ИЗ МУЗЕЙНОГО ЗАБВЕНИЯ – К СЛАВЕ
Как мощи святителя Феодосия возвращались домой, в Чернигов

Вера в святость и чудотворную силу останков угодников Божиих всегда была свойственна православному русскому народу. Одним из тяжелейших переживаний для верующих после Октябрьской революции стала охватившая всю страну эпидемия «расправы над святыми». По замыслу советских идеологов, повсеместное вскрытие мощей должно было сыграть ключевую роль в уничтожении веры и в создании «новой исторической общности – советского народа». Постановлением от 14 февраля 1919 года Народный комиссариат юстиции объявил «антирелигиозную войну» мощам святых. Следующим и стимулирующим ход развернувшейся массовой кампании стал циркуляр «О ликвидации мощей» от 25 августа 1920 года. Наркомюст потребовал от местных властей изъять все без исключения мощи из собственности Церкви, передать их в музеи или уничтожить. Некоторые реликвии Православная Церковь смогла вернуть себе во второй половине 1940-х, в период краткого потепления в религиозном вопросе.
Итак, часть мощей была передана в музеи религии и атеизма. Неофициально, как бы в порядке исключения, некоторые святыни были Церкви переданы обратно. Правда, в правовом поле ничего не менялось: статус реликвий не возвращен, документы-постановления, позволяющие «законно» глумиться над чувствами верующих, не отменены, не было издано ни единого правового акта, которым было бы регламентировано возвращение святынь. Таким образом, передача верующим мощей воспринималась как жест благоволения со стороны главы СССР Иосифа Сталина.
Непосредственно передачей мощей занимались сотрудники Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР (далее – Совет), созданного в 1943 году и возглавляемого полковником (с июля 1945 г. – генерал-майором) госбезопасности Георгием Карповым.
В марте 1946 года Церкви были возвращены мощи святителя Тихона Задонского (Орел), в апреле – мощи преподобного Сергия Радонежского (Московская область, Троице-Сергиева лавра), в сентябре – мощи святителя Феодосия Черниговского (Чернигов, УССР).
«Привоз мощей вздыбил все религиозные общины»
В отчете уполномоченного Совета по Черниговской области подробно описано, как происходила передача Церкви мощей святителя Феодосия Черниговского и с какой щепетильностью чиновник отнесся к выяснению легальности этого мероприятия.
О решении «вопроса, связанного с перевозкой мощей Феодосия из гор. Ленинграда в год. Чернигов и водворением их на прежнем месте» он узнал от местного епископа Бориса, которому патриарх Алексий I письменно сообщил о личной договоренности об этом c председателем Совета Карповым. Вскоре эта информация подтвердилась инструктивным письмом из Совета «О ходатайстве духовенства о возврате церквам мощей, ранее находящихся в этих церквях и монастырях». Но непосредственно о мощах Феодосия в этом документе не упоминалось, и чиновник счел своим долгом отправить в Совет дополнительный запрос, на что не получил ответа и в дальнейшем был лишь очевидцем приведения в действие принятого на более высоком уровне решения.
«2 сентября 1946 года епископом в Ленинград за мощами была послана делегация из трех священников, и 16 сентября мощи были привезены в отдельном вагоне в гор. Чернигов. С вагона мощи были быстро погружены на автомашину и доставлены в Троицкий монастырь. В ограде монастыря мощи были встречены епископом, духовенством, монахинями и верующими. Внесены в Троицкий монастырь, и служение совершалось всю ночь при большом количестве верующих. Никаких эксцессов при всей этой церемонии не произошло, все прошло нормально. В Троицкий монастырь в храме Троицком водворены привезенные с Ленинграда мощи Феодосия. В церковной жизни Черниговской епархии привоз мощей Феодосия вздыбил все религиозные общины. Посыпались заявления об открытии новых религиозных общин» (ГАРФ. Ф. Р-6991 Оп. 1. Д. 103 Л. 287–290).
