Telegram

ЗАВТРА НАЧИНАЕТСЯ ВЧЕРА

Когда и кто лелеял идею расколоть Православную Церковь?

Читаешь эти архивные документы, и мороз по коже. В них многое из того, что сегодня составляет внешне-церковную повестку в православном мире, только имена  другие: в начале второй половины XX века Константинопольским Патриархом был Афинагор, сегодня — Варфоломей, тогда — видный политик-республиканец, будущий госсекретарь США при президенте Эйзенхауэре Джон Фостер Даллес, сегодня — многие и многие первые лица мировой политики. За 70 с лишним лет ничего принципиально нового не случилось — просто естественным образом развивались события, имеющие корни в послевоенной истории середины XX века. Впрочем, почему только XX-го? Нынешний архивный экскурс в рамках проекта «Церковь верных» — к фактам антироссийской политики США посредством Константинопольского Патриархата и Всемирного Совета Церквей.

США в делах православия на Ближнем Востоке

Что известно о личности патриарха Афинадора сегодня? Что являлся одним из лидеров экуменического движения (за сближение и объединение различных христианских конфессий) XX века, имел резко антикоммунистические взгляды. Был избран на смену смещенного под давлением турецких властей и греческого королевского правительства патриарха Максима V, чье русофильство не устраивало политиков как Турции, так и Греции. Его предшественник, например, осмелился отправить делегацию Константинопольской патриархии на празднование 500-летия автокефалии Русской Церкви, что, в общем-то и было объявлено краеугольным камнем внутриправославных противоречий.

Главы и представители автокефальных Православных Церквей на концерт духовной музыке. 16 июля 1948 г.

Вот что мы узнаем о патриархе Афинадоре из переписки сотрудников Совета по делам Русской Православной Церкви с высшим руководством страны. Перед нами Дело № 454 («Письма и доклады Совета Правительства и ЦК ВКП(б)») из Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1). В нем зам. завотделом Совета по делам Русской Церкви Карповичем дана справка от 17 ноября 1949 года на Вселенского (Константинопольского) патриарха Афинагора (Спиру):

«Патриарх Афинагор — Аристоклас Спиру, 1886 года рождения, по национальности грек, в 1931 году получил назначение в США в качестве архиепископа Нью-Йоркского, экзарха Константинопольского патриарха по Северной и Южной Америке. Здесь в 1938 году он принял американское гражданство» (Л. 91–92).

Таким образом, турецкого подданства у него не было, и избираться Предстоятелем Константинопольской Церкви по этой причине он не мог.

Дальнейшее в обстановке строгой секретности распространялось только в верхних эшелонах власти, и задачей Совета по делам Русской Православной Церкви было исчерпывающе информировать советское руководство о положении дел. Читаем далее.

«Решением Синода Константинопольской патриархии от 1 ноября 1948 года, Афинагор был избран патриархом Константинопольским (из 17 митрополитов, участвовавших в избрании, против голосовало 6 человек). Об избрании Афинагора имелась договоренность между правительством США, Греции и Турции, и еще до избрания Афинагора патриархом турецкий посол в Вашингтоне Эркин вручил ему турецкий паспорт для въезда в Турцию. На кандидатуру Афинагора дал согласие и католический представитель в Нью-Йорке кардинал Спеллман. Таким образом, патриарх Афинагор является ставленником американцев» (там же).

В подтверждение своих слов докладчик ссылается на интервью вновь избранного патриарха газете «Нью-Йорк геральд трибюн» от 2 ноября 1948 года, где Афинагор заявляет, что «как американский гражданин я всегда поддерживал американское правительство и всегда поддерживал выполнение американских идеалов. Я буду делать то же самое в моей родной стране — Турции».

Константинопольский патриарх Афинагор и римский папа Павел VI. 1964 г.

Все факты проамериканских высказываний фиксируются:

«Из США в Турцию Афинагор прилетел 26 января 1949 года на личном самолете Трумена в сопровождении адъютанта Трумена полковника Чарльза О’Мари. Покидая Америку, Афинагор в своем прощальном слове на аэродроме выразил верноподданнические чувства Трумену».

Во время своей интронизации 27 января, «выступая с длинной речью, Афинагор выразил благодарность Синоду за избрание его патриархом, а затем, перейдя к вопросам международного положения, призывал к сотрудничеству как христиан, так и мусульман для борьбы против коммунизма. Свою речь он закончил восхвалением Турции, США и Трумена».

Чего же ждали от нового Вселенского патриарха обе стороны, с надеждой и опасением? «Турецкая реакционная печать восторженно приветствовала вступление Афинагора на патриарший престол, характеризуя его как турецкого друга, символизирующего турецко-американскую дружбу, высказывая при этом уверенность, что он сыграет свою роль в отношениях между Турцией, Грецией и Америкой». Следовательно, интересы здесь национальные.

Американцы же, «поставив во главе Константинопольской патриархии своего ставленника Афинагора, <…> стремятся объединить православные церкви на Ближнем Востоке с Ватиканом под флагом борьбы с «коммунистической опасностью». То есть, чистая геополитика.

Обращение США к помощи Ватикана, с его давними униатскими интересами по отношению к России и российским территориям, затрагивает собственно религиозный нерв чисто политических противоречий.

