Telegram

«МОЕ ИМЯ – ПАСТЫРЬ»

Иеромонах Пимен: из главных персонажей картины – во главу Церкви

«Самородок был. Очень преданный, убежденный человек! Монах в полном смысле слова. Не ханжа, монах по всей строгости… Он раскрывал себя на службе», – так отзывался о патриархе Пимене, возглавлявшем Русскую Церковь в 1971-1990 годы, его современник, профессор МГУ Андрей Козаржевский.

На своей картине «Реквием», персонажи которой, по идее автора, являли собой собирательный образ Русской Церкви в годы богоборческой власти, Павел Корин располагает фигуры иеромонаха Пимена и епископа Антонина в левой части картины. Художник сохраняет композиционное решение двойного портрета, при этом фигуру иеромонаха помещает на первом плане таким образом, что он оказывается среди ближайших зрителю персонажей. Значимость этого образа подчеркивается его непосредственным прямым взглядом на зрителя.

Иеромонах Пимен и епископ Антоний. Павел Корин. 1935 г.

 19 лет продолжалось патриаршество Святейшего Пимена. В условиях тотального государственного контроля над жизнью верующих он медленно, но упорно вел Церковь к ее возрождению. Его ругали «церковные диссиденты», достаточно вспомнить знаменитое открытое письмо Александра Солженицына. Не все понимали ситуацию, в которой жил и работал патриарх. «Пусть пишут, – с горькой иронией говорил Святейший, – походили бы они пару дней в моих башмаках…»

Дитя молитвы и обета

Сына супруги Михаил и Пелагея Извековы, жители села Кобылино Калужской губернии, ждали долго: после рождения старшей дочери Марии четверо детей умерли в младенчестве. И тогда мать дала обет: если будет сын, посвятить его Богу.

10 июля 1910 года, в праздник Положения ризы Господней, в семье родился мальчик, крещеный с именем Сергей, – дитя молитвы и обета.

Отец будущего патриарха работал механиком на фабрике Морозова в поселке Глухове. Мать была глубоко верующей женщиной, часто совершала паломничества в монастыри и брала с собой сына, особенно часто они бывали в в Троице-Сергиевой Лавре. Ей удалось рано приобщить сына к чтению духовной литературы. «Я с детства увлекался творениями «русского златоуста», –  вспоминал Святейший Патриарх.

«Тебя там ждут»

Занятиям в школе предшествовали уроки, которые давали Сергею протоиерей Владимир Борисов и его супруга. Год Сергей Извеков занимался в VI группе Истомкинской школы 1-й ступени. В 1924 году его принимают сразу в 3-ю группу лучшей тогда городской средней школы 2-й ступени имени В. Г. Короленко. По успеваемости он всегда был среди лучших учеников.

Сергей Извеков. 4 мая 1925 г.

Во внеучебное время пел на клиросе, иподиаконствовал у епископов Богородских Никанора  и Платона, а также – у епископа Серафима (Силичева). В 1923 году Извеков был приглашен в архиерейский хор Богоявленского собора Богородска. Пение в хоре соединялось с серьезными теоретическими занятиями. Овладев вокальным и регентским искусством, он уже вскоре сам пробует силы в управлении хором своих сверстников при паломничествах по святым местам. Летом 1925 года после успешной сдачи экзаменов Сергей приехал в Саровскую пустынь, выразив желание принять здесь монашеский постриг. В это время здесь подвизалось около 150 монахов. Один из старцев пустыни благословил будущему патриарху ехать в Москву: «Тебя ждут там». 

В Москве Сергей знакомится с настоятелем Сретенского монастыря епископом Борисом (Рукиным) и от его руки 4 декабря принимает постриг в рясофор с именем Платон. Здесь юный инок проходил послушание, помогая монастырскому регенту, но затем покинул обитель, не захотев остаться в братии, когда образовался григорианский раскол, и регентовал в разных храмах вплоть до 1932 года.

В переводе с греческого – «пастырь»

4 октября 1927 года, в Параклитовой пустыни Свято-Троице-Сергиевой лавры инок Платон был пострижен в мантию с именем Пимен – в честь подвижника Египетской пустыни преподобного Пимена Великого. Принимая монашество, 17-летний юноша отчетливо понимал, что он уготавливает себе нелегкий путь: гонения на Церковь только набирали обороты.

«Мое имя Пимен, в переводе с греческого «пастырь», – говорил впоследствии Святейший, – дано мне в монашестве не случайно и обязывает ко многому. Господь судил мне быть пастырем. Но Он же заповедал в Евангелии: «Пастырь добрый полагает душу свою за овец своих»

В иеродиакона был рукоположен 16 июля 1930 года, накануне своего 20-летия, 25 января 1931 года – в иеромонаха.

Монах Пимен. 1 мая 1929 г.

