ БЕЗУЧАСТЕН
Чем закончилась попытка Патриарха Алексия I улучшить положение русских на Афоне
От проживавших летом 1914 года на Святой горе Афон 4285-ти русских насельников к 1946 году осталось лишь 412. Это просто цифры, но они сразу объясняют, почему даже насквозь антирелигиозное советские правительство было озадачено. Получался неблагоприятный расклад во внешней церковной политике СССР, что подрывало его международную репутацию. О том, как при поддержке Совета по делам РПЦ и высшего руководства страны Патриарх Алексий (Симанский) пытался улучшить положение русских монашествующих на Афоне, мы узнаем из архивной переписки, открытой общественности в рамках проекта «Церковь верных».
Положение русских на Афоне ухудшилось не вдруг. До 1913 года наши соотечественники, подвизавшиеся в обителях на Святой горе, имели мощную поддержку со стороны Российской империи, Царствующего дома Романовых и отдельных богатых и влиятельных русских православных. Но с этого времени все изменилось. Войны, революции, смена правительств, борьба за влияние между Константинопольским и Элладским (Греческим) Патриархатами, раскол «имяславцев» среди русских святогорцев привели к тяжелым последствиям для русского монашества. Всяческие притеснения со стороны светских и церковных властей, конфискация земельных наделов (иноки проводили время не только в молитвах, но и занимались хозяйственной деятельностью), ограничения торговли произведенными товарами, утрата сообщения с Родиной и поддержки от русских православных эмигрантов привели к самым тяжелым последствиям. Не один раз русские монахи оказывались на грани физического выживания. Кроме того, на их долю выпало пережить пожары, гибель кораблей с продовольствием, клевету и подозрения, некоторые (иеромонах Антоний (Сахаров), монах Василий (Кривошеин) и другие) привлекались к суду по ложному обвинению в сотрудничестве с фашистами, другие преследовались за выражение симпатии к Советскому Союзу. Монахи, оставшиеся на Родине после войны 1914 года, в которой они участвовали в качестве священников и санитаров, не получили разрешения вернуться на Афон, некоторые в Советском Союзе были репрессированы, а подворья Афонских монастырей были конфискованы.
Ликбез для правительства
Председателю Совета по делам Русской Православной Церкви (далее – Совет) Георгию Карпову уже невозможно было игнорировать тревожные сигналы, неоднократно поступающие из Московской патриархии по «афонскому вопросу». В правительственной переписке за 1947 год Георгий Григорьевич вводит свое руководство в суть проблемы, сопроводив документ небольшим историческим экскурсом (ЦГАОР СССР Ф. 6991. Оп. 1, Д. 149. Л. 269-274).
«Заместителю председателя Совета
министров Союза ССР товарищу Молотову В. М.
Гора Афон (Греция) с древних времен существует как центр православного монашества. В X веке гора Афон выделилась в самостоятельную автономную монашескую область. В политическом отношении она находилась под верховной властью византийских императоров, а в церковном отношении – в юрисдикции Константинопольского Вселенского патриарха.
Население этой автономной области состояло из монахов, пришедших из разных стран и принадлежащих к разным национальностям – греков, грузин, болгар, русских, сербов, сирийцев и даже итальянцев…
Турецкое господство (1430 – 1912 г. г.) мало отразилось на положении горы Афон. Турки сохранили автономию св. горы, не вмешивались во внутреннюю жизнь Афона и одинаково относились к различным национальностям, жившим на Афоне, ни одну из них, не поддерживая в ущерб другой.
В результате первой Балканской войны 1912 г. Афон был оккупирован греческими войсками. Согласно ст. 5 Лондонского договора от 17/30 мая 1913 года и конференции послов от 11 августа 1913 года, гора Афон была признана независимой, нейтральной областью, под покровительством христианских держав.
После первой мировой войны страны-победительницы, враждебно относившиеся к молодой советской республике, передали Афон Греции (ст. 13 Севрского договора 1920 г. и Лозаннского договора 1923 г.).
С переходом св. горы во владение Греции положение резко изменилось. Греция, рассматривая Афон, как обычное владение, принимает меры к вытеснению всех негреческих элементов. Мероприятия греческого правительства направлены к ущемлению национальных меньшинств на св. горе.
Греческое Министерство Иностранных Дел, вопреки установившемуся веками порядку на Афоне о свободном доступе всех национальностей и вопреки ст. 13 Севрского договора о соблюдении традиционных прав национальных меньшинств на Афоне, сделало фактически невозможным поселение на Афоне других национальностей.
В результате этой политики число монахов негреческой национальности значительно снизилось за годы греческого господства… Аналогичное положение и других православных монастырей – сербских, румынских и болгарских. Если не будут приняты соответствующие меры, то Афон потеряет свое значение центра православного монашества и жители негреческого происхождения будут вытеснены.
