Telegram

ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ ГОЛОД И ДУХОВНАЯ ЖАЖДА

По страницам сводок послевоенной церковной жизни в СССР

Лето 1946 года. Страну, победившую фашизм, настигла другая напасть — послевоенный голод, вызванный целым комплексом причин – начиная с неблагоприятных погодных условий и объективных потерь в сельском хозяйстве (недостаток рабочих рук, техники и лошадей, уничтожение многих сел на Украине и в Черноземье и т.д.), заканчивая ошибками внешней политики (экспорт зерна за рубеж, создание зернового резерва на случай новой войны и пр.).

Справиться с разрухой, поднять хозяйство, элементарно накормить детей — у советских граждан уже иные, нежели борьба со смертельной опасностью, земные, чаяния. Останется ли здесь место духовным потребностям?

 

Голод на Украине. 1945-1947 г. г.

Обнаруженные в рамках проекта «Церковь верных» архивные документы дают возможность непредвзятого взгляда на «нематериальную» сферу жизни советских граждан в первый послевоенный год. Вопреки расхожему стереотипу, что процент религиозности тогда был нулевым, сможем сделать вывод, что народ наш, положивший миллионы жизней ради спасения мира, народ, которому перед лицом каждодневной смертельной угрозы разрешили, наконец, молиться в храмах, иметь Предстоятеля Церкви, и после Победы не отвратил от Бога взора, полного надежд.

Листая отчеты уполномоченных по делам Русской Православной Церкви по итогам III квартала 1946 года (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 118.), совершим мысленное путешествие по разным уголкам огромной страны.

Последняя отдушина «советских» верующих

 Статистика роста отпеваний красноречиво свидетельствует о количестве смертей в послевоенный год: за весь 1945-й год в Пермской области их было совершено, только по официальным данным, 5563, а в одном только первом полугодии 1946 года — уже 3305. Религиозное рвение? Вряд ли. Отпевание всегда было последней отдушиной «советских» верующих, лишенных при жизни всего: участия в таинствах, живительной подпитки пастырским словом, права жить в соответствии со своими убеждениями. Лишь смерть освобождала от необходимости носить маску: те, кто принадлежал в СССР к Церкви даже формально, умирали все же отпетыми, это было последним их правом. Следовательно, откуда взяться росту числа отпеваний на 19 процентов? Только из возросшей смертности. Это абсолютно реальный в своей правдоподобности показатель.

Послевоенный крестный ход. 1945 г.

От Москвы до самых до окраин

Московская область. «Из ряда проведенных бесед с местными советскими и партийными органами, а также путем осторожных и деликатных бесед с чинами общины, настоятелями церквей и прихожанами удалось установить, — пишет московский уполномоченный, — что изменение в сторону уменьшения религиозности в этих приходах не наблюдается, а если взять исполнение обрядов, как например: крещение, венчание, отпевание и т.п. — наблюдается значительное повышение, чем это было в период войны».

Средняя полоса России, Калуга. «Из наблюдений в воскресные дни по городу Калуге, — читаем в сводном отчете по регионам, — посещают до 400–500 человек, что касается в двунадесятые и престольные праздники, в церковь войти нельзя. Большой процент посещаемости — женщины разных возрастов. Пожилые женщины приходят с детьми. В воскресные дни церковь посещается молодежью — девушками от 15–20 лет. Совсем мало посещают молодежь мужского пола — их бывает 5–10 человек».

Северо-запад России, Псков. Уполномоченный Совета товарищ Лузин сообщает: «В июле месяце верующие г. Пскова и Псковской области в торжественной обстановке отметили приезд патриарха Алексия. К 23 июля в Псков съехалось очень много верующих… Награждение Патриарха орденом встречено верующими восторженно, и почти что во всех церквах были отслужены молебны с зачтением Указа. Со стороны отдельных молящихся вырывались восклицания благодарности нашему правительству и товарищу Сталину за оказанное внимание к Патриарху. Эти факты послужили к росту числа посещающих церкви. Взрослые начинают ходить в церковь с детьми, стали проходить венчания. Если в 1945 году в соборе г. Пскова была за весь год одна свадьба, то за III квартал было четыре свадьбы. Духовенство также не стало стесняться.Если раньше волосы подстригали коротко и ходили в штатских костюмах, то теперь волосы стали отпускать и ходить в рясах. Приспосабливаются к проводимым советской властью мероприятиям. Так, например, 1 сентября Псковским горисполкомом проводилось массовое гулянье школьников, связанное с началом учебного года, в этот же день во всех церквах были отслужены молебны, читались проповеди, обращенные к школьникам. В этот день я посетил две церкви, в которых набралось детей более 300 человек».

