Telegram

«ОТ ВЕРЫ ОТЦОВ НЕ ОТКАЖУСЬ!»

Кто мешал, а кто геройствовал в объединении греко-католиков с православными на послевоенной Украине

В марте 1946 года во Львове состоялся Собор клириков и мирян Украинской греко-католической (униатской) церкви, на котором было объявлено о ликвидация Брестской унии 1596 года и присоединении ее паствы к Русской Православной Церкви. В рамках проекта «Церковь верных» (читай – «Плод мира и разума»), на основании архивных документов, были даны примеры массовой поддержки западно-украинскими греко-католиками этого исторического решения. Полученные сведения убеждают, что навязываемая украинскому населению католическая по сути ориентация была чужда православному сознанию народа. Однако возвращение украинцев к своим религиозным истокам было довольно драматичным. Нашлись и упорно саботирующие навязанное им решение. Нашлись и те, как, например, простой сельский батюшка из Дрогобычской области, кому возвращение к  вере предков было не просто радостным, но потребовало немало мужества и готовности даже пострадать за Мать Церковь.

Picture background
Собор клириков и мирян Украинской греко-католической (униатской) церкви, 8-10 марта 1946 г. Львов

Почему воссоединение шло медленнее, чем хотелось бы

В информационном отчете за август–октябрь 1946 года уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР (далее – Совет) по Украинской ССР Павел Ходченко анализирует обстановку с греко-католичеством в республике. К этому времени «в западных областях УССР осталось еще значительное количество униатских церквей. По областям униатских священников и молитвенных зданий имеем: в Тернопольской области – 136; в Станиславской – 54; в Львовской – 48; в Дрогобычской – 32».

Как видно из приведенных данных, наиболее живучим греко-католичество оказалось в Тернопольской области. Здесь примерно половина священников этого течения официально не приняла православия. «Из общего количества 281 греко-католического священника приняли православие и канонически оформились у епископа Макария на 1 октября 1946 года 145 чел. Зарегистрировалось у Уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви 105 человек», – сообщает в своем отчете за І квартал уполномоченный Совета по Тернопольской области.

Причинами того, что переход в юрисдикцию Московского Патриархата проходило без должного энтузиазма, украинский уполномоченный посчитал недоработки церковного и светского начальства на местах.

 «…Изучая причины медленного оформления духовенства о переходе их в православие, прихожу к такому выводу, что главной причиной является отсутствие в области епископа… Поездка в город Львов священников, безусловно, связана с некоторыми трудностями, а епископ Макарий Львовский и Тернопольский никогда в Тернополь не выезжал». «Некоторые Уполномоченные Совета (т. Сердюченко из Станиславской области, т. Чирва из Тернопольской область) неправильно поняли нашу роль и тактику к униатам, проявляя тенденции к административному нажиму, по существу, оставили работу с данной группой униатских священников».

Помимо чисто административных просчетов, воссоединению, по мнению Павла Ходченко, мешают открытое противление «реакционно настроенной группы священников-униатов, которая проводит среди духовенства провокационную антисоветскую работу… Например, в Золотниковском районе декан Тиховский заявил, что на его предложение священникам о необходимости оформиться священник села Соснив Гладяк Ярослав ответил: «С оформлением спешить нечего. Скоро будет война с Америкой, тогда что мы будем делать?»… Моменты «выжидательного» настроения униатских священников зафиксированы в Станиславской, Дрогобычской и Львовской областях» (ГАРФ РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 103 Л. 312–320).

С началом глобального конфликта между СССР и США униатские священники не угадали, но поводы для подобных предположений у них были. Создание и применение США атомной бомбы, начало политического и идеологического противостояния двух держав, получившее название «холодной войны», уже началось.

Протопресвитер Гавриил Костельник, считавший ликвидацию унии делом всей своей жизни

Как «перевоспитать» упорствующих

На основании личных соображений Уполномоченный Совета по Украине Ходченко делит «уклонистов» на условные категории:

1) «наиболее активные сторонники унии и последователи Ватикана, ведущие «каинову» работу, в православие, надо думать, не перейдут»;

2) «дряхлые старики, отказывающиеся от работы в церкви»;

3)  «спровоцированные» – требующие длительной и упорной работы с ними».

