Telegram

ИСТОРИЯ ОДНОГО ДОНОСА

За «оскорбление всех советских людей» заслуженный инженер призвал мать к суду

Одной из обязанностей уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви был разбор жалоб. В основном жаловались верующие – на отказы в открытии храмов, вмешательство местных властей в церковные дела и непомерные налоги для духовенства. Но порой были жалобы совершенно особенные. Об одной из таких уполномоченный Совета по Горьковской области Алексей Богданов в своем отчете за 1948 год счел необходимым сообщить «наверх».

Советский плакат с антирелигиозной пропагандой

Должность, где трудно быть непредвзятым

Функции, возложенные государством на уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви, были не просто разнообразны и  многочисленны, но даже в чем-то противоречивы. Назначенные на эту должность должны были следить за состоянием церковных зданий и имущества, контролировать проявления религиозности населения, в том числе препятствовать вовлечению в церковную жизнь детей и молодежи. Буквально о каждом своем шаге и наблюдении, о любом значимом для верующих событии им приходилось сообщать в ежеквартальных отчетах. И нужно было еще постараться непредвзято фиксировать нарушения законодательства в отношении Церкви со стороны как верующих, так и «отменивших» Бога местных чиновников.  
Свою должность Алексей Богданов занимал с 1945 по 1960 годы. Бывший сотрудник НКВД, он, однако, не проявлял открытой враждебности к духовенству и активным сторонникам возрождения  православной жизни. Из его переписки с Советом, открытой в рамках архивного проекта «Церковь верных» («Наблюдательное дело по Горьковской области». Переписка  и отчеты уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви за 1948 год. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 322. Л. 52-53), следует, что, несмотря на многочисленность подписанных им отрицательных заключений об открытии храмов на территории области, он был сторонником восстановления службы в церквях города Горького. В своих отчетах он докладывал, что имеющихся в городе храмов  недостаточно для удовлетворения потребностей верующих. Уполномоченный приводил в пользу официальной регистрации прихода аргумент: это позволит избавиться от проведения богослужений священниками-нелегалами или лицами, не имеющими сана.

Фрагмент копии жалобы Писарева Н. Е. из отчета уполномоченного уполномоченного

«Вопрос остается открытым в отношении попа»

Сообщая в Совет о поступившей к нему от гражданина Писарева из Чкаловского района жалобе, Богданов полностью приводит ее содержание.  

«Событие, произошедшее в моей личной жизни, а как увидите ниже, имеющее и общественное значение, заставило меня обратиться к Вам и просить Вас принять соответствующие меры к незаконным действиям служителей церкви с. Катунки Горьковской области, направленных на компрометацию и оскорбление советских людей.

Обстоятельства и существо вопроса следующие. Я являюсь советским инженером, всю Отечественную войну пробыл на фронте, за что правительство наградило меня четырьмя наградами. По демобилизации из армии я, прибыв к месту своего жительства в пос. Чкаловск Горьковской области, поступил на работу на завод им. Ульянова-Ленина в качестве инженера-конструктора. Хорошим отношением к делу я заслужил авторитет и доверие у руководства и у партийной организации. Два года я избирался партийным организатором своего отдела, а в 1947 году был избран членом бюро заводской парторганизации. В 1947 году также я был выдвинут на должность начальника конструкторского бюро, где и работаю в настоящее время. Моя супруга работает также в пос. Чкаловске директором вечерней средней школы. Двое наших детей – дочь Наталья в возрасте 1 год 10 месяцев и сын Дмитрий в возрасте 5 месяцев во время нашего отсутствия оставались с моей матерью. Зная, что моя мать религиозна, и имея в виду несколько случаев крещения детей, я несколько раз ей объяснял существо этого обряда и недопустимость его по отношению к моим детям. Такой же взгляд на этот вопрос неоднократно высказывала и моя жена. 22 июня сего года было сообщено, что 5 июня моя мать крестила обоих детей. Обряд был совершен в одном из соседних домов катунским попом, который выезжал из с. Катунок в пос. Чкаловск.

