Telegram

СВЯТАЯ СТРАННИЦА

Вернуть похищенную оккупантами древнюю святыню пытались по горячим следам, но ее дорога к дому затянулась на 60 с лишним лет

Тихвинская икона Божией Матери

Ее возили из страны в страну, спасали, прятали, завещали по наследству. Десятки лет после того, как немецкие захватчики, разграбив Тихвинский монастырь, забрали с собой его главную святыню, скиталась она по чужбине. Попытки вернуть Тихвинскую икону Божией Матери на родину, в частности, в 1949 году, предпринимались не раз, но заканчивались ничем. Подробный отчет о драматичной истории церковной реликвии находим, как ни удивительно, в архивах правительственной переписки. Чем был вызван интерес к издавна чтимому на Руси чудотворному образу со стороны богоборческой власти? 

По преданию, эта икона была написана евангелистом Лукой и послана им в Антиохию. Позже образ пребывал в Иерусалиме, затем в V веке – в специально воздвигнутом в его честь Влахернском храме Константинополя. В 1383 году икона исчезла и тогда же явилась на Руси, в маленьком городе Тихвине. Там для нее устроили сначала деревянный, затем каменный храм, а в 1560 году – мужской общежительный монастырь, где святыня и пребывала на протяжении нескольких веков, почитаемая православными верующими как защитница Русской земли.
В 1924 году Свято-Успенский Большой Тихвинский мужской монастырь, разделив печальную участь многих русских обителей, был закрыт, а в конце 1920-х был вновь открыт в обновленческой ориентации.

В годы Великой Отечественной войны икону не успели эвакуировать вглубь страны, и в 1941 году она попала в руки немецко-фашистских оккупантов, а позднее была вывезена ими из Тихвина. С этого времени началась полоса скитаний чудотворного образа.

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь

Приехать и забрать!

В феврале 1949 года в донесении заместителю председателя Совета Министров СССР Клименту Ворошилову  председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Георгий Карпов сообщает, что в ноябре-декабре 1941 года фашистские захватчики вывезли из города Тихвина ценную икону (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 451. Л. 130–132). В письме он ссылается на изданную Московской патриархией в 1942 году книгу «Правда о религии в России», где опубликован акт, с фотоиллюстрациями, о разрушениях и ограблении Тихвинского монастыря и похищении Тихвинской иконы Божией Матери, подписанный четырьмя «старожилами города Тихвина».

О дальнейшей судьбе святыни сообщается следующее: из Тихвина икона была привезена в Псков, затем в Ригу, в женский монастырь, где перед ней при большом стечении народа совершались молебны, читались акафисты. 22 сентября 1944 года немецкие оккупанты вывезли святой образ в Германию. В это же время и тем же маршрутом, в числе еще двух церковнослужителей, выехал Рижский епископ Иоанн (Гарклавс), в руках которого в дальнейшем и оказалась святыня.

Епископ Иоанн (Гарклавс)

С инициативой провести «операцию» по возвращению Тихвинской святыни в Россию к председателю Совета по делам РПЦ обратился некий товарищ Соколовский, проживающий в Берлине (сведений о нем докладе не сообщается). Он предложил «командировать в Германию авторитетного и высококвалифицированного представителя церкви», хорошо знавшего почитаемый образ.

В качестве такого эксперта была предложена кандидатура Константина Проскурякова, одного из тех самых четырех «сторожил» города Тихвина, заведующего местным музеем Н. А. Римского-Корсакова, который присутствовал при составлении акта о разграблении фашистами монастыря.

«В связи с предложением т. Соколовского докладываю, что, кроме патриарха, знает икону из всего епископата только один епископ Ростовский и Новочеркасский Сергий, который в 1933 году был пострижен в монашество в Тихвинском Успенском мужском монастыре и в том же году последний раз видел икону «Тихвинской божией матери», – констатирует Георгий Карпов.

В правительственном донесении также сообщается, что от имени прихода единственного действующего в Тихвине храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери на имя Патриарха готовится ходатайство о возвращении иконы.

