Telegram

ЗАСОХНУТЬ НА КОРНЮ!

Почему епископа с активной гражданской позицией в правительстве СССР сочли подозрительным

Тревожные новости приходят нынче из Западной Европы – аномальная жара, засухи, лесные пожары… Сегодня в этих бедствиях часто винят глобальное потепление, якобы терроризирующее планету. А во времена моей молодости о таком и не слышали. Между тем, губительную для всего живого засуху новым капризом природы не назовешь – немало люди самых разных уголков планеты и эпох от этой беды настрадались. Тем паче если она, а замечено, что такое бывало не раз, настигала в разгар военных конфликтов, революций и прочих политических потрясений. А далеко ходить не надо – ни территориально, ни вглубь истории. Воронежская область конца 40-х годов прошлого столетия.

Хотя не столько об аномально засушливом лете 1949 года пойдет речь, а о маленьком фрагменте правительственной переписки. Этот небольшой архивный документ – еще одна иллюстрация той четко обозначенной роли, которая Церкви в СССР отводилась в послевоенное время. Молитва в частично открытых храмах, так и быть, пусть звучит, но в общественной жизни, даже в моменты всенародной борьбы с природными бедствиями, религиозным организациям не место!

Митрополит Воронежский и Липецкий Иосиф (Орехов)

Призыв владыки «к содействию добрым начинаниям народной власти»

Текст этого обращения к пастве местного владыки в докладе чиновника назван «проектом»: в то время архипастыри были обязаны согласовывать содержание своих публичных выступлений с Советом по делам Православной Церкви. Так вот, рецензируя очередной такой документ, председатель Совета Георгий Карпов находит его сомнительным и делится своими соображениями с зампредседателя Совета народных комиссаров СССР Климентом Ворошиловым.

Из обращения епископа Воронежского Иосифа к духовенству Воронежской епархии:

«Коснусь вопроса об исполнении пастырями гражданских обязанностей. Несомненно, что добрый христианин должен быть и хорошим гражданином. Будучи «ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим.3,17), он благонадежен во всяком звании, добросовестно трудится во славу Божию, во благо Церкви Христовой и на пользу своей дорогой Родины.

Искренняя любовь к Отечеству побуждает патриота к активному содействию добрым начинаниям народной власти.

Эти чувства должны быть руководственными началами для духовных пастырей. Недостаточно одного сочувствия. Не следует этим и ограничиваться.

В наши дни Правительством выработан целый ряд мудрых мероприятий по борьбе с засухой для обеспечения высоких и устойчивых урожаев.

Можно ли им не сочувствовать и не содействовать?! Эти меры клонятся к повышению как материального, так и духовного уровня родного народа.

В нашей памяти свежо стихийное бедствие засухи 1946 года. Периодически повторяющаяся засуха причиняет неисчислимый вред благосостоянию народа. В печати уже опубликованы практические средства борьбы с засухой, основанные на строго научных данных: лесонасаждение полезащитных полос; сооружение водохранилищ; поощрение древонасаждений и разведение садов, закрепление песков путем лесонасаждений травопольная система земледелия, особенно в степных, засушливых полосах.

Мы искренне приветствуем эти благие и разумные решения Правительства. Как духовные руководители верующего народа, мы нравственно обязаны разъяснять огромное значение намеченных мер, вызывать в пасомых активный подъем к проведению в жизнь этих мер.

Еще более благотворно действует и побуждает к доблестному труду личный пример трудового участия духовных лиц в общей работе прихода. Вполне своевременны и такие начиная, как озеленение церковных оград и кладбищ, расположенных при храмах, улиц, дворов».

Свой призыв к пастве владыка Иосиф подкрепляет «примерами энтузиазма» священников Румынской Церкви, которые наравне с обычными гражданами участвуют, например, в восстановлении и строительстве железных и шоссейных дорог, жилых зданий, предприятий… Да и в пределах своей страны и даже епархии архипастырь находит ориентир в лице батюшек из Буденновского района, принявших деятельное участие в борьбе с засухой. Владыка призывает дружно подхватить эти инициативы, заканчивая обращение словами Писания: «Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6,2)».

Опыт, заставивший делать работу над ошибками

К слову сказать, в послании, написанном летом 1949 года, Его Преосвященство упоминает о засухе, настигнувшей советский народ тремя годами ранее. Обратимся к тем историческим реалиям. Совсем недавно закончилась война. В пострадавших от боев и оккупации регионах Воронежской области последствия засухи оказались наиболее тяжелыми. В селах не хватало рабочих рук, лошадей, техники, инвентаря. В правительстве были хорошо осведомлены о том, что в черноземных хлебородных районах люди, не успев оправиться от ужасов войны, вновь, в мирное время, страдают и умирают от голода: 31 декабря 1946 года Берия представляет Сталину выдержки из писем с жалобами на тяжелое продовольственное положение, полученные спецслужбами путем негласного контроля корреспонденции. По Воронежской области МГБ зарегистрировало 4616 таких писем. (Из информационной сводки отдела «В» МГБ СССР. АПРФ. Ф. 3. Оп. 30. Д. 349. Л. 112). Какие же меры в столь чрезвычайной ситуации принимает государство? Какая-то помощь голодающим оказывается, привлекаются и международные организации. Но хлеб из государственных резервов остается неприкосновенен: международная обстановка грозит новыми военными конфликтами.

