«ОРЕОЛ МУЧЕНИЧЕСТВА НЕ ПОЛУЧИТ!»
Как будущий генсек Хрущев заставил молчать лидера упрямых униатов
Напомним, с чего началась эта многовековая история. В 1596 году в Бресте митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси Михаилом Рогозой и его окружением было принято решение о заключении унии (союза) с католической церковью. При этом речь не шла об объединении двух равноправных сторон – подписавшие приняли власть папы Римского и католические догматы. Из собственно православного в украинских храмах остался византийский обряд. На протяжении веков униаты проводили линию по насаждению католицизма на Украине и поддержке угнетателей православных народов.
После освобождения Украины от фашизма Русская Церковь получила возможность вернуть в свое лоно униатские приходы. Кремль, недовольный активной антисоветской политикой Ватикана, инициативу одобрил. Процесс был запущен.
В письме от 5 апреля 1949 года председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Георгий Карпов докладывает в правительство об окончательном воссоединении на Львовском Соборе греко-католической (униатской) церкви с православной в четырех западных областях УССР – Львовской, Дорогобычской, Станиславской и Тернопольской. В результате этого около 2600 униатских приходов разорвали связь с Ватиканом и присоединились к Православной Церкви. Не воссоединенной оставалась униатская церковь в Закарпатской области – около 450 приходов.
Они агитировали за верность Риму
Мы уже писали об успешном ходе кампании воссоединения церквей в 1946 году (читайте – «Плод мира и разума»). Успех этот, однако, был не повсеместен. Не везде и не все униаты охотно возвращались в православную веру. В 1949 году Карпов рапортует наверх:
«Массы верующих относятся к воссоединению доброжелательно. Но со стороны отдельных лиц из местной интеллигенции, связанных с церковью, имеет место отрицательное отношение. Например, в г. Мукачево группа верующих униатов из интеллигенции вместо посещения бывших своих униатских храмов, ставших православными приходами, стала посещать римско-католический костел. В г. Ужгороде бывшая учительница – пенсионерка Франкович 27 февраля с. г. в бывшем униатском соборе, переданном православной церкви, перед приходом православного архиерея обратилась к собравшимся в церкви с призывом – «покинуть храм как «неблагодатный» и остаться верными Риму». На этот призыв католической фанатички никто из присутствующих не откликнулся» (ГАРФ. Ф. 6991. О. 1. Д. 452. Л. 9–12).
Призыв Патриарха: к возвращенным братьям – никакой враждебности
Свой оптимизм «по униатскому вопросу» Георгий Григорьевич подкрепляет материалами заседания Синода РПЦ 12 декабря 1949 года. Возглавивший его Патриарх Алексий I сообщил о назначении в Закарпатскую епархию нового епископа. Он должен был «очистить церковное богослужение и храмы от явных латинских нововведений, противных догматам и духу Православия», поощрять чисто православные обряды и обычаи, «продолжать разъяснение православной догматики и католических отступлений от вселенского церковного сознания», проводить учебу со священниками и воспитательную работу среди верующих.
Выступая на Синоде, Патриарх настаивал на сохранении мирной обстановки на приходах, недопустимости давления и враждебности к бывшим униатам: «Основным источником наших действий в отношении воссоединеных должна быть братская любовь. Возвращенные братья должны почувствовать, что их религиозная жизнь ничего не потеряла. Наоборот, в единении с Православной Церковью она становится более живой и богатой в духовном отношении. Сын, вернувшийся к матери, естественно ждет к себе особого внимания для того, чтобы исчезли у него воспоминания о том времени, когда он был вдали от нее» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 454. Л. 160–164).
Погиб или ликвидирован?
Но методы, которых Глава Церкви предложил придерживаться при возвращении униатских приходов, в правительстве СССР устраивали далеко не всех.
Так, в переписке с правительством председатель Совета упоминает об «изъятии органами МГБ СССР группы униатского духовенства за антисоветскую деятельность», о «ставленнике папы Римского – епископе Ромже, погибшем при автомобильной катастрофе в сентябре 1947 года», и его преемнике канонике Мурани. Несложно догадаться, что именно подразумевает Карпов под словом «изъятие»: упорные униаты в конце 40-х пополнили контингент заключенных в тюрьмах и лагерях.
Не случайной, по утверждению видного сотрудника НКВД Павла Судоплатова, была и автомобильная катастрофа, в которой «погиб» закарпатский униатский епископ Теодор Ромжа. В своей книге воспоминаний Павел Анатольевич заявляет, что автокатастрофа была устроена агентами возглавляемого им 4-го управления этого ведомства. Сомнение в этом, правда, вызывает тот факт, что опытные специалисты по ликвидации неудобных правительству людей явно не доработали, из-за чего выжившего в аварии епископа пришлось буквально дотравливать в больнице ядом. Впрочем, некоторые исследователи считают, что Судоплатов и его люди выступали лишь в качестве консультантов, а саму операцию организовали местные «специалисты». Кто именно?