Исходя из сказанного выше, патриарх Алексий сообщил Совету по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР, что он намерен обратиться к главе Греческой церкви архиепископу Афинскому Дамаскиносу с письмом, в котором обратит внимание Дамаскиноса на тяжелое положение русских монахов на св. горе Афон. Одновременно копию своего обращения патриарх Алексий предполагает направить главам всех православных церквей при сопроводительном письме.(Пометка карандашом: «Со стороны МИД СССР по данному вопросу возражений нет»). Представляя при этом проект обращения патриарха Алексия к Дамаскиносу и сопроводительного письма главам православных церквей, Совет просит Ваших указаний. Карпов Г. Г. »
Казалось бы, какое дело Советскому правительству до судьбы своих идейных врагов где-то то ли в Турции, то ли Греции, когда и в России разоренных им обителей не счесть? Но у коммунистического государства была своя заинтересованность в этом деле. Если внутри страны восстановление храмов и свободы верующих шло очень медленно (а в 1948 году и вовсе затормозилось), то во внешнеполитических делах правительство часто поддерживало инициативы РПЦ и пользовалось взаимной поддержкой Церкви. Из рабочей переписки Совета открывается настойчивое желание правительства показать всему миру, что в стране нет никакого угнетения Церкви и преследования верующих, с помощью РПЦ поднять международный престиж государства, через единение православных всего мира вокруг РПЦ Московского Патриархата усилить поддержку СССР в мировом сообществе.
Изящный слог и веские доводы грека не убедили
Разумеется, любые действия Церкви в этом направлении находились под строгим контролем правительства. Вот и текст обращения Патриарха Алексия (Симанского) к архиепископу Дамаскиносу, с целью деликатно усовестить греков в недостойном единоверцев отношении к славянским инокам, называется лишь «проектом» и направляется на согласование в Совет, а оттуда – в Совмин. (В ответ на него на самом документе будет ручкой написано: «Согласен с предложением т. Карпова. Срочно проинформировать т. Димитрова. Молотов 16.V. 1947 г.»
«Высокопреосвященнейший Владыко, возлюбленный во Христе собрат наш и сослужитель нашей мерности Господин Дамаскинос, Архиепископ Афинский!
С духовной радостью приветствуя Вас с продолжающимся Праздником Святой Пасхи Христовой, братски обнимаю Ваше Высокопреосвященство. В эти священные для нас дни мысли наши устремляются на Святую гору Афон, где истинные иноки, окормляемые Вашим Высокопреосвященством, как греки, так и русские, совместно проходят ангелоподобные подвиги поста и молитвы.
Однако, сведения, поступающие от подвижников Св. Горы, свидетельствуют о чрезвычайно бедственном положении русских ее насельников. Казалось бы, что здесь, в этом земном уделе Пресвятой Девы, принявшей от Сына Божия усыновление над всем человеческим родом, все следующие путем, ведущим к царству Божию, вне различия их национальности, должны бы чувствовать себя равноправными членами одной святой семьи.
Во время владычества непримиримого исламизма наша святая Русь была почтена священным правом защиты благодатной тишины уединения благочестивых иноков. Никто ни разу не упрекнул русское благочестие в пристрастии в отношении к разноплеменным насельникам афонских монастырей. На щедрые дары Св. Руси созидались не только русские и славянские, но и греческие обители.
Ныне глубокое недоумение смущает наши сердца, когда мы узнаем, что покровительство Святой Элладской Церкви не распространяется на славянских иноков, которые почему-то лишены права голоса в самоуправлении и не могут надеяться на смену себе из числа русских и вообще славянских иноков. Тогда как на территории Св. Горы разрешены проживание и въезд греческим подданным, – русских иноков только терпят, и им не разрешается иметь никакой связи со своими соотечественниками, которые могли бы поддержать их в испытываемой ими крайней материальной нужде…
Достойными ли мы окажемся милости Божией и заслужим ли, чтобы за нас возносились непрестанные молитвы со стороны наших великих подвижников, если мы не поддержим духовный мир, столь необходимый для благодатного провождения иноческой жизни?
Мы должны общими усилиями, содействием всех предстоятелей Православных Церквей, оградить эту вторую Святую Землю от всякого иного, нецерковного влияния.
Да укрепит Господь наш Иисус Христос Ваше Высокопреосвященство в стремлении к защите перед всем миром наших общих молитвенников и подвижников, населяющих вертоград Богородицы…
Вашего Высокопреосвященства, любезнейшего во Христе собрата нашего, молитвенник и собрат
+ Алексий, Патриарх
Московский и всея Руси
10 Мая 1947 г.
