Telegram

УВАЖАТЬ МИТРОПОЛИТА

О важности почтения к архиерею в стране, попытавшейся отменить Бога

В 1945 году на освобожденных территориях Украины параллельно с восстановлением разрушенного хозяйства полным ходом шла работа по строительству мирных отношений между Православной Церковью и органами советской власти. Правдивые детали этой страницы истории хранят архивные документы, с которыми мы продолжаем знакомить аудиторию в рамках проекта «Церковь верных. Украина. 1940-е». Любопытные сведения содержит письмо председателя Совета по делам Русской Православной Церкви (далее – Совет) Георгия Карпова уполномоченному Совета по УССР Павлу Ходченко. Это лишь фрагмент рабочей переписки. Но он наглядно свидетельствует о непростой роли руководителя контролирующего Церковь ведомства и о противоречивом положении Русской Православной Церкви на послевоенной Украине и в целом в СССР.

Фрагмент документа. ГАРФФ. 6991. Оп. 1. Д. 29. Л. 150

Бестактность или глубокая неприязнь?

С дисциплинарным взысканием к своему подчиненному Георгий Григорьевич обратился после визита к нему 21 апреля 1946 года патриаршего экзарха Украины митрополита Киевского и Галицкого Иоанна. Тот, дескать, пожаловался на некорректные выпады в свой адрес украинского уполномоченного товарища Ходченко. Карпов в вежливой форме, но в заметном раздражении на сотрудника своего ведомства перечисляет претензии Его Высокопреосвященства.

«1. Вы весьма грубо разговариваете с митрополитом Иоанном по телефону, причем тон разговора иногда носит приказной характер. Были случаи, когда Вы, не закончив разговора, бросали телефонную трубку.

  1. В повышенном и нервозном тоне Вы несколько раз звонили митрополиту Иоанну, предлагая бросить все дела и немедленно доставить ему те или иные интересующие его материалы, причем, на заявление митрополита Иоанна, что в данное время он прийти не может, так как занят, или позднее время, Вы все же настаивали на немедленной явке в Совнарком.
  2. Вы несколько раз требовали от митрополита Иоанна, чтобы он снабжал Вас бланками экзарха, объясняя, что Вам нужно выписывать какие-то командировочные удостоверения /…/».

 В списке претензий митрополита и история с 23-летним протеже уполномоченного, человеком с сомнительным прошлым, служившим в униатской церкви в непонятном статусе, который тот скрывает. Павел Ходченко потребовал у Его Преосвященства пристроить некоего Мельникова к церковным делам в экзархате, а когда тот отказался, мотивируя это каноническими доводами, настоял, чтобы молодого человека «прикрепили» к одному из епископов. Когда это было выполнено, новый сотрудник в первый же день обокрал свое начальство.

Митрополит Иоанн сообщает и о жалобах своего помощника, который сетовал митрополиту Иоанну, что, вынужденный часто бывать на приеме уполномоченного по поручениям экзарха, больше не готов продолжать работать в прежнем качестве из-за грубого обращения с ним чиновника.

Карпову также стало известно о недоработке подчиненного в организационных вопросах.  Митрополит Иоанн признался, что каждый раз, когда он должен ехать в Москву по вызову патриарха или на сессию Синода, постоянным членом которого он состоит, у него возникают недоразумения с бронированием места для себя. «В одних случаях Вы предлагали заказывать броню обязательно за пять дней, – продолжает распекать подчиненного председатель Совета. – Но когда митрополит Иоанн это стал делать, то Вы заявили: «Что Вы ко мне за пять дней пристаете, когда я могу Вам сделать и накануне», а когда обращался митрополит Иоанн к Вам насчет брони накануне отъезда, то Вы заявляли: «Я не могу Вам сделать броню, так как Вы очень поздно обращаетесь».  

Предметом разногласий митрополита с уполномоченным стал и «квартирный вопрос», который чиновник неоднократно обещал решить, подыскав архиерею помещение для квартиры или частное жилье . Но обещания так и оставались словами, а священнослужитель продолжал проживать в 2-х комнатах Михайловского монастыря с плачевными санитарными условиями и обвалившимся потолком.  

Ко всему прочему экзарх Украины митрополит Киевский и Галицкий Иоанн поставил Карпова в известность, что он в течение года многократно обращался к уполномоченному с вопросом о возможности встречи с Председателем Совнаркома Украины Никитой Хрущевым, но ни разу не получил обратной связи по своей просьбе.  

«Придавая этому заявлению весьма серьезное значение и считая такие действия недопустимыми в Ваших взаимоотношениях с руководителями православной церкви, прошу Вас срочно прислать мне объяснения и немедленно изменить свое отношение к митрополиту Иоанну. Вообще с духовенством и другими посетителями надо быть очень тактичным», – резюмировал свой выговор подчиненному председатель Совета по делам Русской Православной церкви при СНК СССР Георгий Карпов.