«В этих целях в июне месяце с. г. приезжал в Стамбул и вел переговоры с Афинагором личный представитель Трумена при Ватикане Майрон Тэйлор», — продолжает Карпович. — Однако если даже американские усилия примирить Константинопольскую патриархию с Ватиканом и увенчаются успехом, то другие восточные православные церкви, в силу их вечной вражды с Ватиканом и в целях самосохранения, будут выступать против Ватикана. Так именно и складывается в настоящее время обстановка на Ближнем Востоке».

Анализ происходящего еще только предстоял. Как предстояло и множество отголосков уже в современной нам истории: события на Украине, в Сербии, Черногории — все они построены на нерве политических претензий США к СССР.

Уже потом, заинтересовавшись темой, я узнала, что с 1948 года администрация президента Трумэна в течение двух лет проводила «Операцию Афинагор» по смещению патриарха Максима V в пользу своего ставленника. Усиление Русской Православной Церкви после победы во II Мировой войне как часть расстановки политических сил беспокоило американское руководство, и идея о расколе православия изнутри, на почве противоречия Церквей, была в этом смысле благодатной.

Будущий патриарх Афинагор и президент США Гарри Трумэн

Протестанты против НАТО

Тем же днем, в одном письме со справкой на патриарха Афинагора, заместитель завотдела Совета по делам Русской Православной Церковью В. С. Карпович выслал в Совет министров СССР также справку на Джона Фостера Даллеса. Чем заинтересовала советское руководство фигура этого американского политика?

«Небезызвестный Джон Фостер Даллес — один из поджигателей новой войны, один из деятелей республиканской партии США и главный советник по международным вопросам при руководстве республиканской партии, член американской делегации на Генеральной Ассамблее ООН, — играет большую роль в делах протестантских церквей и вообще в реакционном церковном движении. Основной целью Даллеса в данное время является объединение протестантских англо-саксонских государств с Ватиканом для борьбы против СССР» (Ф. 6991. Оп. 1. Д. 454. Л. 93–94).

Примечательно, что, личность Даллеса характеризуется не с точки зрения политики (хотя здесь было о чем рассказать, но, видимо, эти факты были знакомы в советских кругах), а с позиций его деятельности в религиозном движении.

«Даллес принимал в 1946 г. участие в съезде Всемирного церковного совета, председателем которого он являлся, и предлагал образовать единый фронт с Ватиканом для борьбы с «опасностью большевизма» (Выписка из статьи Андре Симона, помещенной в газ. «Известия» от 25.IX–1947 г.). Американский журнал «Протестант» заявляет, что Даллес не представляет американских протестантов, что концепции Даллеса не отвечают взглядам большинства священников-протестантов США и что истинные христиане отвергают Даллеса и требуют его отставки с поста председателя комиссии по международным делам Всемирного совета церквей, считая его руководство — ложным руководством» (там же).

Попытки подключить религию к антикоммунистической идеологии были дискредитированы фашизмом, и потому дальнейшие прецеденты этого в СССР тщательно отслеживались.

Джон Фостер Даллес. 1952 г.

«Являясь руководителем комиссии по международным делам Всемирного совета церквей, Даллес на протяжении 1947 и 1948 гг. принимал деятельное участие в подготовке Генеральной ассамблеи Всемирного совета христианских церквей, — сообщается в справке. — Даллес являлся активным участником состоявшегося с 12.VIII–48 г. в течение 10 дней в Амстердаме Международного конгресса церквей, оставшихся верными Библии, созванного американским Советом христианских церквей. Этот конгресс был подготовительным перед 1-й Генеральной ассамблеей Всемирного совета христианских церквей и имел назначение оказать давление на решения Ассамблеи. На этой конференции Даллес выступал с обычной антикоммунистической речью в целях использования церковной трибуны для пропаганды планов американских империалистов».

Как известно, речь уже шла о создании НАТО, основанного 4 апреля 1949 года. Значит, религиозная подпитка была важна для американских идеологов?

«В марте мес. 1949 г. в Кливленде собралась конференция американских протестантов, созванная по инициативе протестантского «федерального совета христианских церквей Америки», на которой присутствовало 100 делегатов, — проводится в завершение документа. — Эта конференция на узком совещании подавляющим большинством голосов одобрила резолюцию, осуждающую любой военный союз, который мог бы показаться агрессивным СССР (т. е. НАТО — авт.). Далее в резолюции указывается, что конференция не может рассматривать проектируемый Атлантический пакт (имеется в виду НАТО — авт.), потому что она не видела текста этого пакта и предложила не принимать резолюции по пакту пока не будет изучен текст пакта американским народом. Джон Фостер Даллес настаивал на принятии резолюции, заявив, что предполагаемый союз будет иметь мало значения, если он не будет поддержан народами заинтересованных стран. (Выписка из ТАСС от 11.III–1949 г.)».

Итак, по материалам обеих справок, расстановка религиозно-политического влияния в послевоенном мире сложилась таким образом, что антисоветские настроения испытывали католические круги, к которым в духе экуменизма примкнула Константинопольская патриархия. Протестантские же от них отмежевывались.

Чтение архивов, даже если ты не профессионал-историк, дает потрясающее чувство истории. В уме и сердце откликаются ответы на многие сюжеты современной информационной повестки.

Автор: Надежда Барулина