Telegram

КОГДА В КРОТОСТИ СИЛА

Патриарх Тихон (Беллавин), прощание с которым стало началом картинной эпопеи Корина

В течение нескольких дней Донской собор в Москве, территория Донского кладбища и все окрестные улицы были заполнены людским потоком. Власти, «отменившие» веру Христову как вредный пережиток, не посмели (или побоялись, что не смогут?) разогнать сотни тысяч верующих, собравшихся проводить в последний путь законно избранного Предстоятеля Русской Православной Церкви.

Патриарх Московский и всея Руси Тихон (Белавин) скончался в праздник Благовещения, 25 марта (по ст. ст.) 1925 года. Несмотря на опасность преследований за проявление религиозных чувств, люди в течение пяти суток шли и шли к гробу непрерывным потоком. Вместе со своим другом и наставником Михаилом Нестеровым на похоронах был и художник Павел Корин. Именно тогда он почувствовал, что должен запечатлеть родной для него мир Церкви, прощание не только с Патриархом, но и со старой, дореволюционной Россией. Патриарх Тихон должен был стать, по замыслу художника, одним из главных персонажей будущей картины.

Кого как звали в детстве, а этого мальчика – Его Святейшество

Будущий патриарх Тихон, в миру Василий Иванович Белавин, родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии в семье сельского священника. Третьего сына нарекли в честь святого Василия Великого. Фамилия «Белавин» была традиционной для династии священнослужителей и, происходя от русского прозвища Белава, вероятно указывала на внешние светлые признаки человека (цвет лица, волос).

В 1869 году отец Иоанн был переведен в Преображенский храм города Тороповца. И сын его, Василий, с 1874 по 1878 годын учился в Торопецком духовном училище. С детских лет мальчик отличался старательностью и кротостью. Товарищи по училищу, зная его незлобивый и молчаливый нрав, часто над ним подшучивали, обращаясь к нему со словами: «Ваше Святейшество». С 1878 по 1884 год учился в Псковской духовной семинарии. Там Василия прозвали Архиереем, а в Петербургской духовной академии — уже и Патриархом (патриархов в России не было уже несколько столетий). Получив степень кандидата-магистранта богословия, преподавал в родной Псковской духовной семинарии основное, догматическое и нравственное богословие и французский язык.

14 декабря 1891 года был пострижен в монашество с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского. Постриг совершил епископ Псковский Гермоген (Добронравин), он же 15 декабря того же года, рукоположил молодого монаха в сан иеродиакона, а 22 декабря – в сан иеромонаха.

17 марта 1892 года отец Тихон переведен инспектором в Холмскую духовную семинарию.  24 июня того же года назначен ректором Казанской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита, с 15 июля того же года он служит ректором Холмской духовной семинарии.

19 октября 1897 года архимандрит Тихон был хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмской епархии.

С кем бы ни общался будущий патриарх, все единодушно отмечали его необыкновенные простоту и доброжелательность. Эти свойства его души нисколько не ослабели по мере возрастания в церковной иерархии. Осталось множество свидетельств об открытости и дружелюбии Тихона уже в звании Патриарха Московского и всея Руси. Эти свойства привлекали на его сторону множество людей и помогали нести и укреплять православную веру. И вот лишь один из фактов его биографии.

Епископ Тихон (Белавин)

Епископ Аляскинский: «Православию в Америке быть!»

14 сентября 1898 года епископ Тихон был переведен на Алеутскую и Аляскинскую кафедру и с 7 февраля 1900 года стал именоваться епископом Североамериканским и Аляскинским. Время епископского служения святителя в Америке было ознаменовано расцветом в жизни местной Православной Церкви: учреждена духовная семинария в Миннеаполисе и  основан Тихоновский монастырь возле Скрантона (штат Пенсильвания), епископская кафедра перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк. Православие при епископе Тихоне стало приобретать всеамериканский масштаб. Под его председательством в Майнфильде был созван первый Православный Собор Северо-Американской Церкви, объединивший между собой переселенцев из России, Галиции, Венгрии, Буковины и других мест. За восемь лет, что епископ Тихон управлял епархией, число приходов в ней увеличилось с 15 до 75, тысячи униатов обратились в православие. Особое значение для распространения в США нетрадиционного для этой страны вероучения имел перевод на английский язык служебника, открывшего американцам смысл православного богослужения. Епископу Тихону было присвоено звание доктора богословия в университете штата Висконсин.

