ИМИДЖ ДАЛЕКО НЕ НИЧТО!
Как закончилось сотрудничество Церкви и правительства СССР на ниве международных отношений в первые послевоенные годы
Чем дольше изучаешь архивные документы Совета по делам Русской Православной Церкви при Совмине СССР, открытые в рамках нашего проекта, тем более убеждаешься в существовании между Сталиным и патриархом Алексием I некоего негласного договора о сотрудничестве, сложившемся еще в годы войны. Следить за его соблюдением выпало председателю Совета Георгию Карпову. А, может, с этой целью и был создан в 1943 году возглавляемый им орган?
Джентльменское соглашение идеологических противников?
В пользу этого утверждения говорит многое. В названный период Иосиф Виссарионович поддержал избрание нового Патриарха и этим не ограничился. Со стороны государства приутихла антирелигиозная пропаганда, убавились преследования священства и активных прихожан, открылись некоторые храмы и духовные учебные заведения.
Со своей стороны РПЦ поддерживала усилия властей в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и в послевоенном восстановлении страны, активно участвовала в международном движении борьбы за мир. И это не единственные направления международного сотрудничества политической и церковной структур. Правительственная переписка за 1946 год изобилует информацией о взаимодействии Патриархии и Совета с православными церквами всего мира, особенно стран Восточной Европы, встречах с патриархами автокефальных церквей, политическими и общественными деятелями и журналистами, зарубежных поездках деятелей РПЦ.
Обратимся к документам. В отчете правительству за 1946 год Георгий Григорьевич сообщает:
«Как и в предыдущие годы, в 1946 году Совету пришлось вести представительскую работу. В течение года в Совете было принято 75 человек иностранцев (согласно их просьбы), в том числе сын быв. Президента США Эллиот Рузвельт, министр Юстиции Польской республики Свентковский, датский писатель Э. Хорскьер, послы Чехословакии, Болгарии и Румынии, отдельные представители зарубежной прессы, а также различные церковные и общественные делегации (спортивные, профсоюзные и другие), прибывавшие в СССР как по приглашению Московской Патриархии, так и по приглашению ВОКС, а также других организаций.
Этой работе Совет также придает большое значение, ибо большинство иностранцев самым подробным образом интересовались вопросами положения в СССР религии вообще и православной церкви особенно, насколько претворяются в жизнь декларации Советского правительства о свободе совести и проч.
С другой стороны, такое общение с иностранцами позволило Совету влиять на правильное освещение заграницей церковной жизни в СССР». (ЦГАОР СССР. Ф. 6991; Оп. 1. Д. 149. Л. 77–118).
Полюбуйтесь, гости дорогие!
Свои слова председатель Совета подкрепляет высказываниями иностранных гостей Советского Союза – церковнослужителей, журналистов и общественных деятелей.
«Не может быть никакого сомнения в том, что церковная служба ничем не ограничена. Православные священнослужители говорили нам об этом со всей категоричностью, – делится впечатлениями от посещения СССР архиепископ Йоркский д-р Гарбетт. – Сталин является мудрым государственным деятелем, который сознает, что церковь больше не поддерживает старый режим, она лояльно принимает существующий строй, она душой и телом стала помогать общенародному делу, она возносит молитвы и трудится во имя победы, и сделала она это сразу, без малейших колебаний, в первый же день, как была объявлена война…».
Представитель Вселенского патриарха архиепископ Фиатирский Германос после поездки в Москву высказался так:
«…Все представители православных церквей выразили большую радость по поводу благожелательного отношения Советского Правительства к русской православной церкви. На нас наибольшее впечатление произвели заботы, проявленные Советским Правительством в отношении православной церкви в Советской России».
Корреспондент канадского национального журнала «Маклина» Раймонд Артур Дэвис после посещения Страны Советов писал в этом журнале:
«Без сомнения, религиозные люди в России могут ходить и ходят в церкви, синагоги и мечети. Они могут вновь открывать церкви и строить новые молитвенные дома, если они готовы делать это за свой счет. Теперь никакая сила не стремится препятствовать гражданам отправлять религиозные культы, никакая сила не стремится также препятствовать кому-либо вести пропаганду против религии и отправления культов. Коммунистическая партия приводит доводы против религии, но в то же самое время, по-видимому, защищает право народа исповедовать ее…».
