Telegram

«ОН ДОЛЖЕН БЫЛ ЗАБЫТЬ ДАЖЕ О ДОБРОМ ИМЕНИ СВОЕМ – ЛИШЬ БЫ ЦЕРКОВЬ ПРОДОЛЖАЛА БЫТЬ»

Сергий (Страгородский): Патриарх, предрекший Победу

Для одних он был и остается великим деятелем Церкви, спасшим ее в страшные годы богоборческих гонений. Другие обвиняют его в недопустимых компромиссах с властью, подчинении Церкви безбожному  государству. Да, мало кого из иерархов Русской Православной Церкви можно сравнить с Патриархом Московским и всея Руси Сергием (Страгородским) по неоднозначности в оценке его жизни и деятельности.

Во время празднования в 2017 году 150-летия Патриарха Сергия на его родине, в городе Арзамасе, Святейший Патриарх Всея Руси Кирилл обратился к верующим со словами, с которыми трудно не согласиться: «Патриарх Сергий – выдающийся иерарх нашей Церкви, он прожил очень трудную жизнь в эпоху, когда тяжелейшие тяготы обрушились на всю Русскую Церковь. И став во главе Церкви, он должен был забыть о самом себе – благополучии земном, безопасности и даже добром имени своем, чтобы только Церковь продолжила свое историческое бытие. Многие в то время не могли понять действий Сергия (Страгородского), никому не удалось, как ему, прозреть всю глубину трагедии, постигшей Церковь и страну. Речь шла не просто о том, чтобы Церковь стала легальной, вопрос стоял о том, быть ли Православной Церкви в России или не быть».

               Патриарх Кирилл на освящении памятника Патриарху Сергию (Страгородскому) в Арзамасе в 2017 г.. nne.nn

Взросление у монастырских стен

Начало его пути не предвещало каких-либо бурь и потрясений в его жизни. В городе Арзамасе Нижегородской губернии, где он родился, на двадцать тысяч населения города приходилось тридцать церквей и семь монастырей. Архитектура их отличалась красотой и столичной величавостью. Трудно представить место в России, более располагающее к благополучной жизни человека, чей род с XVIII века был связан с сословием духовенства. Один из предков Сергия Сильвестр Страгородский служил архимандритом Переславского Никитского монастыря, а в более позднее время – был епископом Крутицким.

 

Арзамас православный. XIX в.

В 1860-е годы в Арзамасе в Воскресенском соборе подвизался дедушка будущего Патриарха протоиерей Иоанн Дмитриевич Страгородский. В Николаевском женском монастыре послушницей была и его дочь Еннафа, впоследствии принявшая монашество с именем Евгения и ставшая игуменией этой обители.

Отец будущего Патриарха, протоиерей Николай Страгородский после окончания Нижегородской духовной семинарии в 1864 году обвенчался с Любовью Раевской и в том же году был рукоположен в сан диакона, а затем назначен причетником в Николаевский женский монастырь.

Спустя два года у четы родилась дочь Александра, а 19 января 1867 года сын Иван. А еще через год молодая мать скончалась от чахотки. Детство брата и сестры прошло в ограде Алексеевского монастырь в Арзамасе, рядом с которым находился их дом и где отец служил старшим священником, воспитывая детей в молитве и труде. На церковные службы мальчик ходил в Вознесенский собор к своему деду протоиерею Иоанну, помогая ему в алтаре.

Иван Страгородский с сестрой Александрой

Несостоявшийся профессор, миссионер, епископ

Первоначальное образование Иван Страгородский получил в приходском училище. Окончив Нижегородскую духовную семинарию, учился в Санкт-Петербургской духовной академии, куда в числе 35 лучших соискателей был зачислен на казенное содержание.

Академическое духовное образование в Северной столице было поставлено на высоком уровне. Преподавание вели лучшие ученые того времени. Иван довольно скоро достиг заметных успехов в учебе, его работы отличались глубиной мысли и эрудицией.

Еще на третьем курсе, изучая святоотеческую и аскетическую литературу, он стал задумываться о принятии монашества. 30 января 1890 года состоялся постриг двух друзей, студентов академии – Ивана и Иакова, принявших в монашестве имена Валаамских святителей – Сергия и Германа. В 1890 году иеромонах Сергий закончил обучение, возглавив, как бы сейчас сказали, рейтинг из 47 учеников. По действующему академическому уставу студент Иван Страгородский должен был остаться при академии для защиты магистерской диссертации и подготовки к профессорскому званию. Перед ним открывалась блестящая ученая карьера. Но молодой выпускник избрал путь миссионерского служения, подав на имя ректора прошение отправить его на службу в составе Японской православной миссии.

