«ОТ ВЕРЫ ОТЦОВ НЕ ОТКАЖУСЬ!»
Кто мешал, а кто геройствовал в объединении греко-католиков с православными на послевоенной Украине
В марте 1946 года во Львове состоялся Собор клириков и мирян Украинской греко-католической (униатской) церкви, на котором было объявлено о ликвидация Брестской унии 1596 года и присоединении ее паствы к Русской Православной Церкви. В рамках проекта «Церковь верных» (читай – «Плод мира и разума»), на основании архивных документов, были даны примеры массовой поддержки западно-украинскими греко-католиками этого исторического решения. Полученные сведения убеждают, что навязываемая украинскому населению католическая по сути ориентация была чужда православному сознанию народа. Однако возвращение украинцев к своим религиозным истокам было довольно драматичным. Нашлись и упорно саботирующие навязанное им решение. Нашлись и те, как, например, простой сельский батюшка из Дрогобычской области, кому возвращение к вере предков было не просто радостным, но потребовало немало мужества и готовности даже пострадать за Мать Церковь.

Почему воссоединение шло медленнее, чем хотелось бы
В информационном отчете за август–октябрь 1946 года уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР (далее – Совет) по Украинской ССР Павел Ходченко анализирует обстановку с греко-католичеством в республике. К этому времени «в западных областях УССР осталось еще значительное количество униатских церквей. По областям униатских священников и молитвенных зданий имеем: в Тернопольской области – 136; в Станиславской – 54; в Львовской – 48; в Дрогобычской – 32».
Как видно из приведенных данных, наиболее живучим греко-католичество оказалось в Тернопольской области. Здесь примерно половина священников этого течения официально не приняла православия. «Из общего количества 281 греко-католического священника приняли православие и канонически оформились у епископа Макария на 1 октября 1946 года 145 чел. Зарегистрировалось у Уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви 105 человек», – сообщает в своем отчете за І квартал уполномоченный Совета по Тернопольской области.
Причинами того, что переход в юрисдикцию Московского Патриархата проходило без должного энтузиазма, украинский уполномоченный посчитал недоработки церковного и светского начальства на местах.
«…Изучая причины медленного оформления духовенства о переходе их в православие, прихожу к такому выводу, что главной причиной является отсутствие в области епископа… Поездка в город Львов священников, безусловно, связана с некоторыми трудностями, а епископ Макарий Львовский и Тернопольский никогда в Тернополь не выезжал». «Некоторые Уполномоченные Совета (т. Сердюченко из Станиславской области, т. Чирва из Тернопольской область) неправильно поняли нашу роль и тактику к униатам, проявляя тенденции к административному нажиму, по существу, оставили работу с данной группой униатских священников».
Помимо чисто административных просчетов, воссоединению, по мнению Павла Ходченко, мешают открытое противление «реакционно настроенной группы священников-униатов, которая проводит среди духовенства провокационную антисоветскую работу… Например, в Золотниковском районе декан Тиховский заявил, что на его предложение священникам о необходимости оформиться священник села Соснив Гладяк Ярослав ответил: «С оформлением спешить нечего. Скоро будет война с Америкой, тогда что мы будем делать?»… Моменты «выжидательного» настроения униатских священников зафиксированы в Станиславской, Дрогобычской и Львовской областях» (ГАРФ РФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 103 Л. 312–320).
С началом глобального конфликта между СССР и США униатские священники не угадали, но поводы для подобных предположений у них были. Создание и применение США атомной бомбы, начало политического и идеологического противостояния двух держав, получившее название «холодной войны», уже началось.

Как «перевоспитать» упорствующих
На основании личных соображений Уполномоченный Совета по Украине Ходченко делит «уклонистов» на условные категории:
1) «наиболее активные сторонники унии и последователи Ватикана, ведущие «каинову» работу, в православие, надо думать, не перейдут»;
2) «дряхлые старики, отказывающиеся от работы в церкви»;
3) «спровоцированные» – требующие длительной и упорной работы с ними».
На «перевоспитание» последних, считает Ходченко, должны быть направлены особые усилия уполномоченных.