В связи с вышеизложенным председатель Совета обращается в правительство с предложением устроить поездку в Германии, чтобы выполнить сразу две задачи:

«В связи с тем, что Патриархия ранее ставила вопрос перед Советом о целесообразности кратковременной поездки в советскую зону Германии церковной делегации от Патриархии для службы в русских церквах г. Берлина, Лейпцига и Дрездена и принимая во внимание многократные просьбы Управления информации СВАГ о необходимости приезда представителей патриарха в Германию, Совет входит с предложением соединить эти две задачи (служба в церквах советской зоны Германии и получении иконы в американской зоне – г. Херсбрук) и для этого срочно командировать на двухнедельный срок в Берлин (с поездкой в указанные выше города) церковную делегацию. /…/ На расходы, связанные с поездкой, выделить командировочные в сумме 2400 немецких марок (из расчета установленной нормы 40 марок в день на человека) и такую же сумму представительских, а всего 4800 немецких марок».

Крестный ход с Тихвинской иконой Божией Матери. На переднем плане – епископ Рижский Иоанн (Гарклавс). Германия. 1947 г.

Вопрос второстепенный

При прочтении документа сразу возникает вопрос: почему так поздно, только в 1949 году, заговорили о возврате святыни? Но обращаясь к другим источникам, узнаем, что эта попытка доставить похищенную икону в Россию была не первая.

Историк Ольга Копылова в своей работе «Судьба Тихвинской иконы Божией Матери в период Второй мировой войны и в первые послевоенные годы» приводит документы, из которых следует, что еще осенью 1945 года Патриарху Алексию (Симанскому) стало известно местонахождение святыни и он незамедлительно обратился в Совет по делам РПЦ с просьбой «оказать содействие к проезду протоиерея Кудринского в г. Мюнхен для выполнения данного ему поручения».

Автор статьи считает, что «в это время существовала реальная возможность вернуть Тихвинскую икону Московской Патриархии, однако … этот вопрос был поставлен наряду с такой серьезной проблемой, как взаимоотношение Московской Патриархии с «карловацкой группировкой». Председатель Совета Карпов на письме Патриарха написал резолюцию: «Пока не следует делать». Внимательное исследование всех обстоятельств дела позволяет предположить, что резолюция Карпова относилась именно к проблеме воссоединения Зарубежного Синода с Русской Православной Церковью, а вопрос о возвращении на родину Тихвинской иконы оказался на втором плане. И это вполне объяснимо.

Ценность святыни измерили по одежке

Велика ли потеря для государства от вывоза из страны одной из церковных ценностей, килограммами, если не тоннами измеряемых во время кампании по изъятию церковных ценностей в довоенном СССР? А, может, и правда большая? Бдительный и осторожный, Карпов в вышеназванном докладе в правительственные верхи скрупулезно оценивает материальную ценность иконы и констатирует, что да, риза, в которую она была облачена перед вывозом из страны, «тоже богата», но не так, чтобы очень, не чета той, золотой, что была ранее:

«В связи с сообщением /…/ о т.н. «чудотворной иконе Тихвинской божией матери» докладываю, что по наведенным справкам самая ценная (золотая) риза с данной иконы с большим количеством драгоценных камней была снята еще в период войны 1914-1918г.г. и перевезена в Петроград, а затем вместе с другими государственными ценностями – в г. Ейск. /…/ В связи со снятием и эвакуацией золотой ризы, на икону была надета риза меньшей ценности – серебряная вызолоченная с драгоценными украшениями, до этого находившаяся на копии иконы «Тихвинской божией матери». В 1922 году, якобы, была снята и эта риза (в период изъятия церковных ценностей), и на икону была надета тоже богатая (но все же меньшей ценности) серебряная вызолоченная риза ХV1 века русской работы, имевшая также драгоценные камни и русские самоцветы. Эта последняя риза имела также историческое значение, так как была пожертвована в монастырь Борисом Годуновым. Находясь в Успенском Соборе Тихвинского монастыря, икона помещалась в богатом вызолоченном киоте с балдахином готического стиля с орнаментами ордена Мальтийских рыцарей. Киот был пожертвован монастырю в 1802 г. Павлом».