Голодомор в Поволжье 1921-1922 гг.

Почему инициатива наказуема?

Но вернемся к засухе 1949 года. Что в этих чрезвычайных условиях правительство предпринимает на этот раз? Разработана комплексная программа, получившая название «Сталинский план преобразования природы». Проект, рассчитанный на период с 1949 по 1965 годы, предусматривал создание восьми крупных лесных государственных полос в степных и лесостепных районах СССР общей протяженностью свыше 5300 километров…

И вот к самой что ни на есть деятельной поддержке этих мер свою паству призывает Воронежский владыка. Казалось бы, поощрить председателю Совета по делам РПЦ эту своевременную инициативу, эту, как бы мы сегодня сказали, активную гражданскую позицию…

Но в его докладе читаем, напротив, возражение: «Кроме разъяснения с церковного амвона важности насаждения лесозащитных полос и сооружения водохранилищ в борьбе с засухой, епископ призывает духовенство личным трудовым участием показывать пример верующим. Совет считает, что если можно не возражать против обращения духовенства к верующим во время церковных служб с призывом об участии их в проведении мероприятий по борьбе с засухой, то личное трудовое участие духовенства и организацию ими верующих на работы по лесонасаждению и строительству водохранилищ на полях колхозов и совхозов Совет находит излишним. Также не следует делать ссылку на пример румынского духовенства. Прошу Ваших указаний» ( ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 451. Л. 70).

Надо заметить, Румынская Православная Церковь в докладе Карпова и воззвании епископа Воронежского упомянута неслучайно. Несмотря на то что в этой стране у власти тоже стоят коммунисты, провозгласившие политику «государственного атеизма», сотрудничество с церковной общественностью здесь происходило и активно, и в самых разных областях жизни. Церковь здесь не отделена от государства (что, с другой стороны, создавало для священства и немалые проблемы), но попыток «выдавить» ее из жизни общества не предпринимается, скорее наоборот (Подробнее об этом на нашем сайте – «Высокие отношения»).

И все же что в инициативе Воронежского владыки так смутило представителя чиновничьего аппарата? Будущий митрополит Иосиф (Орехов Иосиф Стефанович) – лицо, к властям вполне лояльное, в антисоветской деятельности не подозреваемое. По отзывам знавших его, обладал миролюбивым характером и любвеобильным сердцем. Предлагает всестороннюю помощь правительству в насущном деле.

Вряд ли Карпов лично знаком с владыкой Иосифом: статус чиновника предполагал общение в кругу Патриарха Московского и иных российских и зарубежных иерархов. Вероятнее всего, источником сведений об архипастыре для Георгия Григорьевича служат донесения уполномоченного Совета по Воронежской области. А тот Иосифа не жалует. 12 июля 1949 года он написал на владыку следующую характеристику:

«Епископ Орехов руководит епархией с 15 сентября 1945 года, религиозный фанатик, в течение этого периода неоднократно возбуждал вопрос об открытии «мощей Митрофана Воронежского», пытается расширить влияние церкви путем открытия монастыря, поездок по епархии с почестями, без ограниченного выполнения всяких религиозных обрядов во всех населенных пунктах области, недоволен малым открытием церквей, протестует против закрытия церквей вообще и даже в тех населенных пунктах, где существование церкви ничем не вызывается. Под видом патриотизма к Родине старается протащить в советское общество церковную идеологию, считая возможным сосуществование церкви с социалистическим строем. Церковь широко использует для личных удобств, наживы и обогащения. С этой целью окружил себя близкими людьми и родственниками: сестра-экономка, зять-заведующий свечным заводом и зав.домоуправлением, который сумел поднажиться, приступил к постройке собственного дома» («Древо». Открытая православная энциклопедия).

Из всех претензий уполномоченного в адрес архипастыря, пожалуй, только содействие родственникам можно поставить в вину последнему, да и то автор не приводит каких-либо фактов злоупотреблений родичей на церковных должностях. А все остальные «обвинения» характеризуют владыку как энергичного и ответственного служителя Церкви, настроенного на мирное сосуществование православных с советской властью.

Но, очевидно, у правительства в 1949 году иной взгляд на взаимоотношения с РПЦ. Выбранный высшей властью курс, через председателя ведомства, контролирующего Церковь, хорошо усваивают его представители на местах: как видно из доклада уполномоченного Совета, в невозможности полноценного «сосуществования Церкви с советским строем» сомнений быть не может.

К слову,  убежденность советских чиновников всех рангов в том, что «церковная идеология» не имеет права на существование в коммунистическом государстве, окажется такой живучей, что переживет и само советское государство. О чем это я, ведь сегодня все иначе? Да, высокие государственные чины два с лишним десятилетия открыто транслируют к Церкви полное расположение, камеры журналистов неизменно отмечают их присутствие на главных церковных богослужениях. Но наследие богоборческой эпохи, судя по количеству нападок на священников и даже само православное учение в сети, нет-нет, да напомнит о себе.

Автор: Евгения Карезина

По материалам ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 451. Л. 71–73