В свою бытность в Северной Америке епископ Тихон совершил миссионерское путешествие из Калифорнии на Аляску. Путешествовал по морю, по суше, по северным рекам Аляски, неоднократно подвергая свою жизнь опасностям. Посещал самые отдаленные приходы, жилища туземцев. Впоследствии владыка вспоминал об этих трудностях со свойственным ему юмором.

25 января 1907 года епископ Тихон был назначен на Ярославскую и Ростовскую кафедру, где он быстро приобрел любовь своей паствы и был избран почетным гражданином города Ярославля.

22 декабря 1913 года переведен на Виленскую и Литовскую кафедру.

После Февральской революции и формирования нового Синода владыка Тихон стал его членом.

21 июня 1917 года Московский епархиальный съезд духовенства и мирян избрал епископа Тихона правящим архиереем Московской епархии. 13 августа 1917 года он был возведен в сан митрополита.

Апостол Севера. Рисунок

Патриарха определял случайный жребий, а выбрал Господь

Спустя два месяца в Кремле открылся Всероссийский Поместный Собор. Заседания в Успенском Соборе начались в разгар революционных событий и продолжались до весны 1918 года. 28 октября Собор постановил восстановить патриаршество, упраздненное еще Петром I. На Всероссийском Поместном Соборе было принято решение избрать патриарха. После четырех туров голосования Собор избрал трех кандидатов на патриарший престол. Первым стал архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) — 101 голос. За ним следовал архиепископ Тамбовский Арсений (Стадницкий) — 27, и, наконец, митрополит Московский Тихон (Белавин) — всего лишь 23. Святитель Тихон никогда не считался главным претендентом на Патриарший престол, однако на Соборе было принято решение: окончательный выбор определит жребий — случайно вытянутая бумажка с именем кандидата. И 5 ноября в Успенском соборе после литургии перед ликом чудотворной Владимирской иконы Божией Матери старец-затворник иеромонах Алексий вытянул жребий из специально приспособленного для этой миссии ковчега, и митрополит Киевский Владимир зачитал имя избранного Патриарха Московского и всея Руси: митрополит Московский и Коломенский Тихон.
Так Русская Церковь обрела своего одиннадцатого патриарха.  Он не был самым ученым или авторитетным из кандидатов. Архиепископ Антоний считался самым умным, архиепископ Арсений – лучшим управленцем, а митрополит Тихон – самым добрым. Очевидно  Господь, для Которого будущее открыто, избрал последнего как самого верного Своего служителя, стойкого в грядущих испытаниях.

Панагия патриарха Тихона

Не всеми замеченная победа

А испытания не заставили себя ждать. 20 января 1918 года, с принятием Декрета об отделении Церкви от государств, новая власть начинает гонения на религию. Разоряются церкви, преобразовываются в артели монастыри. Святотатственная акция по вскрытию мощей святых угодников вызвала волну протеста православных. Власти ответили им жестокими репрессиями. Только в 1918 году было замучено и убито за веру свыше 15 тысяч священнослужителей и мирян.

Новоизбранный патриарх искренне стремился к мирному решению любых разногласий с советской властью… Но изгнание братии из Александро-Невской Лавры стало последней каплей его терпения. Тихон объявляет анафему врагам истины Христовой, заклинает их опомниться и прекратить кровавые расправы, а верующих призывает противостоять безбожникам силой веры и «всенародного вопля».

Осенью 1918 года патриарх воззвал к Совнаркому: «Вы разделили весь народ на враждующие между собой станы и ввергли его в небывалое по жестокости братоубийство….» В этом послании он просил у безбожной власти в честь годовщины революции прекратить кровопролития и нападки на веру и освободить заключенных.

При этом святейший заявлял, что Церкви не пристало участвовать в борьбе за политическую власть. Видя спасение от большевистского безбожия не в кровавой войне, а в духовной борьбе, патриарх рано вступил на тот путь попыток взаимоотношения с советской властью, каким прошeл до конца земной жизни. 6 декабря 1918 года, написал в Совнарком о том, что против советской власти он никаких действий не предпринимал и предпринимать не собирается, и хотя многим мероприятиям правительства не сочувствует, «не наше дело судить земные власти». Он обязал священнослужителей воздержаться от политических заявлений. Следуя своей позиции, патриарх отказал в своeм благословении предводителям Белого движения.

