НЕ СПИСАТЬ СО СЧЕТОВ
Автор необычного донесения – о том, какой ущерб, помимо материального, оккупанты нанесли советским гражданам
Неожиданные находки случаются при изучении архивных документов, ставших открытыми общественности в рамках проекта «Церковь верных. Украина»: неизвестные архивные документы против фальсификации прошлого». Они выводят нас за рамки обозначенной нами географии, то есть за пределы Украины, но пройти мимо них мы не считаем возможным. В предыдущих публикациях, на основании послевоенных донесений и отчетов Совета по делам Русской Православной Церкви (далее – Совет) говорится о материальном уроне, нанесенном украинской земле и ее святыням в годы оккупации. Обнаруженный в толще сухих канцелярских донесений документ тоже назван отчетом и он тоже об ущербе. Но иного рода – духовном.
«Отчет государственной чрезвычайной комиссии о количестве и качестве ущерба, причиненного немцами русской православной церкви в минувшей войне 1941- 1945 года» представляет собой нечто особенное. Эмоционально и образно его составитель обращает внимание на духовный ущерб, нанесенный православному населению захваченных фашистами территорий.
«Среди этих фактов мы особенно подчеркиваем те, которые говорят об оскорблении религиозного чувства нашего народа, не говоря уже об уважении к его убеждениям и святыням. Можно не разделять наших православных верований, однако нельзя не уважать их хотя бы за одно то, что ими освещена и скреплена вся наша древняя культура, что ими более тысячи лет живет и дышит наш многомиллионный народ/…/ Сыны «культурной» Германии издевались над нашей верой, оскверняли алтари, посвященные Богу, и врывались в грязных сапогах в самую душу народа, нарушали ее внутреннее равновесие и религиозную неприкосновенность. Они, несмотря на отдельные заигрывания, грубо унижали наши человеческое и национальное достоинство и в довершение всего доходили до физического уничтожения мирного духовенства и верующих».
Вся страна – свидетель
Ценность данного архивного документа в том, что в нем для объективности картины собраны живые свидетельства представителей Церкви разных областей страны. Священники и монахи описывают нравственные страдания, которым захватчики подвергли верующих, жителей оккупированных территорий.
Священник Андрей Соболев из города Вереи рассказывает: «Придя в Верейский собор, сразу же после изгнания немцев из города, для богослужения, я застал в нем более 30 верующих, расстрелянных немцами, по-видимому, перед самым уходом из города. Некоторые тела находились в молитвенном положении. Весь пол соборного храма был залит кровью этих невинных страдальцев за Русскую Православную Церковь. И в алтаре я нашел еще расстрелянных. Ничто не могло спасти их: ни святость места, ни святыня алтаря».
А это воспоминание 68-летнего игумена Мартирия Гришина из села Ровки Плавского района Тульской области: «Меня ужасало не то, что немцы ограбили меня дочиста и что они меня, старика, заставили раболепствовать перед ними и служить им, как раба, но мне было обидно за свой священный сан, который подвергся такому унижению со стороны фашистов, и тяжело было переживать осквернение нашего храма и его святынь. Во время службы они входили в храм в шапках, заходили в алтарь и своими погаными руками прикасались к Престолу, св. Евангелию, Кресту. На ночь вводили в храм лошадей…»
Священник Михаил Полозов из села Завидова Калининской области делится потрясшими его религиозные чувства фактами: «В селе Завидово немцы были в ноябре месяце 1941 года около трех недель. Приходя в наш храм, они не снимали шапок, проходили по храму иногда прямо в Царские врата, забирали свечи, смеялись над иконами, оскорбляя всем этим чувства верующих».
Остается лишь догадываться, какие чувства испытывали прихожане церкви села Иклинского Угодско-Заводского района, в которой, по сведениям иеромонаха Амвросий Иванов, «немцы держали лошадей и собак, затем устраивали нары, настилая вместо досок иконы. На иконах сидели, иконы жгли, вместо дров, не считаясь ни с их ценностью, ни с религиозным значением для верующих».
«На долю православного духовенства, – рассказывает протоиерей Иоанн Соловьев из города Калуги, – выпало немало бед и несчастий. Так, от руки гнусных убийц кончил свою жизнь глубокий старец протоиерей Василий Гречанинов. Он был застрелен немцами во время совершения на могилах городского панихиды по усопшим».
Автор приводит выдержку одного из многочисленных заявлений, поступивших от верующих в Московскую патриархию: «Мы, верующие Ильинского прихода Можайского района, за время пребывания немцев подвергались тяжелым гонениям и с болью в душе наблюдали, как осквернялся наш храм. Немцы ходили в шапках, курили, ходили в алтарь и брали с престола церковные вещи – крест, дарохранительницу – смеялись над нашей святыней».
