Telegram

Исповедничество архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в Тамбове. 1944-1945 гг.

Жизнь всех тех блаженных людей, которые всем сердцем возлюбили Господа нашего Иисуса Христа
и неуклонно идут за Ним тесным и тернистым путем,
который начинается узкими вратами – жизнь этих блаженных полна борьбы.
Какой борьбы? Не борьбы с плотью и кровью,
а с гораздо более тяжелой борьбы – с духами злобы поднебесными. 
Блаженны, яко прейдут эту тяжкую, тяжкую непрестанную борьбу.

Архиепископ Лука. Слово о борьбе с духами злобы поднебесной. 12 августа 1956 г. Алушта.

 

Эта небольшая история посвящена новым материалам о деятельности архиепископа Луки (Войно-Ясененцкого). Мы обнаружили их в Государственном архиве Российской Федерации среди отчетов и донесений советских уполномоченных по делам Русской Православной Церкви.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). 1930-е гг.

 

23 марта 1944 г. в Совет по делам РПЦ поступила секретная записка от уполномоченного Совета по тамбовской области М.Д.Медведева. Кадровый чекист сообщал подробные и очень интересные для нас подробности о деятельности архиепископа Луки, направленные на восстановление религиозной жизни в Тамбовской епархии, куда он был назначен Патриархом Сергием (Страгородским) по возвращении из ссылки в Красноярском крае. По сути, уполномоченный представил донос, в котором содержались достаточно серьезные обвинения в нарушении советского антирелигиозного законодательства недавно освобожденным ссыльным. Немногим ранее, такие обвинения автоматически приводили к новому аресту и далее к расстрелу обвиняемого. Но времена изменились. Само возвращение архиепископа Луки из ссылки и назначение его на Тамбовскую кафедру – был последствием известной встречи Сталина с Патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием 4 сентября 1943 г.

Докладная записка уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Тамбовской области М.Д. Медведева о деятельности архиепископа Луки от 19 марта 1944 г.

 

Хочется подчеркнуть, что чекисты, как и многие другие советские работники на местах, искренне не верили в то, что в отношениях с Церковью советская власть совершила окончательный значительный разворот. Церковь предполагалось использовать, но возрождать ее в СССР казалось немыслимым. Именно доносы и негативные оценки деятельности архиепископа Луки со стороны уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви М.Д. Медведева и бывших обновленцев стали причиной, по которой за свой выдающийся вклад в общую победу над фашистами владыка получил только скромную медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

В первом же донесении о деятельности нового главы Тамбовской епархии, уполномоченный обвинил архиепископа Луку в «нездоровых высказываниях», фактически в антисоветской агитации среди верующих. Уполномоченный не присутствовал в церкви на первом богослужении (всенощной) 26 февраля 1944 г. и, вероятно, получил ее текст от кого-то из слушателей.

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). 1940-е гг.

 

Ниже, мы приводим текст этой проповеди в соответствии с орфографией, сохраненной в записке уполномоченного. Обратившись к своей новой пастве, архиепископ сказал:

«Мир Вам, моя новая возлюбленная паства, мир Вам, труждающие люди, мир Вам, мои бедные люди, мир Вам, голодные люди!

15 лет были закрыты и связаны мои уста, но теперь они вновь раскрылись, чтобы благовестить Вам Слова Божии. Открывайте свои сердца для восприятия моих слов.

О чем я буду вам говорить? Господь мне словами пророка Иеремии повелевает: «Пастыри, утешайте, утешайте мой народ!». – Вот вы и примите мои утешения, мои бедные голодные люди. Вы голодны отсутствием проповеди Слова Божия. Храмы наши разрушены – они в пепле, угле и развалинах. Вы счастливы, что имеете хотя небольшой, бедный, но все же храм. Он грязен, загажен, темен. Не сияет над нашими головами свет, который должен бы сиять, но зато в сердцах наших горит Свет Христов.

Взгляните Вы, что делается в мире? – Идет кровопролитная война. Враг разрушает города, селения, храмы, но его изгоняют наши войска из пределов нашей родины. В освобожденных местностях наш народ восстанавливает города, селения, строит заводы, – так и Вы, подобно эти строителям, восстанавливайте разрушенные храмы, подымайте их из пепла и мусора. Свои храмы очищайте от грязи скорее. Несите сюда все, что у Вас есть: несите полотна, шейте ризы священникам,- пусть они ходят не в золотых, как преподобный Сергий Радонежский. Давайте сюда живописцев, художников! Пусть они пишут иконы. Нам нужен Ваш труд для восстановления уничтоженного, ибо храмы Божии должны вновь восстановиться и вера засиять новым пламенем».