Житие на злобу дня
Читаем житие святителя Феодосия Черниговского. О ранних годах его жизни известно мало, мы даже не знаем имени, полученного им при Крещении. Известно, что родился будущий святой в 1630-х годах, в Винницкой области, и происходил из древнего дворянского рода Полоницких-Углицких. Отец его Никита был священником, мать звали Марией.
По достижении необходимого возраста мальчик был отдан на обучение в Киево-Братскую коллегию при Богоявленском монастыре. В то время коллегия являлась центром защиты православия от насаждаемого иезуитского и униатского вторжения (то время Малороссия входила в состав Речи Посполитой).
Юноша принял иноческий постриг в Киево-Печерской лавре, с наречением имени в честь ее первооснователя. Служил в Софийском соборе Киева, нес послушание наместника митрополичьего дома. Однако, более склонный к созерцательному безмолвному иноческому житию, он вскоре удаляется из Киева и поселяется в небольшом Крутицком монастыре под Батурином. Оттуда монаха переводят в Корсунский монастырь на должность игумена обители. В 1664 году он снова на новом месте – служит настоятелем древнейшего Выдубицкого монастыря Киева. На всех должностях усердно трудился над внешним благоустройством обителей и духовным состоянием насельников, вдохновляя их личным примером.
Уже в сане архиепископа владыка Феодосий был избран архиепископом Лазарем (Барановичем) своим преемником в управлении Черниговской епархией, которую и возглавлял до самой своей кончины 5 февраля 1696 года. В 1665-м году был освящен Троицкий собор на Болдиной горе, впоследствии получивший статус кафедрального собора Чернигова.
Несмотря на возраставшее с каждым годом почитание Черниговского святителя, его прославление в лике святых состоялось не так давно – 9 (22) сентября 1896 года. Угодник Божий, всецело преданный Господу, прославивший Бога молитвами и трудами по объединению верующих под крылом единой Православной Церкви… Казалось бы, Русская земля богата такими подвижниками. Почему именно его мощи возвращают верующим СССР одними из первых? Возможно, потому что нечто особенно было в судьбе Черниговского святителя, созвучное послевоенному времени и положению церковных дел на Украине. В жизнеописаниях святителя мы читаем, что выполняя обязанности Киевского наместника, Феодосий Углицкий принимал участие во многих важных церковных делах. Одно из таких событий произошло в 1685 году, когда митрополитом Киевским был избран Гедеон (Четвертинский). В избрании Киевского митрополита право решающего голоса имел в том числе игумен Феодосий. С известием об этом избрании в составе делегации он отправился в Москву. Фактическим результатом такой поездки стало воссоединение Киевской митрополии, которая до этого находилась в подчинении Константинополя, с Русской Православной Церковью. В следующем – 1686-м – году предложенная Москвой кандидатура митрополита Киевского была одобрена Константинопольским Патриархатом, с тех пор все Киевские митрополиты избирались в Москве. Много потрудился святитель Феодосий за время своего управления Черниговской епархией для дела православия в Малороссии, для отпора в ней пагубному польскому униато-католическому влиянию и укреплению здесь русской народности. Всегда умел, благодаря своему нравственному влиянию, красноречию и христианскому миролюбию, успокаивать вспышки мятежных украинцев и тем охранять государство от вредных и опасных волнений. Возвращение мощей Феодосия не могло не напомнить об этих исторических событиях в пору, когда на освобожденных от немцев территориях Украины началось объединение грекокатоликов с православными под юрисдикцией Московского Патриархата.
Чем украинский святой дорог ленинградским блокадникам
До войны изъятые мощи святого находились в Ленинграде, в Музее религии и атеизма. Какая участь им грозила, можно понять из письма от 8 сентября 1948 В. В. Бонч-Бруевича, директора музея истории религии АН СССР, Георгию Карпову. В нем ученый большевик, как один из вариантов, предлагает «просто предать сожжению в крематории» православные святыни, в том числе мощи благоверного князя Александра Невского и преподобного Серафима Саровского (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 2. Д. 605. Л. 28). К счастью, ни Георгий Григорьевич, ни его руководство такого решения не приняли. А в 1946 году Патриарх Алексий I (Симанский), в годы блокады Ленинграда митрополит Ленинградский и Новгородский, добился возвращения мощей святителя Феодосия в Чернигов.