С правом на оценку
Составитель документа не только перечисляет злодеяния фашистов против православной веры, но и дает им религиозно-нравственную оценку с философской, исторической, культурной точек зрения:
«… для православного верующего человека легче умереть, чем пережить кощунственное покушение на святость его веры. Ведь православное сознание понимает Истину не как проблематичную «вещь в себе», а как жизнь в самой Истине… Ослепленные гордостью мнимого превосходства, фашисты вторглись в Советский Союз в расчете на отсутствие единства между народами, входящими в этот Союз. Но они забыли, что в новом Советском государстве, за оградой Церкви, много веков живет та старая Православная Русь, идеалом которой неизменно является духовное единство народа и верность началам Божественной Правды.
А Правда Божия, премогая человеческую неправоту и гордыню, на протяжении всей русской истории неизменно сокрушала все происки врагов России и все споры и столкновения разрешала в ее пользу. Так было и на Куликовом поле, и на льду Чудского озера, и в Смутное время, и под Полтавой, и в нашествие двунадесяти языков, так совершалось и теперь/…/ Всякое кощунство и издевательство над церковной святыней для верующего является покушением на высшую святость жизни, на Самого Бога. Такое страшное покушение мы и видим в приведенных выше фактах кощунственного отношения немцев к православным святыням и в примерах издевательства над духовенством и верующими».
Автор призывает к тому, чтобы правдивая оценка немецких злодеяний, совершенных над русским православием, прозвучала для немецкой культуры грозным приговором истории и обличила перед всем миром антихристианскую сущность немецкого фашизма.
Не умаляя масштаба материального ущерба, нанесенного режимом Третьего рейха советскому государству, составитель «отчета» настаивает на признании всей мировой общественностью ущерба духовного, который навсегда останется в истории «огненной страницей русских страданий, взывающих к Небу».
Отчет скромно подписан «Сост. А. В. Ведерников». Имя, до настоящего времени мне не знакомое, побудило к поиску о нем информации. И первая же статья о нем «А. В. Ведерников и его курс истории русской религиозной мысли» за авторством Евгения Полищука, заместителя главного редактора издательства Московской Патриархии, открыла человека замечательных талантов, верности Православной Церкви и особой ниши, занятой на профессиональном поприще. Тематические рамки и формат публикации позволяют дать лишь наброски к портрету этого представителя верующей среды советского общества.
Незаметный и выдающийся
Родился Анатолий Васильевич Ведерников 1 ноября 1901 года в Тверской губерни в простой семье глубоко верующих крестьян. Учился на литературном отделении частного Московского института слова, в профессорско-преподавательском составе которого состояли такие выдающиеся мыслители, как Иван Ильин и Николай Бердяев. Преподавал литературу в советских учебных заведениях, участвовал в церковной жизни Москвы и самостоятельно изучал богословие.
В октябре 1943 года был зачислен в штат организуемого Богословского института, затем назначен инспектором института и пастырских курсов, открывшихся 14 июня 1944 года. Почти пять лет читал в Московской Духовной Академии курс истории русской религиозной мысли. В 1947 году получил звание доцента Академии.
Историю русской религиозной мысли Ведерников рассматривает в хронологических рамках XVIII‒первой половины XIX века. Материал излагает не отвлеченно, но главным образом через повествование о жизни и судьбах наиболее выдающихся представителей этой мысли, уделяет большое внимание характеристике религиозных взглядов русских писателей и ученых.
Анатолий Васильевич был ближайшим помощником главы Издательского отдела Московской Патриархии, трудился в редакции «Журнала Московской Патриархии». За время его работы в издании было опубликовано более 150 написанных им статей и заметок. По мнению современника, писателя-мемуариста Анатолия Краснова-Левитина, «он был рожден для этой должности: трудолюбивый сверх меры (мог работать буквально круглые сутки), уклончивый, обладающий способностью быстро улавливать момент, быстро ориентироваться, находить нужные формулировки, он был буквально незаменим. Анатолий Васильевич не только редактировал журнал — его перу принадлежат все ответственные выступления в международных форумах Патриарха Алексия и Митрополита Николая».
Анатолий Васильевич ушел из жизни 30 октября 1992 в возрасте 90 лет. Человек он был непубличным, его уход был мало заметен в высоких церковных кругах. Но словами этого скромного труженика пера говорили иерархи Русской Православной Церкви, и звучали они так, что слышны были целому миру.
Автор: Евгения Карезина
По материалам ГАРФ. Р–7021. О. 121. Д. 29 Л. 1–80