Старый Покровский собор в г. Тамбове. 1940-е гг. Архив Марины Климковой. Источник: https://marina-klimkova.livejournal.com/878296.html?replyto=5007832

 

Важной особенностью начала служения архиепископа Луки в Тамбове было то, что в его епархии в 1944 г. было всего три действующих храма: в городе Тамбове, в городе Моршанске и в городе Мичурине. При этом Покровский храм в Тамбове и Никольская церковь в Мичурине были открыт лишь в сентябре 1943 гВ Покровской церкви служили настоятелем священник Иоанн Леоферов и священник Симеон Петров. Оба были бывшими обновленцами. Община так же частично состояла из обновленцев. Владыка Лука отличался своей принципиальной позицией в отношении обновленческого раскола и считал возможным принимать обновленцев в общение лишь через публичное покаяние. Мы не имеем сведений, как происходили эти первые богослужения архиепископа Луки, но уже через 7 дней после своей первой проповеди в Покровской церкви Тамбова – 5 марта 1944 г. священник Симеон Петров был принят в общение с Русской Православной Церковью через публичное покаяние. Причем чин покаяния был составлен самим архиепископом Лукой по бескомпромиссной для обновленцев формуле: «Я в малодушии своем убоялся страданий за Христа и избрал путь лукавства и неправды». Эти слова из «Чина покаяния» выделены в донесении самим уполномоченным, сообщившим, что это событие «вызвал торжество и радость фанатиков, радующихся унижению обновленцев».

Несомненно, публичное покаяние обновленцев, которых до недавнего времени открыто поддерживала советская власть – наводила на мысль о необходимости покаяния и для самой власти, а их нынешний образ действий именовался «путем лукавства и неправды». А это могло трактоваться как антисоветская агитация.

Архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука, профессор, доктор медицины, хирург-консультант эвакогоспиталей Тамбовского облздравотдела В. Ф. Войно-Ясенецкий. Тамбов, 1944. Тамбовский областной креведческий музей. Источник: https://aif.ru/society/75_victory/soldaty_v_belyh_halatah_kak_rabotali_mediki_na_polyah_voyny

 

В вину архиепископу ставилось то, что хранителем православия в СССР владыка назвал простой русский православный народ. «В истории известно, что хранителями истины нередко являются не архиереи и священники, а народ». В итоге владыка упомянул тех, кто пострадал и получил за это «венцы мученические», а тех из своей паствы, кто выбрал компромисс, архиепископ Лука призвал как можно быстрее принести исповедание в этом грехе и получить прощение.

Из приведенных далее уполномоченным сведений можно сделать вывод, что против архиепископа Луки в Тамбове активно действовали бывшие обновленцы. В первую очередь Настоятель Покровской церкви и по совместительству секретарь епархии протоиерей Иоанн Михайлович Леоферов. От него уполномоченный получал все интересующие его сведения.

Знакомство уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Тамбовской области М.Д. Медведева с И.М. Леоферовым состоялось в августе 1943 г. М.Д. Медведев предложил уволившемуся за штат в 1938 г. бывшему секретарю обновленческого Тамбовского архиепископа Виктора (Путяты) протоиерею Иоанну Леоферову, работавшему на тот момент старшим бухгалтером на тамбовской электростанции, вернуться к священству и собрать инициативную группу для передачи ей закрытого кафедрального собора г. Тамбова. Отец Иоанн собрал группу обновленцев, которой вместо кафедрального собора была передана небольшая Покровская церковь. Правда в беседе с Леоферовым уполномоченный рекомендовал ему перейти под юрисдикцию Патриаршей Церкви. Отец Иоанн действительно написал соответствующее письмо в Москву, на котором Патриарх Сергий наложил свою резолюцию: «Советую православной общине искать себе священника среди православных, а не обновленцев».