Эффект получен
Положительную роль в создании Советским Союзом имиджа страны, где провозглашенные в «сталинской» Конституции 1936 года права и свободы личности действительно процветают, сыграла также состоявшаяся в июне 1946 года поездка Председателя Совета в Чехословакию, о которой также упомянуто в отчете. Прибыв сюда по приглашению правительства этой страны, он выступал в Праге и Братиславе с докладами о положении в СССР Церкви. Дополнительный и нужный эффект был в какой-то мере получен размещением через Совинформбюро в заграничной прессе статей на эту же тему, а также доступ иностранцев к опубликованным Патриархом Алексием I обращениям и воззваниям.
«В этом отношении положительное значение имела и представительская работа по приему в Совете политических, дипломатических, общественных и церковных деятелей, посещавших Советский Союз», – добавляет председатель Совета.
Георгий Карпов и сам выезжает в составе церковных делегаций в дружественные страны и даже получит позднее, в 5 апреля 1947 года, орден «Звезда Румынии». Награды в виде большого креста с лентой ему и Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I (Симанскому) лично вручит Чрезвычайный и Полномочный Посол Румынии в СССР (ЦГАОР СССР. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 149. Л. 216–217).
«Выпад против научно-атеистической пропаганды», или последняя капля
В то же время в расцвете, казалась бы, самых идиллических отношений государства и Церкви Георгий Карпов в своем докладе высказывает беспокойство тем, что «рост и организационное укрепление церкви, проводимые Советом мероприятия по вопросам церкви имеют и отрицательную сторону, что выражается в некотором оживлении церковной жизни и религиозной идеологии среди известной части населения (увеличение количества церковных обрядов – крещений, венчаний, отпеваний и т.д.)».
Как понимать эти слова Карпова? Что укреплять международные связи, объединять вокруг себя другие Православные Церкви, поднимать в мире авторитет свой и государства РПЦ должна, но внутри страны недопустимо не только расширение ее деятельности, но и даже «оживление» религиозной жизни?
Утверждать нельзя, но среди историков Церкви распространено мнение, что вряд ли сам Иосиф Сталин придерживался такой позиции, в то время как многим из его окружения (Молотову, Хрущеву) была невыносима мысль об укреплении положения РПЦ внутри страны. Да, и не в новинку было высшему партийно-правительственному руководству менять свои политические позиции на прямо противоположные и забывать данные обещания, взять хотя бы введение НЭП и ее отмену.
Так или иначе, но приведенные выше слова чиновника, отвечающего за четкое соблюдение взятого в церковном вопросе политического курса, который мог как и когда угодно меняться, сегодня звучат как предупреждение. Не пройдет и двух лет, и в СССР начнется сворачивание мероприятий по поддержке РПЦ. С приходом же к власти Никиты Хрущева закрутится новый виток антирелигиозной политики, от грубого нажима (закрытие и разрушение храмов, аресты священников) до более изощренной, направленной на разложение Церкви путем подрыва изнутри. Сколько невидимых миру слез прольют верные ей чада и их пастыри! Слез от унижения, грубых искушений и провокаций, попранного достоинства!
Но пока для Русской Церкви продолжался недолгий, относительно спокойный и деятельный период. Свою часть обязательств в отношении государства, в том числе по поддержке положительного образа Страны Советов, Патриарх Алексий (Симанский) будет выполнять еще долго, пока, доведенный до крайности политикой нового лидера, не выскажется в феврале 1960 года на заседании Конференции советской общественности за разоружение (Москва, 1960):
«Церковь Христова, полагающая своей целью благо людей, от людей же испытывает нападки и порицания, и, тем не менее, она выполняет свой долг, призывая людей к миру и любви. Кроме того, в таком положении Церкви есть и много утешительного для верных ее членов, ибо что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если все враждебные против него выпады предвидел Сам Иисус Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что и врата адова не одолеют Церкви Его».
Выступление Святейшего Патриарха было воспринято властями как нелояльное и вызывающее, а новый председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Владимир Куроедов назвал его «выпадом против научно-атеистической пропаганды». Патриарх и митрополит Крутицкий и Коломенский Николай, готовивший текст выступления, были предупреждены о лишении права заниматься церковной деятельностью и привлечении к ответственности. Против Православной Русской Церкви разгорался пожар новой войны.
Читайте также по теме на сайте нашего проекта – Линии соприкосновения
Автор: Вера Крюкова