Прибалтика, Латвийская ССР. «В ряде приходов — русских и в особенности латышских православных церквей иногда посещают католики и больше лютеране, причем за 1946 год из других вероисповеданий к православию присоединилось более 15 человек».

Литва. «Православная церковь Литовской епархии за истекший период второго полугодия 1946 г. отмечает в своей жизни два выдающихся факта, поднявших значение православия в Литовской республике. Это возвращение Вильнюсских мощей в Свято-Духовский монастырь и открытие православной духовной семинарии. Несомненно, что эти два факта в большей или меньшей степени подняли авторитет православия среди верующих и служителей культа других вероисповеданий. Количество молящихся в Свято-Духовском храме, где установлены (26.VII–46 г.) мощи, значительно увеличилось».

Юг России, Астраханская область. Уполномоченный делает вывод: «За последнее время, как я указывал ранее, число посещающих церкви, особенно в религиозные праздники, увеличилось. Контингент посещающих церкви остается прежним». А «в хуторе Краснянском Хоперского района гр-ка Земцова отказалась от правительственной награды — медали Материнства II степени и от назначения ей пособия, считая это как от антихристовой власти». Очевидно, что оппозиционные настроения по отношению к советской власти, повинной во многих преступлениях против веры и верующих, затрагивали даже социально малоактивные слои населения, коль скоро простая многодетная крестьянка смело отказывается и от заслуженного почета, и от материального содержания (в голодное время, заметим) исключительно по религиозным соображениям. Этот лаконичный архивный факт — важное свидетельство того, что масштабы религиозности в советском обществе были связаны не только с количественными показателями (посещаемость храмов, требоисправления, число заявлений об открытии церквей и молитвенных домов), но и качественными характеристиками — глубиной и силой веры.

Предуралье, Молотовская (ныне Пермская) область. «Рост религиозности в области по сравнению с 1945 г. значительно увеличился, — констатирует уполномоченный по делам Церкви врегионе. — Если в 1943, 1944 и в начале 1945 гг. церкви посещали 95% верующих преклонных лет, то в 1946 году увеличился приток верующих за счет средних возрастов и молодежи». И не удивительно, ведь закончилась круглосуточная военно-оборонная вахта трудоспособного населения.

Украина, Винницкая область. «Из личных наблюдений в селах, — сообщает уполномоченный Совета по делам Церкви, — не приходилось видеть домов, в которых не было бы икон, даже в семьях коммунистов. О том, что в области значительная религиозность, особенно среди сельского населения, свидетельствует даже такой факт, когда в день праздника Рождества в г. Винница почти не было базаров: население праздновало».

Молдавская ССР. «Уменьшение посещаемости верующими церквей не говорит о снижении религиозности среди населения, — считает местный уполномоенный, — так как оно объясняется временными экономическими затруднениями, вызванными недородом в Молдавии. Религиозность среди местного населения, как сельского, так и городского, очень большая. Религиозные требы, как правило, выполняются повсеместно почти всем населением».

В очередь на крещение

Теперь в очередь на крещение выстраивались уже не только дети с родителями, но и сами взрослые. И если первых стало больше всего (!) на 47 процентов, то 73-процентное увеличение желающих креститься взрослых поражает. Ничем иным, как духовной жаждой, не объяснить этот факт.

Еще более пронзительно-трогательной выглядит история, лаконично изложенная в докладе уполномоченного по Северо-Осетинской АССР:

Итак, Северная Осетия. «В начале сентября месяца сего года в действующую церковь г. Дзауджикау начали приходить дети из детских домов группами по 3–5 человек с просьбой к священнику произвести их крещение. Все обращающиеся дети — девочки возраста от 10 до 15 лет. Первая группа, пришедшая в церковь для крещения, были три девочки возраста 14–15 лет, на которых священник не обратил особого внимания и не расспросил их, откуда они. За этой группой пришли креститься две группы девочек по 5 человек в возрасте от 10–14 лет. Священник Гончаров стал расспрашивать, откуда они и почему пришли креститься без родителей. Дети ответили, что они родных не имеют и живут в детдомах. Крестить девочек священник не стал, заявил им, что для их крещения необходимы или родители, или же взрослые — мужчина и женщина, кои взялись бы исполнить церковный обряд крестного отца и матери. По замкнутости детей в ответах на поставленные им вопросы священником можно заключить, что среди детей детских домов г. Дзауджикау ведется неизвестными лицами скрытая религиозно-воспитательная работа. Уполномоченный Совета информировал об этом Обком ВКП (б) и Совет Министров СССР».

Автор: Лилия Шабловская