Telegram

ПРАВОСЛАВНЫЕ НА ЗАЩИТЕ СВЯТЫНЬ

Из истории вскрытия мощей в Вологодской губернии в 1919 году

Изучение истории Русской Православной Церкви в один из наиболее болезненных и непростых периодов в жизни нашего Отечества – после октябрьского переворота 1917 г. и во время Гражданской войны – является чрезвычайно важным для понимания всего последующего хода развития взаимоотношений церкви и государства в нашей стране. С первых дней существования советской власти начались гонения на церковь, широкая антирелигиозная пропаганда. Особое значение в этом плане придавалось вопросу о вскрытии мощей святых. Эти мероприятия советской власти всколыхнули всю православную Россию.

 

Вскрытие мощей Александра Невского в Петрограде. 1922 г.

 

Вскрытие мощей имело ярко выраженный политический характер. Такого рода акции производились почти во всех крупных губерниях России. По данным, приведенным в отчете Отдела по проведению в жизнь декрета об отделении церкви от государства Наркомата юстиции РСФСР УШ Всероссийскому съезду Советов, в 1918-1920 гг. в России было произведено 62 вскрытия мощей святых, среди них: в Архангельской губернии – одно вскрытие, во Владимирской губернии – 16, в Воронежской губернии – 2, в Екатеринбургской губернии – 1, в Московской губернии6, в Новгородской губернии – 8, в Олонецкой губернии – 1, в Псковской губернии – 1, в Саратовской губернии – 1, в Тамбовской губернии – 1, в Тверской губернии7, в Тульской губернии – 1, в Ярославской губернии – 13.  В Вологодской губернии было произведено два вскрытий мощей святых. 

 

Вскрытие мощей святых Константина, Михаила и Федора в соборе Благовещенского мужского монастыря г. Мурома. 1920 г.

 

Кощунственному беспрецедентному вскрытию подвергались мощи преподобного Сергия Радонежского, св. праведного Артемия Веркольского (Архангельская губ.), святителя Митрофана, воронежского чудотворца, святителя Тихона, епископа Воронежского, преподобного Саввы Сторожевского, епископа Никиты (Новгород), Мстислава Удалого (Новгород), -Анны, жены Ярослава (Новгород), преподобного Кирилла Новоозерского (г. Белозерск), князя Михаила Тверского, преподобного Нила Столобенского (г. Осташков), преподобного Макария Калязинского и других.

Особое место в этом ряду по праву занимают святые земли Вологодской – преподобный Прокопий Устьянский и преподобный Феодосий Тотемский.

Вскрытие мощей праведного Симеона Верхотурского. 1920 г.

 

Мощи преподобного Прокопия Устьянского были вскрыты 6 марта 1919 г., а мощи преподобного Феодосия Тотемского – 17 апреля того же года. Следует заметить, что акция вскрытия мощей вологодских святых проходила весьма необычно: она встретила столь мощное сопротивление православных Вологодской губернии, что события приняли характер восстания. Пожалуй, только вскрытие мощей преподобного Сергия Радонежского в Сергиевом Посаде в апреле 1919 г. вызвало такие же бурные отклики православного населения России.

Освещение этих событий нашли яркое отражение в документах, хранящихся в Государственном архиве Российской Федерации. В архивном фонде А-353 – Наркомат юстиции РСФСР – сохранилось специальное дело «Сведения и переписка с губернскими отделами юстиции о количестве мощей, имеющихся в пределах губерний. Акты и протоколы вскрытия мощей Прокопия Устьянского, Кирилла Новоозерского, Симеона Праведного и Феодосия Тотемского» (оп. 4, д. 380). 

31 декабря 1919 г. в Вологодский губернский отдел юстиции поступил циркуляр УШ Отдела Наркомата юстиции за подписью заведующего Отделом  П.А.Красикова, в котором в срочном порядке предлагалось дать подробную информацию «по вопросу о мощах в губернии, важной для суждения о дальнейших мероприятиях Наркомюста в этой области»Представителям Вологодского губернского отдела юстиции было предложено ответить на вопросы о том, сколько, какие и где именно предметов называемых мощами имелось в губернии; какие из них вскрыты по инициативе трудящихся масс, что обнаружено при вскрытии, какова дальнейшая судьба вскрытых мощей, продолжается ли почитание их, планы будущих действий в этой области. Интересовал Наркомат юстиции РСФСР и вопрос о том, насколько те или иные местности по своему классовому сознанию подготовлены советской агитацией и пропагандой к мероприятиям, имеющим целью решительно изъять из публичного культа предметы, поддерживающие религиозный гипноз, каким являются мощи.