«Процесс перехода в православие последней группы упорствующих будет продолжительным и требует известной выдержки и терпимости. Не понимая этого, некоторые Уполномоченные допускают нервозность, требуя санкцию на административное закрытие всех римско-католических церквей и униатских монастырей, которые якобы держат в своих руках униатских священников. Особенно заостряет эту мысль Уполномоченный Совета по Станиславской области т. Сердюченко.
Учитывая такого рода настроения, мы снова даем указания Уполномоченным западных областей УССР о том, что существующие униатские церкви должны оставаться под непосредственным наблюдением Уполномоченных Совета по делам религиозных культов с глубоким изучением не только лица униатского священника, но и среды, в которой он находится. Не вставая на путь регистрации, держать их на отдельном учете и под тщательным наблюдением, оказывая в то же время содействие Уполномоченному Совета по делам Русской Православной Церкви в оформлении перехода в православие».
Как видим, большинству уполномоченных еще предстояло отработать тактику грамотного убеждения униатов, не спешащих следовать за большинством собратьев по вере. Зачастую чиновники действовали топорно – административным нажимом или попросту включали формализм, не считаясь с наставлениями по этому вопросу Патриарха Московского и всея Руси Алексия. В своем обращении к духовенству Святейший призывал: «Основным источником наших мер и действий в отношении воссоединенных должна быть братская любовь. Возвращенные братья должны почувствовать, что их религиозная жизнь ничего не потеряла после воссоединения. Наоборот, в единении с Православной Церковью она становится более живой и богатой в духовном отношении. Сын, вернувшийся к своей матери, естественно, ждет к себе особого внимания для того, чтобы исчезли у него воспоминания о том времени, когда он был вдали от нее» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 454. Л. 159).
Но странно было бы ждать подобного, материнского, отношения к «заблудшим» от государственных служащих, коммунистов. Владеющий ситуацией на местах, уполномоченный по Украинской ССР Ходченко вносит свои конструктивные предложения по вопросу объединения: «считаем необходимым, чтобы Совет по делам Русской Православной Церкви подсказал патриарху Алексию мысль о выезде епископа Макария в Тернопольскую область, а патриаршего экзарха Украины – в Станиславскую и Мукачевскую епархии. По линии епископии ускорить замену некоторых униатских священников».
Угроз расправой не испугался
Республиканский уполномоченный также предлагает вынести обсуждение вопросов борьбы с унией на страницы журнала «Епархиальный вестник», издаваемого во Львове. Он предлагает освещать в издании положительный опыт тех, кто уже совершил исторический переход от греко-католицизма в православие. Например, дать слово таким бывшим униатам, как священник Скорохатский из Жидачевского района Дрогобычской области.
Чем же так отличился сельский батюшка, что республиканский уполномоченный предлагает рассказать о нем на страницах церковного журнала?
«… Ему 75 лет. Он получил от бендеровцев анонимку, в которой предлагалось возвратиться к своей прежней униатской церкви, в противном случае он будет «предан полевому суду и повешен как предатель и изменник Родины». Эту анонимку священник Скорохатский огласил с амвона и сказал своим верующим: «То, что я сделал, (перешел в православие), я сделал правое дело. Я ждал этого всю свою жизнь. Отказаться от православной церкви я ни под какими угрозами не откажусь. Пусть меня повесят – это их дело. Я и вас, миряне, призываю не отказываться от православной нашей старой веры, в которую верили и молились наши предки, деды и отцы. Я от вас никуда не уйду, пусть вешают в присутствии вас, среди верующих»… По церкви прошел ропот и гул по адресу бендеровцев» (ГАРФ. Ф. Р–6991. Оп. 1. Д. 103 Л. 321).
Приведенные сведения из отчета украинского уполномоченного Совета относятся к III кварталу 1946 года. А в 1949 году трагически оборвется жизнь идейного вдохновителя и организатора ликвидации унии на Украине протопресвитера Гавриила Костельника, убитого националистами. Один и тот же исторический выбор сделали высокопоставленный ученый архиерей и простой сельский батюшка, отдавая свои голоса за православную веру и единство Православной Церкви. Вспоминают ли об этом в наше время на Украине?
Автор: Вера Крюкова