«Попа нужно убрать»
По утверждениям Судоплатова, инициатива ликвидации епископа Ромжи принадлежала Никите Сергеевичу Хрущеву, занимавшему в тот период пост Первого секретаря ЦК ВКП(б) Украины.
«Хрущев обратился к Сталину с просьбой разрешить ему тайно ликвидировать всю униатскую церковную верхушку в бывшем венгерском городе Ужгороде. В письме, направленном в два адреса – Сталину и Абакумову, – Хрущев и Савченко, министр госбезопасности Украины, утверждали, что архиепископ украинской униатской церкви Ромжа активно сотрудничает с главарями бандеровского движения и поддерживает связь с тайными эмиссарами Ватикана, которые ведут активную борьбу с советской властью и оказывают всяческое содействие бандеровцам. Ромжа и его группа представляют серьезную угрозу для политической стабильности в регионе, недавно вошедшем в состав Советского Союза. Информация об обстановке в украинском руководстве через Ромжу просачивалась за границу» (Судоплатов П. А. Спецоперации. Лубянка и Кремль 1930-1950 годы. Москва, 1999. С. 414).
О деятельности епископа Ромжи Хрущеву в сентябре 1947-го докладывал заместитель начальника отдела «О» МГБ УССР Богданов. Побывав 21–31 августа в командировке в регионе, офицер констатировал активизацию «антисоветской деятельности» униатского духовенства и лично епископа: их жесткое сопротивление национализации земель УГКЦ и монастырей, укрытие церковных ценностей, отказ от передачи литературы и документации, подстрекательство к протестам верующих (ОГА СБУ. Ф. 2. Оп. 4. Д. 30. Л. 268).
«Ликвидация греко-католической церкви при наличии в Закарпатье епископа Ромжи вообще невозможна», – сделал вывод Богданов. В то же время и арест его был невыгоден органам: лидера униатов могли наделить «ореолом мученичества», превратить в символ духовного сопротивления (ОГА СБУ. Ф. 2. Оп. 4. Д. 30. Л. 246–260).
Кроме того, у спецслужб имелись данные о разведывательной работе закарпатского епископа Теодора. Выпускник Руссикума (специального учебного заведения папской курии), Ромжа в свое время собирал информацию для Ватикана о положении в Чехословакии, а с 1944 года установил связь с английской разведкой. В 1945 году НКГБ перехватил курьера Ромжи в Ватикан. Ничего удивительного, ведь епископ был непосредственно подчинен Ватикану, да и всем, чего достиг – образованием, карьерой, положением – обязан католическому престолу. Павел Судоплатов вспоминает, что Хрущев очень серьезно относился к сведениям о том, что Ромжа «располагает информацией о положении в руководящих кругах Украины и планировавшихся мероприятиях по подавлению украинского националистического движения. Поскольку сведения от Ромжи поступали в Ватикан, глава КП(б)У настойчиво добивался физической расправы над епископом» ( ОГА СБУ. Ф. 65. Д. С-9113. Т. 11. Л. 49).
Кстати, сопротивление новой власти усугублялось нежеланием части населения Закарпатья, особенно исконно православного народа русинов, вливаться в состав Украины. Но Никита Сергеевич был непреклонен, он подходил к проблеме просто: «Попа нужно убрать. Закарпатье – это Украина». Такой вот эпизод был в биографии будущего борца с «вопиющими нарушениями социалистической законности».
История продолжается
Сын Судоплатова Анатолий, опубликовавший воспоминания отца, утверждает, что отец в конце жизни высказывал сожаление о ликвидации Закарпатского епископа. Чем это объяснить? Сомневался в достоверности подозрений в адрес униата, признанного агентом вражеских разведок? Или к концу жизни уже не считал аксиомой лозунг о том, что «… нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата» (В. И. Ленин (т. XXX, стр. 409, 410, 413), попробовав на себе методы работы своего ведомства? В 1953 году Павел Судоплатов был арестован по инициативе Хрущева как «член банды Берии» и провел в заключении 15 лет.
Кстати, 17 марта 2014 года лидер подкарпатских русинов Петр Гецко обратился к президенту Владимиру Путину с просьбой провести миротворческую операцию по поддержке восстановления государственности своего народа. Вопрос не закрыт. История продолжается.
Автор: Вера Крюкова