Икона Прокопия Устьянского с изображением его нетленного тела.

 

Ответ на это предписание Наркомат юстиции получил 7 августа 1920 г. Вологодский губернский отдел юстиции уведомлял Наркомюст о том, что в Вологодской губернии имеются мощи Дионисия и Анфилония в Сосновицком монастыре, князя Иосафа в Спасо-Каменном монастыре, Григория Пельменского в Лопатовом монастыре (Кадниковский уезд); Александра Ошевского в Ошевском монастыре (Каргопольский уезд); мощи Прокопия праведного Устьянского в Вельском уезде при Верюжской Введенской церкви Бестужевской волости;  мощи преподобного Феодосия Тотемского в Спасо-Суморином монастыре (Тотемский уезд)

Отмечалось, что вскрытию были подвергнуты мощи преподобного Прокопия Устьянского и преподобного Феодосия Тотемского. Остановимся подробнее на истории вскрытия мощей этих двух святых земли Вологодской.

Ни о происхождении св. Прокопий Устьянский, ни о его жизни неизвестно ничего. Около 1600 года мощи святого, положенные в ветхий гроб, сплетенный из ивовых прутьев, явились на берегу реки Устье близ Устьянской церкви Вологодской губернии. Мощи были совершенно целы, издавали благоухание и совершали чудеса, от них подавались исцеления. В 1818 г. Прокопий Устьянский был причислен к лику святых. Память его 8 (21) июля.

 

Крестный ход на р. Устье к месту обретения мощей Прокопия Устьянского в Вельском уезде Вологодской губернии. 1898 г.

 

Решение о вскрытии мощей преподобного Прокопия Устьянского было принято на заседании Вельского исполнительного комитета 3 марта 1919 г. Причем по этому вопросу разгорелась острая дискуссия. Так, один из членов Вельского исполкома Дмитриев назвал эту акцию «опасным экспериментом», могущим подорвать работу Уисполкома в области снабжения армии и в области постройки стратегических дорог; однако, большинством голосов (3-против и 5 воздержавшихся) было постановлено: «вскрытие мощей произвести, введя в состав комиссии своего представителя – Истомина». Вскрытие мощей, как уже говорилось выше, состоялось через 4 дня после решения Уисполкома – 7 марта 1919 г. Комиссией в составе 22-х человек под председательством представителя Вельского уисполкома Истомина был подготовлен Акт освидетельствования, в котором подробнейшим образом были изложены результаты осмотра мощей Прокопия Устьянского. К Акту прилагалось заключение врачей, а также Мнение священников Подъякова, Монакова, Фомина и Попова, присутствовавших при освидетельствовании мощей Прокопия Праведного 7 марта 1919 г., в котором, в частности, указывалось, что «тело Праведного мы признаем действительными мощами» и приводился целый ряд аргументов, подтверждающих этот вывод. Отмечалось, что  «Сверх всего этого в том же убеждают нас и зарегистрированные чудеса. Подлинность чудес признаем: приходили и исцелялись такие лица, в шарлатанстве которых заподозрить их нельзя, ибо выгоды им от этого не было никакой».

Село Бестужево на р. Устье в месте обретения мощей Прокопия Устьянского. Верюжская Введенская церковь, где были положены честные мощи. 

 

Акт освидетельствования, заключение врачей и мнение священнослужителей были направлены в Москву в Наркомат юстиции РСФСР. Одновременно в Вологодской губернии начинается подготовка к вывозу вскрытых мощей Пр. Прокопия Устьянского в г. Вельск. 29 марта 1919 г. состоялось объединенное заседание Вельского уездного исполкома и местного комитета РКП(б), посвященное вопросу «О мощах Прокопия Устьянского». В протоколе заседания отмечалось, что после вскрытия мощей и оставления их на месте среди населения начинают распространяться слухи, проповедуемые «обманщиками-попами», что вскрытые мощи есть действительные мощи. В связи с этим было решено «гроб с останками Прокопия Устьянского вывезти из Устья в г. Вельск», поручив это члену Вельского уисполкома Истомину. 

