Telegram

ИОСИФ ПРОТИВ ИОСИПА

Разлад двух лидеров не помешал Югославии перенимать «передовой опыт старших товарищей» в религиозном вопросе

Считается, что связь Сербии и России берет начало еще со святого Саввы. Величайший святитель братской сербской земли принял монашеский постриг на Афоне в русском монастыре святого Пантелеимона в конце ХII века. Но эта духовная связь была еще более глубокой – от единых истоков кирилло-мефодиевской традиции славянского мира. 

Укреплялось товарищество поддержкой Россией сербских братьев и совместной борьбой с общими врагами на поле боя. В этих братских отношениях ключевая роль принадлежала Православной Церкви и ее иерархам. После Октябрьской революции в России эти отношения претерпели серьезные изменения и суровые испытания, но продолжали развиваться. Королевство СХС (сербов, хорватов и словенцев) приняло около 50-ти тысяч изгнанников из Российской империи.

Митрополит Киевский и Галицкий, основатель и первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей

В феврале 1921 года в Сербию приехал митрополит Антоний (Храповицкий). В ноябре 1921 года была образована Русская Православная Церковь за рубежом. РПЦЗ пользовалась в период между двумя мировыми войнами моральной, финансовой и дипломатической поддержкой Сербской Православной Церкви. После Второй мировой войны,  когда в СССР несколько ослабли гонения большевистских властей,  отношения между православными Церквами возобновились, разумеется,  под бдительным надзором партии и правительства в лице Совета по делам Русской Православной Церкви (далее – Совет). В секретной переписке Совета конца сороковых годов, ставшей доступной в рамках проекта «Церковь верных», встречается немало документов, посвященных Сербской Православной Церкви и ее иерархам, особенно Патриарху Гавриилу V (в миру Джердже Дожич).

Патриарх с неплохим «послужным списком»

В своем докладе о работе Совета за 1946 год его председатель Георгий Карпов дает патриарху Сербскому Гавриилу самую положительную характеристику:

«14 ноября 1946 г. патриарх Гавриил вернулся в Югославию и занял доброжелательную позицию по отношению к правительству Тито. В первый день приезда он заявил, что во всем хочет подражать русскому патриарху и работать в полном единении с властью и для народа. Он также заверил о своей традиционной дружбе с Россией и ее народом, категорически отвергая ориентацию на Запад.

Патриарх Гавриил считает центром православия Москву и полагает, что только в единении с русской церковью остальные малые автокефальные церкви могут осуществлять свои задачи».  (ЦГАОР СССР Ф. 6991, О. 1, Д. 149, Л. 77-118).

Казалось бы, у патриарха Сербского неплохой «послужной список». Во время оккупации Югославии фашистами он решительно отверг все предложения захватчиков о сотрудничестве, неоднократно заключался ими в тюрьмы и концлагерь Дахау. В послевоенные годы принял курс на сближение с РПЦ Московской патриархии.

Кстати, «народный вождь» Тито в 1946 году одобрял поездку патриарха Гавриила в Москву.

Подозрения чекиста

Но в начале 1949 года бывший чекист Карпов уже подозревает патриарха Гавриила в неискренности, и подозрения эти активно подогревает протоиерей Иоанн Сокаль, с 1945 года благочинный русских православных приходов Югославии.      

В письме от 7 мая 1949 года Карпов докладывает правительственному руководству:

«… созданный кликой Тито режим в Югославии затруднил и нарушил установившуюся связь между Сербской и Русской православными церквами…

Правильность характеристики настроений и политического курса на «запад» Сербской патриархии подтверждается рядом фактов.

Так, уповая на «запад», Сербская патриархия держится девиза: «чем хуже, тем лучше», и в этом находит поддержку англичан и особенно американцев, не жалеющих денег для поддержки таких настроений… Несмотря на отрицательное отношение патриарха Гавриила к экуменическому движению, несмотря на официальный отказ Сербской патриархии от участия в этом движении и подписание делегацией в Москве соответствующей резолюции, – богословский факультет Белградского университета делегировал на 1-ю Амстердамскую генеральную ассамблею христианских церквей проф. Глумац….