В августе 1890 года, прибыв на пароходе «Кострома» к месту своего служения, молодой монах активно включился в дела миссии. Служил в Токио, Осаке, Киото. Изучил японский язык, наблюдал жизнь японцев. Некоторые дневниковые записи напечатал в виде «Писем русского миссионера». В конце 1891– начале 1892 года отец Сергий исполнял обязанности судового священника на военном крейсере «Память Азова». У него быстро сложились добрые отношения с экипажем корабля, а впечатления от морского путешествия остались на всю жизнь.

Весной 1893 года иеромонаха Сергия вызывают в Россию. Он исполняет обязанности доцента Петербургской духовной академии, затем инспектора Московской духовной академии. В 1894 году – новое назначение – настоятелем посольской церкви в Афинах, куда отца Сергия, к тому времени возведенного в сан архимандрита, провожали полюбившие его студенты академии. Здесь он пробыл до 1897 года, не только основательно познакомившись со страной пребывания, но и совершив путешествие в Святую Землю.

В 1897 году архимандрит Сергий снова отправился в Японию, уже в качестве помощника начальника миссии, и пробыл там до 1898 года, когда вынужден был покинуть страну из-за тяжелой простуды, полученной во время путешествия. Так завершилось десятилетнее миссионерское служение.

Затем были годы трудов в Санкт-Петербургской духовной академии сначала в должности инспектора, а с 1901 года – ректора академии. Преподавательство, работа с библиотечными и архивными фондами, публикации в церковных журналах, участие в научных, просветительских и благотворительных обществах. В этом же году государь Николай II утверждает решение Синода о возведении ректора в сан епископа Ямбургского, третьего викария Петербургской епархии. В своем обращении к верующим новый епископ, словно предвидя свое будущее, скажет: «Быть пастырем – значит жить не своею особою жизнью, а жизнью паствы, болеть ее болезнью, нести ее немощи с единственной целью: послужить ее спасению, умереть, чтобы она была жива».

Иеромонах Сергий (Страгородский) и иеродиакон Андроник (Никольский) в Японии. 1890-е гг.

Искушения, заблуждения, покаяние

6 октября 1905 года будущий Патриарх назначен архиепископом Финляндским и Выборгским. В этот период владыка Сергий (Страгородский) большое внимание уделяет назревшим противоречиям между Церковью и обществом. Активно участвует в работе Петербургского религиозно-философского собрания, обсуждавшего вопрос о религиозной свободе в России, однако решительно пресекая в семинарии революционные настроения.

События 1917 года принесли архипастырю немало разного рода испытаний. 10 августа он избран и утвержден Святейшим Синодом архиепископом Владимирским и Шуйским. 28 ноября 1917 года возведен в сан митрополита, избирается членом Учредительного Собрания (участие в работе этого органа не принимал). Занимал активную позицию в работе исторического Всероссийского Поместного собора 1917-1918 года в Москве, восстановившего патриаршество в Русской Православной Церкви. После многолетнего перерыва Русским Предстоятелем был избран митрополит Московский Тихон (Белавин).

В январе 1921 года митрополит Сергий был арестован и несколько месяцев, до самой Пасхи, находился в Бутырской тюрьме. Для него настал период мучительных раздумий о пути спасения паствы и Русской Православной Церкви от полного уничтожения. Разрушение храмов, репрессии в отношении верующих, показательные процессы над священнослужителями, оголтелая атеистическая пропаганда идут полным ходом. В 1922 году архиепископ Сергий признает обновленческое Временное Церковное управление. Это было одно из тех заблуждений, в котором он сам потом покаялся. В письме от 25 августа 1922 года он выступил против неканонических нововведений обновленческой «Живой церкви». Он сам и возглавляемая им Владимирская епархия вышли из управления обновленцев. 27 августа 1923 года митрополит Сергий (Страгородский) принес публичное покаяние в Донском монастыре и был принят в лоно Православной Русской Церкви Святейшим Патриархом Тихоном.

После покаяния и возвращения в Патриаршую Церковь Сергий некоторое время продолжал жить в Москве, с 18 марта 1924 года был назначен митрополитом Нижегородским. После ареста 10 декабря 1925 года Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра (Полянского) митрополит Сергий приступает к исполнению его обязанностей.