Далее события развивались следующим образом: в село Бестужево был послан отряд во главе  с Истоминым, которому было оказано сопротивление со стороны населения. Жители села стали избивать коммунистов бестужевской партячейки и угрожать членам Вельского уисполкома. Волостной власти был предъявлен ряд требований экономического и политического характера, в том числе отмена чрезвычайного продовольственного налога. Возбужденная толпа верующих села Бестужева выпустила из-под ареста лиц, заключенных за «разные проступки против советской власти», в волости стали проводиться несанкционированные собрания, направленные против уездной и волостной власти. События, поводом которых послужило намерение вывезти мощи Преподобного Прокопия Устьянского в город Вельск, приняли характер народного восстания.

3 апреля 1919 г. состоялось экстренное заседание Вельского уисполкома, на котором был заслушан доклад заведующего агитационным отделом Истомина «О происшедших беспорядках в Бестужеве при попытке увезти мощи Прокопия Устьянского». Было вынесено решение, что малочисленному отряду Истомина не в силах справиться с восстанием, в связи с чем собрание постановило: 1. Послать в помощь находящемуся в Бестужеве отряду второй отряд из 55 коммунистов. Командование отрядом поручить начальнику уездной советской милиции Басову;

  1. Объявить Никольскую и Бестужевскую волости на осадном положении, передать власть в этих волостях в руки военно-революционного комитета в составе членов уездного исполкома Истомина, Щербакова и начальника милиции, начальника карательного отряда Басова, которым представляются неограниченные полномочия на всей территории, находящейся на осадном положении;
  2. Поручить отряду арестовать зачинщиков восстания, арестовать весь причт церкви и препроводить их в г. Вельск, в случае сопротивления применять репрессивные меры, вплоть до кровопролития;
  3. Поручить отряду увезти мощи из села Бестужева с имеющейся ракой в г. Вельск для обозрения;
  4. Просить губпродком о прикомандировании в случае надобности продотрядов Вельского, Тотемского, Кадниковского.

 

Одна из губернских комиссий по вскрытию мощей. 1919-1920 гг.

 

Ситуация в Бестужевской волости была настолько серьезной, что не могла не вызвать соответствующей реакции Вологодского губисполкома и Вологодского губкома РКП, которые приняли неординарное для революционного времени решение. 4 апреля 1919 г. Вельскому уисполкому направляется срочная телеграмма за подписью председателя Вологодского губисполкома Ветошкина и председателя Вологодского губернского комитета партии Кузмина, в которой говорилось следующее: «Губисполком и Губком РКП категорически приказывают вам оставить мощи Прокопия Бестужевского в покое, не вызывать на религиозной почве возмущения населения. Объявите от имени губернской власти, что советская власть относится безусловно терпимо к религиозным чувствам. Губисполком просит население Вельского уезда успокоиться, не поддаваться никаким возбуждающим призывам фанатиков, помня, что виновные за оскорбление религиозных чувств будут строго наказаны Губисполкомом. Посылаются для расследования член Губисполкома Шарапов, член партии Колыгин с полномочием привлечь виновных в травле религиозных чувств к ответственности. Настоящую телеграмму немедленно отпечатать и отослать по волостям. Исполнение донести в Вологду».

Телеграмма Вологодского губисполкома и губкомпартии «о ликвидации дела с увозом мощей из Бестужева» была обсуждена на заседании Вельского уездного исполкома 9 апреля 1919 г. , на котором присутствовали представители от Вологодской губернии, приехавшие для расследования этого дела. Ни к какому определенному выводу члены комиссии по расследованию обстоятельств событий, произошедших в Бестужеве, спровоцированных намерением перевезти мощи Пр. Прокопия в г. Вельск, не пришли. Мощи Прокопия Устьянского были оставлены в Бестужеве. Спустя некоторое время (12 февраля 1921 г.) представители Бельского уисполкома проинформировали Информационно-инструкторский подотдел Вологодского губернского отдела по управлению о том, что 1. Мощи Праведного Прокопия Устьянского находились и теперь находятся в селе Бестужевском в здании Верюжской Введенской церкви.; 2. Вскрытие мощей произведено 7 марта 1919 г. по почину уездной власти в лице исполнительного комитета. Настроение масс в момент вскрытия было враждебное, что послужило препятствием к вывозу оттуда мощей и помещению их в музей». Документ этот был переправлен в Наркомюст РСФСР. Рукой П.А. Красикова на нем сделана помета: «Безобразное исполнение наших инструкций».