Аресты. Ссылка

В апреле 1932 года – первый арест. 21-летний иеромонах попал в волну массовых арестов священнослужителей.  В своих показаниях на допросе 20 апреля 1932 года он открыто исповедует Христа перед гонителями Церкви: «Я человек глубоко верующий, с самых малых лет я воспитывался в духовном духе… Состою регентом при церковном хоре, после окончания богослужений и до ко мне приходили на квартиру певчие хора, но антисоветских разговоров я с ними не вел». Девятнадцать человек, проходивших по делу, были освобождены, среди них был и иеромонах Пимен.

В октябре 1932 года Сергей Извеков был призван в ряды Красной Армии и направлен в 55-й отдельный конный транспорт, стоявший в городе Лепеле Витебской области Белоруссии. Тут он прослужил до декабря 1934 года, получив за это время образование фельдшера и ветеринара, которое так помогло ему во время лагерных заключений и в годы войны.

После армии, до 1937 года, иеромонах Пимен регентовал, как некогда ранее, в Богоявленском соборе в Дорогомилове. В этот период художник Павел Корин создает серию портретных этюдов для своей будущей картины «Реквием». В 1935 году им был написан двойной портрет «Иеромонах Пимен и епископ Антонин». На первом плане изображен иеромонах Пимен (Извеков), его образ является доминантой, и именно его Павел Дмитриевич представляет как волевого церковного лидера.

В начале 1937 года иеромонах Пимен вновь арестован. Особое совещание при коллегии НКВД приговорило его к принудительным работам на строительстве канала Москва-Волга. Он был направлен в Дмитровский исправительно-трудовой лагерь, где работал ветеринаром. В январе 1938 года лагерь в связи с завершением строительства канала был ликвидирован. Часть заключенных, в том числе заключенный Извеков, была выслана в Узбекистан.

В Узбекистане ссыльный Извеков жил в Андижане являлся санитарным инспектором по качеству общественного питания, затем – заведующим областным Домом санитарного просвещения.

В 1940–1941 годах Сергей Михайлович Извеков – студент литературного факультета Андижанского вечернего педагогического института. Учебу он начал совмещать с учительством. 25 октября 1940 года он был назначен преподавателем и завучем Андижанской школы № 1.

Старший лейтенант Извеков

В Великую Отечественную, 10 августа 1941 года, Сергей Извеков призывается в ряды Красной Армии. Несколько месяцев обучения в пехотном училище, и 18 января 1942 года он назначается командиром пулеметного взвода, входящего в 462-ю стрелковую дивизию.

Старший лейтенант Извеков С.М. 1940-е гг.

В мае 1942 года его полк начал сражаться с гитлеровцами в составе Южного фронта. В ходе Харьковской операции войска, где служил иеромонах Пимен, были окружены немцами и уничтожены или взяты в плен, только 22 тысячи советских бойцов смогли выйти из окружения… Вероятно, этот эпизод описан в рассказе священника Александра Шестака из книги «Подвиги русских пастырей в Великой Отечественной войне»: «Во время войны полк, где воевал будущий патриарх, попал в окружение и в такое кольцо огня, где люди были обречены. В полку знали, что среди солдат есть иеромонах, и, не боясь уже ничего, кроме смерти, бухнулись в ноги: «Батя, молись. Куда нам идти?» У иеромонаха была потаенно-запрятанная икона Божией Матери, и теперь под огнем он слезно молился перед ней. И сжалилась Пречистая над гибнущим воинством: все увидели, как ожила вдруг икона, и Божия Матерь протянула руку, указав путь на прорыв. Полк спасся».

29 июля 1942 года отец Пимен был контужен и четыре месяца лечился в военном госпитале. 4 марта 1943 года началась Харьковская оборонительная операция, полк старшего лейтенанта Извекова начал боевые действия. 16 апреля 1943 года отец Пимен был вновь контужен: авиабомба взорвалась рядом с местом, где укрывалась его рота. «Солдатики мои были щуплые, маленькие. А у меня спина широкая, я и прикрыл их собой», – рассказывал потом Святейший Патриарх Пимен, когда боли в спине давали о себе знать.

 28 августа 1943 года операция была закончена. Старшего лейтенанта Извекова посчитали пропавшим без вести, однако отец Пимен был жив. Он был направлен в госпиталь в Москву, где проходил лечение после ранения и был комиссован.

По этапу – в лагерь, по амнистии – в Муром

29 ноября 1944 года Сергей Извеков задержан милицией в Москве по обвинению: «скрывался от ответственности под видом служителя религиозного культа». 15 января 1945 года военный трибунал Мосгарнизона приговорил его к десяти годам лагерей.

По этапу 4 марта 1945 года отец Пимен доставлен в Воркуто-Печорский лагерь, условия пребывания в котором гораздо более жесткие, чем в Дмитлаге. Суровые морозы, отсутствие санитарных условий и нормальной пищи обрекало на смерть большинство заключенных. Отцу Пимену не раз приходилось смотреть в глаза смерти, и каждый раз молитва и упование на Бога побеждали страх смерти. Специальность санитара пригодилась и здесь: в лагере отец Пимен работал санинструктором.