Случайная известность «штатного атеиста»

Обратимся к действующим лицам этого документа по возрастанию их статуса и исторической значимости. Ходченко Павел Семенович, уполномоченный Совета – лицо, о биографии которого сведений не обнаружено. Однако имя его встречается в связи с парадоксальным для репутации закоренелого атеиста эпизодом – якобы, произошедшем на Волгоградском фронте 11 ноября 1942 года. По документально неподтвержденным открытым источникам, уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по УССР товарищ П. С. Ходченко в отчете начальству докладывает о Божием чуде, явлении Богородицы, свидетелями которого стала прибывшая на Украину со Сталинградского фронта целая воинская часть из 62-й армии, прославленной героической обороной Сталинграда.

Имел ли место такой доклад украинского чиновника в действительности, вызывает сомнения, во всяком случае, в отчетах самого Ходченко упоминание о «Сталинградском чуде» обнаружить не удалось. Так или иначе, автор одной из публикаций по этому поводу называет Ходченко «штатным атеистом и борцом с религией». И судя по содержанию письма Карпова, правда в этой характеристике есть. Не может чиновник Совета преодолеть воспитанную партией неприязнь к высокопоставленному архиерею и ко всему церковному. И даже предписанное с недавних пор и законодательно закрепленное верховными властями тактичное отношение к служителям культа не способно подавить этот застарелый конфликт.

Контролер или защитник?

Известно, что под конец своей карьеры Георгий Григорьевич Карпов встречал от товарищей по партии недовольство тем, что возглавляемый им Совет «непоследовательно проводил линию партии и государства в отношении церкви и скатывался зачастую на позиции обслуживания церковных организаций. Занимая защитнические позиции по отношению к церкви, Совет вел линию не на борьбу с нарушениями духовенством законодательства о культах, а на ограждение церковных интересов» (Из доклада на Всесоюзном совещании уполномоченных Совета преемника Карпова с февраля 1960 года Владимира Куроедова. 21 апреля 1960 года).

Но до этих обвинений пройдет еще 15 лет. А в конце войны назначенный в 1943 году на должность председателя Совета по делам Русской Православной Церкви кадровый чекист, долгое время совмещавший новую должность с руководством церковным отделом НКВД, в излишних симпатиях к «церковникам», кажется, замечен не был.

Так в чем же дело? Почему подчиненный из Киева получает разнос от начальника не только за некорректное отношение к высокопоставленному архиерею и его служителю, вмешательство в его кадровые дела, но и неготовность или нежелание помочь в решении бытовых проблем Его Высокопреосвященства, на что у чиновника есть все полномочия ? Думается, дело не только в сане, но и личности архиерея, значимость которой вынужден был признать даже убежденный атеист Георгий Григорьевич.

Г. Г. Карпов, председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СНК в 1943-1960 годы

Кого обидел чиновник

Архиепископ Иоанн (в миру Соколов Иван Александрович) 12 февраля 1944 году был возведен в сан митрополита, назначен митрополитом Киевским и Галицким, экзархом Украины. Правительство СССР возлагало немалые надежды на Русскую Православную Церковь в решении политических проблем, существовавших на территории освобожденной от немцев территории Украины. (Читайте по теме – «Планов громадье»). Митрополит Иоанн длительное время был единственным архиереем патриаршей ориентации на Украине, руководил возвращением в юрисдикцию Московской патриархии приходов, находившихся во время оккупации в раскольнических автокефальных образованиях.

В дальнейшем Его Высокопреосвященство еще много сделает для укрепления влияния Московского Патриархата, ослабления позиций католичества на территории УССР: 8–10 марта 1946 года станет представителем Русской Православной Церкви на Львовском Соборе греко-униатских священников и мирян, на котором будет принято решение о воссоединении с Православной Церковью. Митрополит активно проявит себя в процессе присоединения греко-католиков (униатов) западных областей Украины и Закарпатья к Русской Церкви, укрепляя их в православии. Будет проявлять постоянную заботу о восстановлении разрушенных в предвоенные десятилетия и открытых в годы войны храмов.

В памяти священнослужителей и мирян митрополит Иоанн останется скромным, искренним, доверчивым человеком, сострадательным и милостивым к нуждающимся, пастырем, обладающим обширными познаниями в различных областях, а также большим духовным и жизненным опытом.

Вот какого человека обидел Ходченко. В отличие от своего уполномоченного Георгий Карпов хорошо понимал, какую значительную роль должна будет сыграть Русская Православная Церковь Московского Патриархата в восстановлении духовного единства народов России и Украины и, соблюдая партийную дисциплину, следовал политике партии в этом вопросе, проявляя к высокопоставленному церковнослужителю подобающую дипломатичность. Сначала выказываемое уважение было лишь внешним, формальным, позднее, по всей видимости, стало более осознанным. Эволюция отношений с Церковью руководителя главного контролирующего ее советского ведомства Георгия Карпова – тема крайне интересная и достойна отдельного рассмотрения.

Епископ Иоанн (Соколов)

Автор: Любовь Лязина

По материалам ГАРФФ. 6991. Оп. 1. Д. 29. Л. 150-152