Вологодский Губисполком. 1919 г.

 

Не менее драматично проходила и акция вскрытия мощей другого святого земли Вологодской – Преподобного Феодосия Тотемского, состоявшаяся 17 апреля 1919 г. 

Преподобный Феодосий Тотемский, по прозванию Суморин, родился в Вологде. Приняв в вологодской Прилуцкой обители преп. Димитрия монашество. Он был назначен надзирателем за солеварнею в Тотьме, которая принадлежала Вологодскому монастырю. Здесь он по просьбе тотемских жителей и с изволения царя Ивана Грозного построил монастырь, названный Спасо-Суморским (Сумориным), где и почил в 1568 г. Мощи его обретены в 1796 г.

Феодосий Тотемский в гробу. Икона.

 

17 апреля 1919 г. по окончании божественной литургии в монастырский храм Спасо-Суморина монастыря явилась комиссия с участием 4-х врачей для освидетельствования мощей Пеподобного Феодосия. Св. мощи после вскрытия оставлены были обнаженными и положены на верхней крышке кипарисного гроба, помещавшегося в раке, сверху были покрыты стеклянным футляром с плащаницыю и поверх футляра наложены печати. Незамедлительно последовало ходатайство епископа Вологодского и Тотемского Александра (Трапицына) на имя председателя Вологодского губисполкома М. Ветошкина прекращении «выставления на всенародное глумление Св. мощей преподобного Феодосия и иметь возможность положить их в гроб с подобающим достоинством и поместить в раку».

Священномученик архиепископ Александр (Трапицын).

 

Ходатайство удовлетворено не было. Это привело к тому, что православные верующие г. Тотьмы (около 5 тысяч чел.) потребовали самовольного облачения Преподобного Феодосия и устройства крестного хода. Игумен Кирилл облачил Преподобного Феодосия и устроил крестный ход кругом собора с мощами Св. угодника. Игумен Кирилл был предан суду Вологодского губернского революционного трибунала «за незаконные действия, выразившиеся в антиправительственной агитации по поводу вскрытия мощей Пр. Феодосия

30 мая 1919 г. на заседании Тотемского уисполкома «О мощах Феодосия, находящихся в Спасо-Суморином монастыре, положенных собравшейся толпой народа 29 мая в раку» было принято следующее решение: учитывая переживаемое тревожное время, предстоящее проведение мобилизации, требование подвод для перевозки военных грузов, считать возможным «мощи, положенные толпой народа в раку с установленного специальной комиссией при вскрытии места оставить впредь до более благоприятных условий в том положении, в каком они находятся в данное время». Однако, спустя некоторое время, 15 июня 1919 г. 6-м съездом Советов Тотемского уезда при рассмотрении вопроса «О вскрытии вновь мощей гражданина Суморина» принимается решение «снова вскрыть осторожно мощи комиссией в присутствии делегатов съезда духовенства, учительского съезда, врачей, соседних граждан и положить для всеобщего обозрения под колпак…». Таким образом, мощи Пр. Феодосия Тотемского вскрывались дважды, что, пожалуй, является единственным случаем среди более 60-ти акций по вскрытию мощей в различных регионах России в 1920-е годы ХХ столетия. 

Спасо-Суморин монастырь. Нач. XX в.

 

Акции по вскрытию мощей вызвали мощные  протесты местного населения. Часто эти протесты выливались в открытые выступления против советской власти,  они влекли за собой  требования политического и экономического характера, выдвигавшиеся православным населением России. Особенно серьезное положение сложилось в Вологодской губернии в 1918-1920 гг. В частности, в телеграмме заведующего отделом внутренних дел Вологодской губернии Койде от 6 июля 1918 г., адресованной в Наркомат внутренних дел, говорилось: «В двух волостях Никольского уезда вспыхнуло восстание, организованное местными кулаками и попами. Для водворения порядка выслан карательный отряд в 50 человек с пулеметами для расследования специальной комиссией»

Вскрытие мощей святых в Вологодской губернии в 1919 г. было организовано представителями советской власти на местах, оно было санкционировано вышестоящими партийными и советскими органами. Вскрытие мощей св. Прокопия Устьянского и св. Феодосия Тотемского вызвали серьезный протесты местного православного населения. Это привело к тому, что власти были вынуждены отказаться от своих первоначальных решений. Православному населению Вологодской губернии в этот раз удалось отстоять свои православные святыни.

Ольга Копылова