На «перевоспитание» последних, считает Ходченко, должны быть направлены особые усилия уполномоченных.

«Процесс перехода в православие последней группы упорствующих будет продолжительным и требует известной выдержки и терпимости. Не понимая этого, некоторые Уполномоченные допускают нервозность, требуя санкцию на административное закрытие всех римско-католических церквей и униатских монастырей, которые якобы держат в своих руках униатских священников. Особенно заостряет эту мысль Уполномоченный Совета по Станиславской области т. Сердюченко.

Учитывая такого рода настроения, мы снова даем указания Уполномоченным западных областей УССР о том, что существующие униатские церкви должны оставаться под непосредственным наблюдением Уполномоченных Совета по делам религиозных культов с глубоким изучением не только лица униатского священника, но и среды, в которой он находится. Не вставая на путь регистрации, держать их на отдельном учете и под тщательным наблюдением, оказывая в то же время содействие Уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви в оформлении перехода в православие».

Как видим, большинству уполномоченных еще предстояло отработать тактику грамотного убеждения униатов, не спешащих следовать за большинством собратьев по вере. Зачастую чиновники действовали  топорно – административным нажимом или попросту включали формализм, не считаясь с наставлениями по этому вопросу Патриарха Московского и всея Руси Алексия. В своем обращении к духовенству Святейший призывал: «Основным источником наших мер и действий в отношении воссоединенных должна быть братская любовь. Возвращенные братья должны почувствовать, что их религиозная жизнь ничего не потеряла после воссоединения. Наоборот, в единении с Православной Церковью она становится более живой и богатой в духовном отношении. Сын, вернувшийся к своей матери, естественно, ждет к себе особого внимания для того, чтобы исчезли у него воспоминания о том времени, когда он был вдали от нее» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 454. Л. 159).

Но странно было бы ждать подобного, материнского, отношения к «заблудшим» от государственных служащих, коммунистов. Владеющий ситуацией на местах, уполномоченный по Украинской ССР Ходченко вносит свои конструктивные предложения по вопросу объединения: «считаем необходимым, чтобы Совет по делам Русской Православной Церкви подсказал патриарху Алексию мысль о выезде епископа Макария в Тернопольскую область, а патриаршего экзарха Украины – в Станиславскую и Мукачевскую епархии. По линии епископии ускорить замену некоторых униатских священников».

Угроз расправой не испугался

Республиканский уполномоченный также предлагает вынести обсуждение вопросов борьбы с унией на страницы журнала «Епархиальный вестник», издаваемого во Львове. Он предлагает освещать в издании положительный опыт тех, кто уже совершил исторический переход от греко-католицизма в православие. Например, дать слово таким бывшим униатам, как священник Скорохатский из Жидачевского района Дрогобычской области.

Чем же так отличился сельский батюшка, что республиканский уполномоченный предлагает рассказать о нем на страницах церковного журнала?

«… Ему 75 лет. Он получил от бендеровцев анонимку, в которой предлагалось возвратиться к своей прежней униатской церкви, в противном случае он будет «предан полевому суду и повешен как предатель и изменник Родины». Эту анонимку священник Скорохатский огласил с амвона и сказал своим верующим: «То, что я сделал, (перешел в православие), я сделал правое дело. Я ждал этого всю свою жизнь. Отказаться от православной церкви я ни под какими угрозами не откажусь. Пусть меня повесят – это их дело. Я и вас, миряне, призываю не отказываться от православной нашей старой веры, в которую верили и молились наши предки, деды и отцы. Я от вас никуда не уйду, пусть вешают в присутствии вас, среди верующих»… По церкви прошел ропот и гул по адресу бендеровцев» (ГАРФ. Ф. Р–6991. Оп. 1. Д. 103 Л. 321).

Приведенные сведения из отчета украинского уполномоченного Совета относятся к III кварталу 1946 года. А в 1949 году трагически оборвется жизнь идейного вдохновителя и организатора ликвидации унии на Украине протопресвитера Гавриила Костельника, убитого националистами. Один и тот же исторический выбор сделали высокопоставленный ученый архиерей и простой сельский батюшка, отдавая свои голоса за православную веру и единство Православной Церкви. Вспоминают ли об этом в наше время на Украине?

Автор: Вера Крюкова