Москва»
Трудно не отметить мастерское владение пером и изящество слога его Святейшества. Не удивительно, ведь образцом для себя в этом плане (и не только в этом) он избрал выдающегося иерарха и литератора митрополита Филарета Московского и Коломенского (Дроздова). В очень сдержанных выражениях Патриарх высказывает свое «недоумение» оттого, что при власти над Афоном собратьев по вере монахи русских Святогорских монастырей живут намного хуже, чем при мусульманах, и корректно напоминает, что не так давно Святая Русь оказывала помощь не только русским, но и греческим обителям. Увы, благодарность еще с библейских времен осталась достаточно редким человеческим качеством.
Итак, как уже было сказано в начале, к 1946 году на Афоне осталось лишь 412 русских монашествующих, из них большинство – ветхие старцы, остро нуждавшиеся в поддержке и помощи русской церковной общественности. Греческие власти длительное время не пускали на Святую гору новых русских монахов, с «явной тенденцией завладеть всеми русскими обителями, со всеми их духовными сокровищами» (только в Свято-Пантелеимоновом монастыре хранилось около ста тысяч старинных книг и пятидесяти ковчегов с мощами святых (Архив Свято-Троицкой Духовной семинарии РПЦЗ. Ф. В. А. Маевского. Д. Афон; На святом Афоне /Церковная летопись. Лозанна.1945 г. №2. Л. 29).
Политика эллинизации Афона все прочнее
Чем закончилась попытка Патриарха Алексия (Симанского) помочь бедствующим соотечественникам? Что ответил на послание Святейшего его Преосвященство архиепископ Дамаскинос – не известно. Но положение насельников Святой горы в 1946 году не улучшилось. Вопрос «О славянском монашестве на Афоне» пришлось ставить на Московском совещании глав и представителей Поместных Православных Церквей 5–18 июля 1948 года.
В ходе работы совещания была создана Комиссия по докладам о положении Святой горы Афонской, которая приняла резолюцию о содействии улучшению положения афонского монашества негреческой национальности.
Участники совещания, опираясь на международные договоры и в силу освященной веками традиции, заявили о необходимости восстановить и гарантировать права афонского монашества. Однако общую ситуацию это не изменило.
Наиболее печально сложилась судьба русских обителей Афона. Московские Патриархи неоднократно обращались к Константинопольским Патриархам, Афинским архиепископам и греческому правительству в связи с бедственным положением русских насельников Афона. Так, Патриарх Алексий (Симанский) в послании Константинопольскому Патриарху Афинагору от 7 марта 1953 года предложил незамедлительно урегулировать афонскую проблему, однако ответа не получил.
12 марта 1957 года Московская патриархия обратилась в МИД Греции и к Патриарху Афинагору с просьбой дать санкцию на приезд 5 марта 1958 года и вступление в братство Свято-Пантелеимоновского монастыря десяти человек. Патриарх Алексий I в послании к Патриарху Афинагору повторил эту просьбу, но в ответном письме от 20 ноября 1958 года Константинопольский Патриарх лишь привел перечень документов, которые должен представить в греческие государственные органы желающий поселиться на Афоне. Да и что можно было ждать от иерарха, известного своими антикоммунистическими взглядами, гражданина США и Турции, одобренного к избранию также Ватиканом (Читайте статью проекта «Церковь верных» – «Завтра начинается вчера»).
Между тем политика эллинизации афонских монастырей продолжалась, к 1956 году на Афоне оставалось только 62 русских монаха. Некоторое улучшение их положения началось только в 1970-е годы.
Испытания продолжаются
Недолгие периоды спокойствия на Святой горе вновь и вновь сменялись для Афонских монахов новыми испытаниями. И та драма, которую мы наблюдали несколько лет назад и наблюдаем сегодня, – тому наглядный пример. Признание Константинопольским Патриархом Варфоломеем раскольнической православной церкви на Украине (ПЦУ), проведение им в 2016 году Критского лжесобора, соучастие в политических интригах антихристианских сил тяжело отразились на положении Афонских иноков. Некоторые греческие монастыри отказались на службе упоминать имя Варфоломея, отдельные монахи подписали открытый протест против его политики. В особенно трудном положении оказались русские монастыри, так как каноническое взаимодействие между Православными Церквами Московского Патриархата и Константинопольского приостановлено. Проблемы усугубились с введением в этом году санкций против России со стороны стран ЕС и блока НАТО, куда входит и Греция. Информация о возможности выдворения русских монашествующих с Афона то и дело появляется в СМИ. Юридически это легко осуществимо.
Для православных верующих Афон традиционно – Удел Богородицы, область Ее особого попечения и присутствия. Невозможно представить, чтобы оставила Она попечением русских молитвенников в Своем святом уделе.
Автор: Вера Крюкова