 «Вот почему не надо удивляться, – пишет тот же И. Сокаль, – если и английский посол Пик в конце октября 1948 года посетил патриарха Гавриила».

Имеют место и другие факты неискренней линии поведения Сербской патриархии. Патриарх Гавриил и митрополит Иосиф, отзываясь по возвращении в Белград положительно о церковных торжествах в Москве, тем не менее, в течение 8 месяцев не озаботились осветить это в журнале «Патриарший гласник» помещением хотя бы одной статьи…

Все это звенья одной цепи мероприятий для вытеснения из Югославии какого бы то ни было влияния Русской православной церкви и в том числе русских приходов, находящихся в Югославии.

По сообщению Посольства СССР в Югославии, 3 марта с.г. в г. Белграде состоялось Учредительное собрание православных священников Югославии, на котором был создан «Союз православных священников», который принял резолюцию о задачах «Союза» и послал приветственную верноподданническую телеграмму Тито.

 Касаясь этого события, протоиерей И. Сокаль отмечает, что если в прошлом году участие духовенства в подобных съездах было Синодом запрещено, то в этом году неофициально разрешено из тактических соображений, чтобы продемонстрировать правительству свою лояльность.

Все изложенное, учитывая наличие на Константинопольском (Вселенском) престоле ставленника американцев патриарха Афинагораса, сколачивающего антикоммунистический религиозный блок, говорит, что всем ходом событий и состоянием дел Сербская православная церковь подготовлена к тому, чтобы войти в фарватер антикоммунистического блока, если со стороны Московской патриархии не будут приняты попытки к удержанию Сербской патриархии в своей орбите. Но в то же время Совет в настоящее время не видит реальных возможностей к поддержанию Московской патриархией связей с Сербской патриархией.

Патриарху Гавриилу направлено в марте с.г. письмо патриарха Алексия, в котором он просит информировать о мероприятиях Сербской патриархии по реализации решений Московского совещания прошлого года.

Ответ на это письмо в известной мере должен будет внести ясность в отношении позиций Сербской патриархии и позволит наметить план дальнейших мероприятий по укреплению связи между обеими патриархиями». (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 452. Л. 67)

Гавриил V (Патриарх Сербский). 1881-1950 гг.

 Вчерашние братья

Что же произошло в Сербской Православной Церкви и в Югославии за столь исторически короткий срок, что в отношениях ее с РПЦ,  по мнению Карпова, совершились такие негативные изменения? Прежде всего, политика лидеров двух стран переживала тяжелейший кризис. Как вчерашние братья и соратники по борьбе с фашизмом вдруг стали непримиримыми противниками,  а правительство дорогого товарища маршала Иосипа Броз Тито превратилось в «клику Тито-Ранковича»? Судить трудно, в какой степени к этому привели разница во взглядах вождей двух стран на строительство социализма, в какой – несогласия во внешней политике (Сталин был крайне недоволен тем, что Тито стремился на правах победителя расширить территорию Югославии за счет соседних государств, что обостряло отношения СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции); насколько повлияли личные амбиции двух вождей (героический маршал Тито, лично возглавивший борьбу Народно-освободительной армии Югославии против фашизма, был чрезвычайно популярен у населения ФНРЮ). Какие бы ни были причины, но привели они к тому, что в 1948 году сотрудничество по всем направлениям между братскими странами резко сократилось. И потерпевшей большой урон от такого поворота событий оказалась Сербская Православная Церковь.

Вероятнее всего, Карпов зря подозревал патриарха Гавриила в двуличности, хотя в окружении Святейшего и были личности, склонные к дружбе с Ватиканом.

Иосип Броз Тито, август 1942 г. Фото: www.globallookpress.com

Безвинно пострадавшие

Ответ от Патриарха Сербского был получен нескоро и не по его вине.