Когда речь зашла о спасении народа России во время голода, разразившегося в 1921 году в Поволжье, иерарх Церкви оказал мощную поддержку усилиям власти. В августе святитель обратился с Посланием о помощи голодающим, направленным ко всем русским людям и народам Вселенной. Его письма в США с призванием спасти голодающих Поволжья привели к немедленному результату: Американская администрация помощи (ARA) развернула сеть пунктов питания в России, охватив продовольственной помощью до одиннадцати миллионов россиян.
Патриарх Тихон воззвал к пастве с призывом отдавать в пользу голодающих не задействованную в обрядах церковную утварь. Но советской власти показалось этого мало – изъятие распространилось и на богослужебные предметы, что многие верующие сочли святотатством и стали оказывать богоборцам сопротивление. В феврале 1922 года издается декрет ВЦИК «О порядке изъятия всех церковных ценностей», каковые операции проводились «с самой бешеной и беспощадной энергией», как писал Владимир Ленин членам Политбюро ЦКРКП(б) в своем письме. Из документа следовало, что под прикрытием борьбы с голодом правительство запланировало широкомасштабное уничтожение духовенства и прихожан. При этом реальное выступление против советской власти значения не имело.
В ответ на это патриарх выступил с посланием, выразив свое негативное отношение к происходящему произволу, тем более что у многих возникли сомнения в том, что все ценности пойдут на борьбу с голодом. На местах насильственное изъятие вызвало повсеместное народное возмущение. По России прошло до двух тысяч процессов, многие из которых завершались расстрелами верующих.

6 мая 1922 года патриарх был арестован по обвинению в «сопротивлении изъятию церковных ценностей» и заключен под домашний арест на Троицком подворье, затем переведен в московский Донской монастырь, потом помещен во внутреннюю тюрьму ОГПУ на Лубянке. Обвинительным заключением Верховного Суда патриарху Тихону предъявлены многочисленные обвинения в противодействии советской власти. Из переписки представителей власти следует, что ими готовился показательный процесс над патриархом Русской Церкви, результатом которого должен был стать смертный приговор. Этому злодейству помешали высокий мировой авторитет святейшего и обращения к советскому руководству зарубежных государственных и церковных деятелей. После года нахождения под арестом, 16 июня 1923 года, патриарх Тихон подает в Верховный Суд РСФСР покаянное заявление с отречением от всех прежних антибольшевистских воззваний. В среде верующих это вызвало не смуту, нет, но все же некоторое смущение. Впоследствии он объяснит, что польза для Церкви была для него дороже его имени в истории.

Рисунок. Арест патриарха

В это же время иерарху приходится противостоять попыткам расколоть Церковь изнутри – проискам «обновленцев», создавших свою «Живую церковь», негласно управляемую ГПУ НКВД. Раскольники даже созывают свой Собор и объявляют о низложении патриарха Тихона.

Попытки эти провалились. Своим исключительно высоким нравственным и церковным авторитетом предстоятель смог собрать воедино распыленные и обескровленные церковные силы. Святейший проявил себя верным служителем и исповедником неповрежденных и неискаженных заветов истинной Православной Церкви. Он был живым олицетворением православия, и даже враги Церкви вынуждены были это признать.

 

Аресты и покушения, убийство сподвижников, борьба против  церковных смуты и раскола подорвали здоровье патриарха. Ему было всего 61 год, когда он был отправлен в частную клинику Бакуниных на лечение сердца, но уже оттуда не вышел. 25 марта 1925 года, незадолго до полуночи, Патриарх Московский и всея России Тихон скончался. Последнее послание предстоятеля к Церкви, подписанное в день его кончины, в частности гласило: «…не допуская никаких компромиссов или уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и рабо­те СССР на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельности с новым государственным строем»… Многие исследователи подвергают сомнению подлинность этого документа, аргументируя тем, что использованные в нем обороты речи совершенно не характерны манере изъясняться патриарха Тихона. Есть версия, что воспользовавшись его кончиной, власти опубликовали наиболее выгодный им текст. Но это лишь один из вариантов развития тех событий. Возможно, послание действительно принадлежит его автору. Как и стоит ли давать оценку столь лояльному отношению церковника к безбожной власти? Судить трудно, однако, завещанные Святейшим Патриархом Тихоном принципы построения взаимоотношений Церкви с идеологически враждебным государством, принятые его преемниками на патриаршем посту, позволили сохранить Русскую Православную Церковь в самые трудные для неe времена.

Икона святителя Тихона (Белавина)

В памяти у Бога и людей

Русская Православная Церковь Заграницей на Архиерейском Соборе 14 ноября 1981 года прославила патриарха Тихона как исповедника в лике святых новомучеников. 9 октября 1989 года на Архиерейском Соборе Московского Патриархата он был прославлен для общецерковного почитания. 22 февраля 1992 года мощи святителя были обретены в Малом соборе Донского монастыря.

Автор: Евгения Карезина