Патриарх Сергий не доверял раскаянию старого обновленца. Тем не менее, власти Тамбова зарегистрировали в городе православную общину во главе с «протоиереем Иоанном Михайловичем Леоферовым». Недавно избранному Патриарху пришлось смириться с требованием Совета по делам Русской Православной Церкви и его председателя Г.Г. Карпова, который лоббировал интересы своего уполномоченного в Тамбове М.Д. Медведева. В коечном счете священник Иоанн Леоферов был принят в общение с Церковью через приношение письменного покаяния епископом Саратовским и Сталинградским Григорием Чуковым 23 декабря 1943 г. 25 декабря Покровском храме Тамбова он публично отрекся от обновленчества в сане иерея. В январе 1944 г. Патриарх, идя на встречу советским властям, наградил отца Иоанна званием протоиерея за его труды по возвращению обновленцев в лоно Церкви.

Протоиерей И.М. Леоферов. 1944 г. Источник: https://tambovarchiv.ru/node/40

 

Пришлось смирится и архиепископу Луке, потому, что секретарем к нему по требованию того же Г.Г. Карпова Патриарх определил протоиерея Иоанна Леоферова. С тех пор уполномоченный мог быть уверен, что ему будет известен каждый шаг нового тамбовского архиепископа. С ведома и при поддержке уполномоченного отец Иоанн Леоферов даже отправил телеграмму Сталину о том, что два его сына защищают родину на фронте, а сам он перечислил в фонд обороны 10 000 рублей.

Телеграмма И.М. Леоферова Сталину. 1944 г.

 

Сам архиепископ Лука хорошо понимал цену раскаяния своего секретаря и в разговоре с ним не считал нужным беречь чувства ни старого обновленца, ни тех, кто стоял за его спиной. В разговоре с Леоферовым о необходимости покаяния он говорил:

«На вас, обновленцев, было не гонение, а выражение презрения народа. Гонимы были мы, староцерковники, от власти, так как архиереев, не пожелавших занять живоцерковнической кафедры – ссылали; храмы, которые не хотели подчиняться живоцерковническому правлению – закрывались или преследовались обновленцами. Обновленческие священники и епископы были агентами. Доказательством этого служит то, что у одного, по изгнанию из храма, обновленческого священника, в ящике нашли составленный список на староцерковных священнослужителей – для ареста. В этом списке первым был – я. В этом заключается путь лукавства и неправды. В большинстве обновленческие епископы и священники таковы, но среди них отдельные лица бывают и идейные. К таким я отношу бывшего Кировского митрополита Иоанна Мирдова, который еще до революции был социалистом. Он находит, что социализм и христианство – совместимы. Он читает Ленина, Энгельса, изучает «Капитал» Маркса. Я же считаю недопустимым убивать на это много времени. Лучше изучать библию и труды отцов».

Дух исповедничества отчетливо выражался во всех поступках владыки. Отцу Иоанну Леоферову Покровской церкви он рекомендовал отпустить волосы и бороду. Духовенству владыка запретил носить светскую одежду и сам перестал снимать облачение в особенности, когда ему предстояло принимать участие в научных или практических медицинских встречах. Эти подробности так же были сообщены уполномоченному секретарем епархии протоиереем Иоанном Леоферовым.

Архиепископ Лука. Тамбов, 1944 г.

 

Спустя ровно 10 дней, тамбовский уполномоченный вновь информировал Г.Г. Карпова о том, что «архиепископ Лука продолжает проводить свои реакционные взгляды». На межобластном совещании врачей эвакогоспиталя он выступал в полном архиерейском облачении, в госпитале № 1414 повесил икону, а перед проведением операции «предварительно начинает молиться Богу, становясь на колени». При устройстве новой церковной жизни в епархии, архиепископ, по словам уполномоченного, старается подбирать священников «из реакционно настроенного духовенства». При приеме на работу задает первый вопрос: был ли обновленцем, и второй – был ли под арестом и естественно делает выбор в пользу тех, кто был верен Патриаршей Церкви и сам пострадал от советской власти.

Нужно признать, что отношения между архиепископом Лукой и уполномоченным Совета по делам Русской Православной Церкви по Тамбовской области М.Д. Медведевым не сложились с самого начала и постоянно подтачивались бывшими обновленцами во главе с секретарем епархии протоиереем Иоанном Леоферовым. Бог им судья. В конце концов отец Иоанн принял монашеский постриг с именем Иннокентий и закончи жизнь в сане архиепископа Калининского и Кашинского, добившись от властей открытия многих ранее закрытых храмов в своей епархии. М.Д. Медведев вскоре ушел с должности уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви в Тамбовской области, а через год в апреле 1946 г. и владыка Лука был переведен на крымскую кафедру.