«Дух в человеке — главное. И мне, в меру моих возможностей,
хочется воспевать человеческий дух. Поэтому я ищу в жизни людей,
в которых сильно духовное содержание, и пишу их»Павел Корин
«Великие события истории, изображенные на стене,
дадут народу не меньше, чем книга, прочитанная миллионами»Павел Корин
В доме-музее Павла Корина экспонируется пустой холст размером более 40 квадратных метров, приготовленный художником для финальной стадии работы над картиной «Русь уходящая». Его окружают многочисленные портреты людей, эскизы, так и не собранные вместе в одном пространстве холста. Кажется, что за 27 лет художник так и не решился воплотить свой замысел. Говорят, что Корин задумал изобразить хорошо знакомую ему Русь, которой в новой большевистской России был вынесен смертный приговор. Но так ли это на самом деле? И каков, в конечном итоге, был его замысел?
Сам Корин, кажется, так и не придумал собственное название для своей работы. «Реквием», как он именовал свой замысел, очевидно, был каким-то рабочим вариантом. Происхождение названия картины, как и рождение замысла, связывают с посещением Кориным похорон Патриарха Тихона в 1925 году. 12 апреля 1925 года Корин записал в дневнике: «Донской монастырь. Отпевание Патриарха Тихона. Народа было великое множество. Был вечер перед сумерками, тихий, ясный. Народ стоял с зажженными свечами, плач, заупокойное пение. Прошел старичок-схимник. Около ограды стояли ряды нищих. В стороне сидел слепой и с ним мальчишка лет тринадцати, пели какой-то старинный стих. Помню слова: «Сердца на копья поднимем». Это же картина из Данте! Это «Страшный суд» Микеланджело, Синьорелли! Написать все это, не дать уйти. Это – реквием!»
Другое хорошо известное сегодня название – «Русь уходящая» – придумывает Максим Горький чтобы «картина получила паспорт», точнее идеологическую индульгенцию, защиту от возможных обвинений в антисоветской деятельности. Но тот же Горький, охарактеризовал общий замысел Корина как попытку создать некую эпопею. А эпопея – это отражение прежде всего важных событий национального масштаба.
Скорее всего, Горький увидел в работах Корина не историческую Россию, в которой присутствует борьба старого и нового, а образ России вечной, отраженный в ее народе, представители которого смотрели на него с холстов художника.
Попробуем так же взглянуть на этих людей. Они не выглядят страдальцами, так же как и борцами с новой властью, не смотря на то что в продолжении того длительного времени, пока Корин работал, герои его картины один за другим подвергались арестам и погибали. Строго говоря, Корин писал не портреты людей, представлявших определенную эпоху он создавал ноты, созвучия и гармонию. Его фигуры обладают отчетливым звучанием. Возможно, это действительно был реквием, написанный по законам жанра, разделенный на соответствующие законченные части. Будучи собранными вместе, эти части становились целым. Воздействие на зрителя было столь мощным, столь значимым, что наиболее подходящим определением для этого явления оказалась имена горьковская «эпопея».
Но откуда исходила та сила, которую сумел запечатлеть и передать художник? Были ли его персонажи похожи на самих себя в жизни? Что художник взял от них, что он увидел и прозрел в этих людях? И что он привнес в их образ от себя? Попытаемся посмотреть на известных нам людей, изображенных Кориным на своих холстах, глазами художника.
Задать вопрос: почему Корин не стал воспроизводить фрагмент похорон Патриарха Тихона в 1925 г.? Ведь по словам многих исследователей его творчества, концепцию и замысел своей картины он увидел именно там, на этих похоронах. Тогда, если все самое главное было им найдено в пространстве Донского монастыря, логично было бы сохранить это пространство. Очевидно, что для Корина был не важен сюжет похорон, а сам почивший Патриарх присутствует на его полотне. Очевидно, что его замысел не был связан со смертью ни в историческом (похороны патриарха) ни в метафорическом (похороны старого мира) контексте.
Пространство церкви, в котором встретились его персонажи, было очень важно для замысла Корина. Оно было самоценно так же, как и персонажи картины. Художник просто не мог выбрать ничего другого. В принципе церковь могла быть любой, но интерьер Успенского собора в Московском кремле усиливал ощущение, которое важно было создать художнику: ощущение собранных вместе веков, столетий и судеб.
Но что происходит в соборе? Изображен ли тут какой-то момент службы? Кажется нет, хотя очевидно, что служба или была завершена недавно, или была прервана. Мы видим собор и собравшихся людей с солеи со стороны иконостаса. Но не из царских врат, а немного сбоку. Потому что в царских вратах что-то происходит. Туда обращены взгляды людей большинства. Многие фигуры передают движение, порыв, в котором они застыли, намереваясь податься вперед, навстречу тому, что они видят у алтаря. Считается, что Корин изобразил собравшихся в храме лицом к зрителю, но к зрителю ли обращены их лица. Точно нет. Они смотрят на то, что художник оставил вне поля нашего зрения. Смотрят и свидетельствуют о присутствии Бога в мире, с теми, кто верует, свидетельствуют об отсутствии страха, об отсутствии смерти, свидетельствуют о том, что видят они, и чего не видит зритель, но может почувствовать, увидеть по лицам предстоящих в соборе людей. Корин и сам свидетельствует о том, что в эту новую безбожную эпоху Бог продолжает пребывать со своим народом.
Таким образом становится понятен принцип отбора Кориным персонажей для своего замысла. Это были люди, которые по его мнению могли бы, были достойны, лицезреть Христа, явившегося им во время службы.
Осталась ли ненаписанной главная картина Корина? С практической точки зрения нет. Но его замысел был реализован до конца. Он находил среди современников людей, в которых видел божественную силу духа, в которых и через которых действовал Христос. И он свидетельствовал об этом Божием промысле другим.
Автор: Кирилл Вах