4 июня 1949 Совет предоставил правительству копию полученного патриархом Алексием письма главы Сербской Православной церкви патриарха Гавриила от 4 мая, пересланного по его личной просьбе посольством СССР в Югославии через Министерство Иностранных Дел СССР. В письме Патриарх Гавриил высказывает свои переживания по поводу положения Сербской православной Церкви и уверяет Московского Патриарха в дружбе и верности совместно принятому курсу. В письме в вышестоящие инстанции от 4 июня Карпов комментирует послание Патриарха Гавриила.

«Касаясь в письме вопроса о проведении в жизнь решений совещания, патриарх Гавриил ограничивается короткими замечаниями: «Мы в нашей церкви, через официальный орган «Вестник Сербской Патриархии», текстуально опубликовали резолюции Московского совещания и разъяснили с наилучшими сведениями и комментариями нашу общую работу в Москве».

Клика Тито, пытавшаяся воспрепятствовать поездке в Москву на совещание делегации Сербской церкви, будучи осведомлена о настроениях патриарха Гавриила и остальных членов Синода (митрополитов и епископов) и, видимо, не рассчитывая на их поддержку, создала 3 марта с. г. на учредительном собрании православных священников Югославии «Союз православных священников».

В своем письме патриарх Гавриил пишет по поводу этого «Союза»: «При помощи нескольких отпавших от церкви священников светские власти угрозами и насилием образовали без уведомления официальной церкви так называемые республиканские священнические союзы и их центральный союз.

Угрожают, что этот «союз» возьмет управление Сербской церковью, которое будет организовано по духу нового времени, и в котором, как говорят, епископы считаются излишними и ненужными».

Обвиняя правительство Тито в том, что оно хочет превратить церковь «в слепое и послушное свое орудие», патриарх Гавриил пишет: «Сейчас власти приказывают, чтобы на нашем теологическом факультете был диалектический материализм по атеистической идеологии Маркса и Ленина!».

Патриарх Гавриил, сообщая о гонении на церковь, арестах архиереев и священников, разрушении и закрытии храмов и запрещении богослужений и обрядов, пишет: «… Мы доныне избегали обращаться с жалобами к иностранным представителям…, скрывая все свои печальные страдания и трудности, которые мы терпим. Однако перед Вашим Святейшеством мы с полной доверчивостью должны изложить наше отчаянное положение, потому что традициями нашего прошлого мы научены как у великого Маяка, у Руси искать своей защиты и помощи в тяжелых днях нашей жизни и работы. Мы не только что готовы, но и горячо желаем с великою Русскою Церковью верно и тесно держать единство и ей оказывать всякое возможное сотрудничество в интересах Православия и Славянства. Но в таких условиях, когда нас держат в крепком оцепенении и постоянном третировании, мы не в состоянии выполнить наши обязательства».

Осуждая существующий режим в Югославии, патриарх Гавриил вскользь высказывает в то же время свое отрицательное отношение к положению церкви в странах народной демократии: «Неоспорима истина, что наша православная церковь в известных странах борется с горькой неволей и тяжелыми искушениями под натиском антирелигиозных и атеистических стремлений светских политических властей». (Ф. 6991. Оп. 1. Д. 452, Л. 258-265)

Возникли ли у Карпова при чтении описания гонений на Сербскую Православную Церковь какие-либо ассоциации с РПЦ? Конечно, в СССР в духовных академиях марксизм-ленинизм изучать не заставляли, но вот все остальное до боли знакомо. Перенимали, видно, вожди стран народной демократии передовой опыт старших товарищей.

Иосип Броз Тито, хорват по отцу, выросший в католической семье, по воспоминаниям современников,  был вполне равнодушен ко всем религиозным конфессиям. Но его антирелигиозная политика направлена была, в основном, против Православия.

 После смерти Сталина отношения СССР и Югославии постепенно вошли в нормальное русло. Жаль,  патриарх Гавриил этого не застал. Он скончался 7 мая 1950 года в Белграде.

Автор: Евгения Карезина