Telegram

«ДОНОШУ: …ПРОВОДИТ НЕЗДОРОВЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ СРЕДИ ВЕРУЮЩИХ»

«Тамбовское дело» святителя Луки Войно-Ясенецкого

Икона святителя Луки Крымского

Икону святителя Луки я впервые увидела в кабинете врача поликлиники. Она стояла на подоконнике как раз напротив входа, и каждый пациент мог мысленно обратиться к небесному покровителю врачей и всех болящих. Помню, тогда мелькнула мысль: а как еще? Верующий, причем не скрывающий этого, врач сегодня никого не удивит, скорее вызовет одобрение. Но давно ли было совсем иначе? Листаю архивные документы, найденные в рамках проекта «Церковь верных». 1944 год. Среди отчетов уполномоченных по делам Русской Православной Церкви – докладные по делу епископа Тамбовского Луки Войно-Ясенецкого. Врача, в годы самых жестоких гонений на Церковь принявшего монашество и совершавшего операции с открытой молитвой ко Христу.

Выдающийся хирург, спасший от слепоты сотни людей и сам в конце жизни потерявший зрение. Доктор медицинских наук, автор трудов по анестезиологии и гнойной хирургии. Талантливый проповедник, христианин огромной силы воли, честности и безбоязненной веры. Политзаключенный, прошедший ссылки и тюрьмы и… ставший лауреатом Сталинской премии. Реальный человек. Пастырь. Ученый. Святой… Биография его поразительна. Тем поразительнее читать на него доносы. Приведем лишь краткий эпизод из его полной невзгод и достижений жизни. Опальный епископ, уже прошедший большой путь в медицине, возглавляет Тамбовскую кафедру и продолжает оставаться объектом пристального внимания советских органов. Но несколько вводных, предваряющих эти события.

Хирург, профессор В. Ф. Войно-Ясенецкий

Стать священником согласился без промедления

За плечами Валентина Феликсовича, как звали в миру будущего святителя, были десять с лишним лет работы земским врачом, успешная защиты докторской, лечение в Гражданскую раненых, потеря любимой супруги, оставившей ему на попечение четырех детей, университетская деятельность и приход к вере. Он выступал на церковном форуме, когда епископ Ташкентский высказал ему пожелание видеть его священником. Не помышлявший об этом ранее, Войно-Ясенецкий ответил архиерею без промедления, что согласен.

Валентин Феликсович с сыновьями

В 1921 году он был посвящен в сан диакона, а через несколько дней — в иерея. Получив назначение в местный ташкентский храм, отец Валентин не прерывает ни врачебную, ни преподавательскую практику. Через два года принимает монашество с именем врача и апостола Луки.

За свою жизнь епископ Лука Войно-Ясенецкий, возглавлял несколько церковных кафедр, причем в некоторых и послужить толком не успевал. Так, в должности управляющего Туркестанской епархией 3 июня 1923 года он совершил свою первую здесь и единственную воскресную всенощную, а 10 июня, после публикации в «Туркестанской правде» обвинительной статьи, был арестован. Начались годы тюрем и ссылок.

В декабре жуткого для многих 1937 года, во время третьего ареста, к владыке Луке, как и к остальным священнослужителям, применили жесточайшую пытку «конвейером»: тринадцать дней непрерывного допроса, при котором следователи сменялись, а заключенный оставался без отдыха, пищи и сна. На допросах епископ подтвердил, что является идейным врагом Советской власти из-за ее кровавых методов установления справедливости, из-за того, что разрушаются церкви.

Арестованный В. Ф. Войно-Ясенецкий в НКВД, 1939 г

Сосланный по приговору суда на пять лет в Сибирь, епископ Лука жил и работал хирургом в местечке Большая Мурта Красноярского края. С началом Великой Отечественной войны его привлекли к лечению раненых.  Он делал по три-четыре операции в день и молился каждый день в пригородном лесу Красноярска, поскольку церквей к тому времени поблизости не осталось.

«Продолжает проводить свои реакционные взгляды»

Вместе с военным госпиталем в феврале 1944 года священнослужитель переехал в Тамбов и взошел на архиепископскую кафедру. Единственным храмом, открывшимся незадолго до его приезда, была городская Покровская церковь, которая не была обеспечена предметами богослужения. С помощью прихожан епископу удалось обжить эту церковь и сделать еще очень много для возрождения религиозной жизни в Тамбове.