Слегка касаясь исторического значения утерянной святыни, партийный деятель совершенно равнодушен к ее духовной ценности для русских верующих. И было бы странно, если бы он рассуждал иначе. Председатель Совета, он же генерал НКВД, идейный коммунист, разумеется, не признает святость и чудотворность иконы, о чем свидетельствует иронически взятое в кавычки ее наименование – «т.н. «чудотворная икона Тихвинской божией матери». Убежденный партиец далек от предрассудков о почитании святых образов и совершении по молитвам перед ними многочисленных чудотворений.

 Время упущено

Нескоро дело делается, но в феврале 1949 года Георгий Карпов представляет в Совмин проект распоряжения о поездке делегатов Московской патриархии в Германию:

«1. Разрешить Совету по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР дать согласие Московской Патриархии на поездку церковной делегации в Германию сроком на 15 дней в составе: епископа Ростовского и Новочеркасского Сергия (Ларин Сергей Иванович); управляющего делами Московской Патриархии протопресвитера Колчицкого Николая Федоровича, наместника Троице-Сергиевской Лавры архимандрита Иоанна (Разумов Дмитрий Александрович) и гр-на Проскурякова Константина Николаевича (зав. музеем Римского-Корсакова в г. Тихвине.

  1. Обязать Министерство Финансов СССР (т. Зверева) отпустить Совету по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР для передачи через Московскую патриархию церковной делегации 4800 немецких марок, с покрытием указанной суммы валюты по соответствующему курсу за счет средств Московской патриархии.

Председатель Совета министров СССР

 И. Сталин»

(ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 451. Л. 134)

Но поездка делегации, так тщательно планируемая и согласованная в самых высших инстанциях, не состоялась: время было упущено. Икона, вывезенная немцами в Германию вместе с ее хранителем епископом Рижским Иоанном, оказалась в Американской зоне оккупации. А отношения между союзниками в 1949 году уже не те, что были сразу после победы над фашистами. Власти США всячески препятствуют выполнению соглашений о реституции (возврате) вывезенных немцами культурных ценностей (как мы видим сегодня, отношение этого государства к международным соглашениям мало изменилось), несмотря на все протесты по дипломатическим и церковным каналам, отказывают во въезде церковной делегации на территорию Американской оккупационной зоны, где находится епископ Рижский Иоанн (Гарклавс) с Тихвинской святыней.

Вернулась согласно завещанию

Чем продолжилась история святой скиталицы? Известно, что епископ Иоанн вместе с Тихвинской иконой выехал в США. Здесь владыка, впоследствии ставший архиепископом Чикагским и Миннеаполисским, много лет хранил чудотворный образ, завещав приемному сыну протоиерею Сергею Гарклавсу вернуть его в Россию, когда та освободится от богоборческой власти (по другим воспоминаниям, после открытия Тихвинского монастыря).

Священник Сергий Гарклавс, хранитель Тихвинской иконы на чужбине и, по завещанию приемного отца, вернувший ее в Россию

Весной 1995 года Тихвинский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. И лишь 8 июля 2004 года 60-летнее странствие чудотворной иконы по зарубежным странам завершилось. При Патриархе Московском и Всея Руси Алексии II образ был доставлен в родной Успенский собор в Тихвине.
Своеобразную эстафету по возвращению древней святыни один Алексий принял от другого. И то, что в 40-е годы Патриарху Алексию I не удалось вызволить икону из зарубежной ссылки, не умаляет его роли в этой истории. Традиция почитания Тихвинской иконы Божией Матери продолжается сегодня, когда исповедующие веру во Христа говорят об этом в полный голос, а русские святыни бережно хранимы и открыты для паломников всего мира. Этот же исторический эпизод можно считать своеобразным заветом от главы Русской Церкви времен послевоенного СССР, который посвятил себя сохранению в стране православия и верил, что для православной России настанет это время, время духовной свободы.

Возвращение святыни в Тихвинскую обитель. В центре – протоиерей Сергий Гарклавс. 2004 г..

Автор: Вера Крюкова