Вполне осознавая свою личную вину в этом деле, которая состоит в том, что я доверил детей религиозной матери и не вел с ней достаточной работы, все же оскорбление в форме этого обряда дети получили от попа православной церкви с. Катунки, который знал взгляд родителей на этот вопрос. В отношении своей матери, которая пренебрегла нашими родительскими правами и переценила свои, чем и скомпрометировала и оскорбила меня, супругу и детей, дело мною передано в народный суд.

Вопрос остается открытым в отношении попа с. Катунок, который не имел никакого права, без согласия на то родителей, совершать обряд. Если же оставить за ним такие широкие права, то кого угодно они могут компрометировать также. Я понимаю политику нашей партии по отношению к церкви, а поэтому с вопросом привлечения попа к ответственности за его действия обращаюсь к Вам и убедительно прошу Вас через епископа Горьковского разобраться в этом случае, так как он имеет здесь в Чкаловске большое общественное значение. И не только в отношении меня и жены, а необходимо вообще устранить возможность оскорбления кого-либо и другого в будущем.

Лично я, а также имея в виду и мнения других, расцениваю данное событие как открытое

наступление реакции. Прошу Вас сообщить, что будет предпринято по данному вопросу

Вашей стороны. Писарев Н. Е. п. Чкаловск Горьковской области, ул. Некрасова, дом № 7. 23.06.48.» ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 322. Л. 54-81

По примеру Павлика Морозова

Отправляя председателю Совета Георгию Карпову копию жалобы, уполномоченный кратко излагает свое мнение на этот счет: «Ответа пока я никакого не дал. Но считаю, что принимать какие либо меры к священнику из-за этого нельзя, так как к нему принесли крестить, он же не принуждал и думаю, что спрашивать верующих имеется ли согласие на это родителей не обязательно».

Напомним, что дело происходит в 1948 году. Лишь тридцать лет прошло с прихода большевистской власти, а какие диковинные изменения произошли в сознании некоторых людей! Конечно, доносчики существовали во все времена. Задолго до установления советского строя родились и проблемы в отношениях «отцов и детей». Но только ли ложно понятое чувство справедливости  движет взрослым, прошедшим огонь войны человеком, когда он личную обиду на родную мать представляет как политическое дело – «открытое наступление реакции», «оскорбление советских людей»?  А, может, и сам опасается «оргвыводов» или надеется заработать авторитет своей «принципиальностью»? Перечисление занимаемых трудовых и общественных должностей жалобщиком и его супругой невольно наводит на мысль о первичности карьерных соображений.    С родной  матерью  Писарев разобрался – подал на нее в народный суд. Дошло ли дело до суда? Если да, то каким оказался приговор (дело-то нешуточное!), не известно. Но само намерение покарать родительницу, взявшую на себя заботу о совсем маленьких внуках, уже говорит о глубоком нравственном падении человека, обработанного атеистической пропагандой. Неслучайно все предшествующие этому письму 16 лет на примере Павлика Морозова советскому человеку внушали, что предать суду родителя – дело не только не зазорное, но и  вполне даже героическое.  

Памятник Павлику Морозову

Так чего же требует жалобщик от уполномоченного? Наказать священника, «виновного» в совершении обряда крещения над малолетними детьми. «Правдоискатель», член партии, утверждает, что «понимает политику нашей партии в отношении Церкви», поэтому просит наказать «попа из Катунок» через епископа Горьковского. Надо признать, оскорбленный инженер имеет должное понимание о том влиянии, которое уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совмине СССР может оказывать на церковную жизнь и духовенство области.

Однако Богданов не спешит поставить на место священника из Катунок. Ведь нет, приводит он формальный аргумент, прямых указаний партийных и советских органов о том, что нельзя крестить детей без ведома родителей (кстати, во времена правления Хрущева будет негласно установлено такое требование и просуществует до самой «перестройки»). Богданов сообщает о прецеденте вышестоящему органу. Впоследствии уполномоченный сообщит, что жалобщику дан ответ о том, что оснований для привлечения священника к ответственности нет. Очевидно, что указаний по данному вопросу он сверху не получал. Успокоился ли жалобщик полученным ответом, история умалчивает.

Автор: Евгения Карезина