В ноябре 1926 года митрополит Сергий вновь арестован по обвинению в связях с эмиграцией и в подготовке проведения нелегальных выборов Патриарха. Арест использовался ОГПУ как средство оказания давления на владыку, чтобы понудить его к публикации обращения к Церкви в нужной для властей редакции. И цель была достигнута: обращение архипастырем было подписано и вызвало недоумение верующих, как русских, так и зарубежных. Так называемая «Декларация» провозглашала нормализацию отношений Церкви с Советской властью, указывала на необходимость «соработничества» на благо народа и обещала полную лояльность правительству.

Возглавляя Русскую Православную Церковь в наиболее тяжелые для нее годы, (заместитель Патриаршего местоблюстителя 1927—1936 годы, Патриарший местоблюститель с 1936 года), митрополит Сергий (Страгородский) действовал, как считал необходимым, все свои труды направляя на то, чтобы Православная Церковь в России как организационная структура продолжала жить.

27 апреля 1934 года Временный Патриарший Священный Синод присвоил ему титул «Блаженнейший митрополит Московский и Коломенский», то есть с разрешения властей возвел его с титулом митрополита на патриаршую (Московскую) кафедру.

Патриарх Тихон и митрополит Сергий (Старгородский)

С народом и Церковью

22 июня 1941 года глава Православной Церкви митрополит Сергий в своем воззвании к народу заявил: «Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа… Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг», – и призвал народ послужить Отечеству оружием и своим трудом.

26 июня в Богоявленском соборе митрополит Сергий совершил молебен «О даровании победы». С этого времени во всех храмах Московского Патриархата совершался «Молебен в нашествии супостатов, певаемый в Русской Православной Церкви в дни Отечественной войны».

Помощь Церкви народу и стране была действенна и разнообразна. Возносили в храмах молитвы за победу русского оружия, проводили среди верующих сбор средств на нужды фронта. Митрополит Сергий в этом принимал самое живое участие. Так, узнав о том, что пастыри и прихожане храмов города Горького и области собрали денежные средства на строительство танковой колонны «Дмитрий Донской» и авиаэскадрильи «Александр Невский», откликнулся таким посланием: «Браво, Нижний Новгород. Не посрамили Мининскую память. Бог всех вас да благословит».

4 сентября 1943 года вместе с митрополитами Алексием (Симанским) и Николаем (Ярушевичем) митрополит Сергий (Страгородский) был принят председателем СНК СССР Иосифом Сталиным. Иерархи Церкви изложили свои пожелания, в числе которых было проведение Собора и избрание Патриарха. Сталин заверил митрополитов, что правительство СССР окажет Русской Церкви всяческое содействие. 8 сентября 1943 года состоялся Собор епископов, который избрал Патриархом Московским и всея Руси митрополита Сергия (Страгородского). Государственные власти впервые за многие годы ослабили давление на Православную Церковь, открыв для совершения служб некоторые храмы и монастыри. Возобновилась издательская деятельность Московской Патриархии.

Скончался Патриарх Московский и всея Руси Сергий 15 мая 1944 года от «кровоизлияния в мозг на почве атеросклероза». Погребен в Никольском приделе Богоявленского патриаршего собора в Москве.

В памяти потомков

13 августа 2017 года в Арзамасе состоялись торжества в честь 150-летия со дня рождения патриарха Сергия (Страгородского). Патриарх Московский и всея Руси Кирилл провел Божественную литургию в Успенском соборе Арзамаса. Торжества продолжились на площади, носящей имя патриарха Сергия (Страгородского). Теперь память благодарных потомков воплощена в скульптурной композиции высотой 3,5 метра, в православном городе, где родился, учился в духовном училище и начал свой подвижнический путь Иван Николаевич Страгородский.

Открытие памятника Патриарху Сергию в Арзамасе в 2017 г.. nne.ru

Личность и деятельность Патриарха Сергия и сегодня вызывает горячие споры. Но православный народ не забыл, что именно этому Предстоятелю довелось управлять церковным кораблем в то жестокое и бурное время, когда религия была объявлена врагом государства, Церковь оказалась на грани уничтожения, а страна изнывала от жестокой войны. Он сделал от себя все возможное, чтобы в поруганные храмы вернулась молитва, а в сердца людей – вера в Победу и в свое единство. У него многое получилось.

Музей Русского Патриаршества в Арзамасе. Экспозиция Патриарха Сергия (Страгородского). nne.ru

Автор: Евгения Карезина