19 марта 1944 года на имя  Председателя Совета по делам Русской Православной Церкви Георгия Карпова было составлено «донесение» за подписью уполномоченного вышеназванного Совета по Тамбовской области Медведева

 «Архиепископ Лука во время богослужения в храме проводит нездоровые высказывания среди верующих», – говорится в документе. Для примера автор приводит выдержку из вступительной речи, произнесенной владыкой на всенощной 26 февраля: «О чем я буду вам говорить? Господь мне словами пророка Иеремии повелевает: «Пастыри, утешайте, утешайте мой народ!» — Вот вы и примите мои утешения, мои бедные голодные люди. Вы голодны отсутствием проповеди Слова Божия. Храмы наши разрушены – они в пепле, угле и развалинах. Вы счастливы, что имеете хотя небольшой, бедный, но все же храм. Он грязен, загажен, темен. Но сияет над нашими головами свет, который должен бы сиять, но зато в сердцах наших горит Свет Христов. Взгляните вы, что делается в мире? – идет кровопролитная война. Враг разрушает города, селения, храмы, но в освобожденных местностях наш народ восстанавливает города, селения, строит заводы, — так и вы, подобно этим строителям, восстанавливайте разрушенные храмы, подымайте их из пепла и мусора. Свои храмы очищайте от грязи скорее… , ибо храмы Божии должны вновь восстановиться и вера засиять новым пламенем». (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 9. Л. 3-4об.)

Снимок архивного документа из дела №9 “Информационные отчеты уполномоченных о работе и положении деятельности РПЦ по РСФСР за III квартал 1944 г.

Позднее, к докладной записке было отправлено дополнение:

«Доношу, что архиепископ Лука продолжает проводить свои реакционные взгляды… 19 марта 1944 года архиепископ Лука был в качестве профессора приглашен Облздравотделом на межобластное совещание врачей эвакогоспиталей для прочтения доклада, куда он явился в своем полном архиерейском облачении, сел за председательский стол, после чего ему было дано слово для доклада по вопросу хирургии. Доклад был прослушан аудиторией с вниманием и удовлетворением, но в отношении его облачения все были возмущены, как демонстративным выступлением и среди аудитории начали говорить, что в госпитале №1414, в хирургическом отделении, профессор Войно-Ясенецкий повесил икону. Профессор-архиепископ перед проведением операции начинает молиться богу, становясь на колени и т. д.».

Профессор Войно-Ясенецкий с учениками и коллегами

Попади документ подобного содержания в соответствующие инстанции в году, например, 1937-ом, архиепископ Лука снова пошел бы по этапу. Но с 1943 года ситуация изменилась. Созданный тогда же по предложению Сталина Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров СССР не был карающим органом. Его задачей было обеспечить интеграцию Церкви как организации в структуру советского государства. Может, поэтому бдительность уполномоченного Медведева не вызвала жесткой реакции. В ответ от Председателя Совета Георгия Карпова последовало прохладное инструктивное письмо, где разъясняется: за действия архиепископа Луки несет ответственность Патриарх Сергий, администрация госпиталя, организаторы совещания врачей и прочие. «В случае попыток со стороны архиепископа Луки делать какие-либо противозаконные действия и дальше и этим самым превышать предоставленные ему права, Вам следует как уполномоченному Совета в деликатной форме разъяснять архиепископу Луке». (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 9. Л. 9-9об.)

Профессор Войно-Ясенецкий за операцией

«Служу Церкви и Отечеству!»

Это было не первое и не последнее донесение на архиепископа, открыто транслирующего советским органам свои «реакционные взгляды». Находясь под бдительным наблюдением властей владыка Лука продолжил свое служение и многое еще успел сделать для сохранения Церкви при советском государственном управлении. Только за неполных два последующих года под руководством архиепископа Луки на нужды фронта верующими было перечислено около миллиона рублей. В декабре 1945 года за помощь Родине он в числе других представителей духовенства, был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Но светские награды и подчеркнутое признание его заслуг со стороны властей лишь усилили в нем желание свидетельствовать пред людьми о Божией правде. Служение Родине он воспринимал как служение Церкви. Несмотря на продолжавшиеся доносы, к началу 1946 года он организовал 24 прихода в Тамбовской области, установил правила покаяния для священников-обновленцев, создал архиерейский хор и посвятил некоторых прихожан в священники.

Автор: Нина Никонова