18 сентября 1945 года иеромонах Пимен был освобожден по амнистии для участников войны. С диагнозом туберкулез позвоночника он до февраля 1946 года находился на лечении в Московском областном туберкулезном институте.

Проживать в Москве иеромонах Пимен как бывший лагерник не имел права, поэтому он уезжает в Муром и назначается штатным клириком Благовещенского собора.

Он совершал службу, препоясав позвоночник жестким кожаным корсетом. На богослужения собиралось такое количество прихожан, что многие были вынуждены стоять вне стен храма, вслушиваясь в слова молитвословий. В большие праздники иеромонах Пимен служил литургию на площади перед храмом. Умел душевно и доходчиво говорить с прихожанами. В последующие годы Пимен с большим теплом вспоминал свое пребывание в Муроме.

Игумен. Архимандрит. Епископ

Епископ Пимен

В августе 1946 года епископ Одесский и Кировоградский Сергий (Ларин) назначил иеромонаха Пимена сразу на несколько должностей: казначея Одесского Ильинского монастыря, благочинного монастырей епархии и настоятеля архиерейской крестовой церкви. К Пасхе 1947 года по представлению владыки Сергия иеромонах Пимен возведен в сан игумена. К этому времени прошло почти 20 лет с момента его монашеского пострига.

13 апреля 1950 года  игумен Пимен возведен в сан архимандрита. Под его руководством произведены реставрационные и ремонтные работы в Псково-Печерском монастыре.          В январе 1954 года он назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

 4 ноября 1957 года Священный Синод Русской Православной Церкви определил посвятить Пимена в сан епископа, и он назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии.

С 23 ноября 1960 года, став архиепископом, будущий Патриарх недолгое время управляет делами Московской Патриархии. Архиепископ Тульский и Белевский, митрополит Ленинградский и Ладожский, митрополит Крутицкий и Коломенский, управляющий Горьковской епархией – 60-е годы стали периодом архипастырского служения.

«Печальник перед Богом»

В последние годы жизни главы Русской Православной Церкви Алексия I встал вопрос о его преемнике. По ряду свидетельств, сам патриарх желал видеть своим последователем Преосвященного Пимена. 2 июня 1971 года единогласно открытым голосованием митрополит Пимен был избран патриархом Московским и всея Руси. 

Патриарх Пимен (Извеков) (в центре), архиепископ Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) (слева на втором плане)

Бог судил ему дожить до рубежных событий в возрождении духовности в нашем обществе. Еще при его жизни процесс церковного возрождения в России стал необратимым, и в этом во многом его заслуга.

Михаил Горбачев. Патриарх Пимен

Патриарх Пимен первым из Русских предстоятелей посетил Святую Гору Афон (1972) и выступил с речью в Организации Объединенных Наций — (Нью-Йорк, июнь 1982). Несмотря на преклонный возраст находил силы для переговоров с Михаилом Горбачевым, что было чрезвычайно значимыми событиями для того времени. Знаковая встреча генсека ЦК КПСС с патриархом Пименом и членами Священного Синода 29 апреля 1988 года стала  символом прекращения 70-летней политики государственного воинствующего атеизма. С этого времени начинается активное возобновление молитвенной жизни в храмах. За пять первых месяцев 1988 года открыто было более 60 церквей, а в оставшиеся месяцы года их возвращено Церкви еще около тысячи.  

В июне 1988 года уже очень пожилой патриарх Пимен возглавил в Троице-Сергиевой Лавре празднества, посвященные 1000-летию Крещения Руси, а осенью – торжества в честь 400-летия патриаршества на Руси

 

Предстоятель преставился 3 мая 1990 года на 80-м году жизни на руках своего келейника игумена Сергия (Соколова); погребен 6 мая в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры. В своем слове на кончину патриарха митрополит Антоний Сурожский назвал его «печальником перед Богом». «И Печальником он действительно был – до последнего момента, когда, по выражению древних римлян, он «сложил с себя бремя жизни»: свободный от оков больного тела, тягот режима, оков того, что он называл своей «золотой клеткой» – клеткой всякого правителя, всякого иерарха, всякого человека, несущего бремя громадной ответственности. Он лично ничего не предпринял, чтобы использовать те возможности, которые «перестройка» открыла перед Церковью: он уже был слишком изнурен и слишком болен к этому времени. Но он молитвенно предстоял перед Богом за свою Церковь, и за свою землю, и поистине за весь мир, чтобы свобода и мир были дарованы всем народам, всем, кто верит в Жизнь».

Перед своей кончиной предстоятель успел сказать слова, записанные игуменом Сергием, они звучат как завещание потомкам: «Россия как зеницу ока призвана хранить завещанное нам нашими святыми предками Православие во всей чистоте. Христос — наш путь, истина и жизнь. Без Христа не будет России».

Автор: Нина Никонова