Возможно, ходатайство Патриарха было вызвано особым почитанием верующими Ленинграда Черниговского святого. Существует предание, что «Дорогу жизни», оказавшуюся спасительной для осажденного немцами города, удалось организовать по молитвам святителю. Потому в народе она получила второе название – «Дорога святителя Феодосия».

«Народу было видимо-невидимо. Служили три литургии»
В своем отчете уполномоченный Совета по Черниговской области рассказывает о встрече мощей святителя Феодосия в Чернигове как прямой очевидец произошедшего:
«В день 22.1Х. 46 г. пятидесятилетия открытия мощей Феодосия я был на торжественной службе в Троицком храме. Служба проходила при большом стечении народа, правда, духовенство рассчитывало на еще больший приход людей, думали, …храм не сможет обслужить всех прибывших, на деле же получилось так, что все прибывшие в этот день заполнили храм, все же смогли присутствовать на богослужении в храме. Что касается богомольцев, то можно сказать, что в основном было крестьянство из села, городского населения было не так уж много. К мощам начинается паломничество из сел пока ближайших, но единичные случаи и из далеких. Массовости паломничество еще не приобрело. В общем, местное духовенство и епископ Борис ждали большего эффекта».
Взгляд чиновника на событие, значение которого для верующих переоценить сложно, ограничен мерками простого госслужащего и сфокусирован на степени производимого эффекта. Да, успокаивает он свое руководство, не таким уж резонансным было прибытие мощей святого в Чернигов и не так уж много народу его сопровождало. Но чувствуется в его докладе некоторая неуверенность. Паломничество «пока» и «еще» не приобрело массового характера…
Иначе оценивали свершившееся православные очевидцы и участники торжества. В частности, в своих воспоминаниях о возвращении мощей игумения Черниговского Елецкого монастыря Амвросия (Иваненко) отмечала: «Я очень хорошо помню этот день. Встречал мощи наш старец и духовный отец Лаврентий Черниговский. Мы с сестрами пели и плакали от радости и умиления. Это было всенародное торжество. Народу было видимо-невидимо. В тот день служили три литургии. С тех пор мощи святителя постоянно находятся в нашем городе. Сколько чудес совершается по его молитвам! А недавно мощи носили по всему городу с крестным ходом – разве можно было раньше подумать, что такое может совершиться!.. И сегодня к цельбоносным мощам святителя Феодосия постоянно идет поток православных людей, люди молятся святому и получают помощь. Мы уверены, что от радиационного заражения после чернобыльской катастрофы Чернигов спас его небесный покровитель».

Не почивать спокойно
Недолгим было упокоение мощей святителя Феодосия на месте его служения. В 1962 году женский Троицкий (женским стал во время ВОВ) монастырь закрыли. Мощи святителя Феодосия отправили в усыпальницу в подвале Троицкого собора. И только через 22 года они снова стали доступны верующим.
Теперь-то, в годы торжества православия, им бы, в славе и покое, мирно почивать на радость многочисленных паломников. Но святыня вновь стала заложницей национальных и религиозных распрей. С 2023 года, после недопуска религиозной общины УПЦ (Московского патриархата) в Троицкий храм, верующие лишены возможности поклоняться святым мощам Феодосия. Собор опечатан, а прихожане могут молиться лишь у запертых дверей. В марте 2024 года доступ в Свято-Троицкий комплекс был полностью закрыт представителями заповедника, явившихся в сопровождении военных.
Увы, раскольники постарались забыть, а националисты наверняка и не ведали, сколько сил при жизни и находясь уже у престола Божия святитель Феодосий приложил для достижения единства Православной Церкви.
Автор: Любовь Лязина