Telegram

«ОНИ ВЫШЛИ ОТ НАС, НО НЕ БЫЛИ НАШИ»

И другие слова апостола – в публичном чине покаяния бывших «обновленцев», проводимом святителем Лукой (Крымским)

Благими намерениями… Казалось, ими руководствуются идейные вдохновители движений, призванных освободить народ от несправедливости и злоупотреблений. Что в итоге? Проходит совсем немного времени, глядишь – по той самой «дороге в ад» стремительно мчатся последователи тех прогрессивных начинателей, вовлеченные в жестокую борьбу со всеми инакомыслящими. За собственное честолюбие и карьеру своих лидеров. К сожалению, не избежала подобных примеров в своей истории и Русская Православная Церковь. Вспомнить хотя бы движение «обновленцев», возникшее в Советской России в 1922 году.

Несколько наивный, однако нередко задаваемый вопрос: почему Церковь не проявила – нет, не сопротивления – но хотя бы попытки возразить свержению самодержавия и последующим за ним трагическим событиям? Современники тех исторических потрясений, в частности, митрополит Вениамин (Федченков), знавшие Церковь «изнутри», рассуждая на эту тему, с горечью свидетельствовали в своих воспоминаниях, как в первые десятилетия XX века в России явственно ощущалось оскудение живой веры среди всех слоев населения, в том числе и священнослужителей. Это все чаще проявлялось в формальном исполнении религиозных обрядов, возрастающем разрыве между провозглашаемыми государством христианскими ценностями и реальными отношениями в обществе. Так, в книге «На рубеже двух эпох» владыка Вениамин рассказывает, что немалое число семинаристов искало порой справедливость в революционном или любом другом реформаторском движении. Вспомним хотя бы одного из них, сыгравшего столь драматичную роль в истории России.

Одним словом, в воздухе просто витало: «Мы ждем перемен!»

«Поповские свистопляски»

А потому не удивляет популярность даже в православной среде лидера «обновленцев» митрополита Александра Введенского, призвавшего к переменам в Русской Церкви. А уж революционным властям и подавно не могли не прийтись по душе его высказывания из серии: «Слово благодарности и привета должно быть высказано нами единственной в мире власти, которая творит, не веруя, то дело любви, которое мы, веруя, не исполняем» (Из доклада на обновленческом Соборе 1923 года).

А. И. Введенский. Российский и советский религиозный деятель, один из идеологов и лидеров обновленческого раскола

Чем красивый лозунг «красных» реформаторов Церкви был подкреплен на практике? Отменой существующих запретов на вторичный брак священников и служение женатых епископов, а также – ликвидацией монашества, попыткой перевода богослужения с церковнославянского на русский язык и изменениями во внешнем облике и облачении священства. А еще – поддержкой «реформаторов» НКВД, позволившей раскольникам провести свой так называемый Второй поместный собор. На нем было принято решение о полной поддержке советской власти, а находившийся в это время в тюрьме Патриарх Тихон объявлен лишенным сана за контрреволюционную деятельность.

И началась «чудовищная, безудержная, хищная, ненасытная поповская свистопляска»… «…Не осталось ни одного пьяницы, ни одного пошляка, который не пролез бы в церковное управление и не покрыл бы себя титулом или митрой», – писал митрополит Антонин (Грановский), бывший обновленец, впоследствии разорвавший связь с этим движением.

Однако надо признать: «беснование» длилось недолго и закончилось, как только Патриарха Тихона выпустили из тюрьмы. Популярность обновленчества резко пошла на убыль и уже не достигала прежних высот, несмотря ни на какие усилия его поборников. Не помогла даже внезапная смерть Патриарха, оставившая «староцерковников» без фактического главы и без легального руководства.

Все эти события — с общественными кампаниями, дебатами в столице и в провинции, компромиссами и анафемами — заняли считанные месяцы. Обновленческое ВЦУ (высшее церковное управление) появилось в мае 1922-го, Патриарха Тихона освободили в июне 1923-го, в Благовещение 1925 года он умер.

Однако и церковная масса тоже вышла из обновленческой смуты как бы с прививкой против любого реформизма. Немного времени понадобилось для того, чтобы священнослужителям и верующим понять суть нового раскола.

Карикатура на «красную церковь». Иллюстрация из журнала «Крокодил», 1923 г. Фото: Иван Малютин

Смертный грех – и точка!

Обратимся к мнению лица, хорошо знакомого с «обновленцами» не только по их учению, но и по их деяниям. В марте 1944 года уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви по Тамбовской области докладывает своему начальнику Георгию Карпову о том, как недавно назначенный на Тамбовскую кафедру архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) проводит публичный чин покаяния бывших священников-«обновленцев». Владыка расценивает обновленчество как «смертный грех нарушения единства Церкви и участие в расколе».

Согрешившие священники должны были произнести слова составленного им покаянного чина:

«Уча свою паству идти за Христом путем тесным и прискорбным, я сам в малодушии своем убоялся страданий за Христа и избрал путь лукавства и неправды, забыл я обличающие раскольников–обновленцев слова св. апостола Иоанна Богослова: «Они вышли от нас, но не были наши. Ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами, но они вышли. И через это открылось, что не все наши».

Стоит заметить, что, как и Введенский, архиепископ Лука отдавал должное социальным завоеваниям новой власти, ценил стремление установить справедливость на деле, а не на словах. (В продолжение темы – «Защита «несговорчивого»). Но он быстро понял опасность обновленчества, отвергнув путь раскола, и последовательно придерживался этой позиции, разоблачая раскольников. В частности, в его проповеди на литургии 5 марта 1944 года о празднике Торжества Православия были такие слова:

«Под православием надо разуметь сохранение правой веры, данной нам Христом в Евангелии и в учении св. отцов во вселенских соборах. Но на протяжении веков православная вера подвергалась испытаниям и искажениям людей, по своей гордости не подчинявшихся авторитету Церкви и вводивших свои толкования в учения… В 1922 году в Русской Церкви появился страшный раскол живоцерковной кучки священников с некоторыми архиереями — не захотели поминать Святейшего Патриарха Тихона, отмежевались от него, убоялись гонений. В 1923 году они созвали свой самочинный собор и увлекли за собой хитростью, местью и обманом часть доверчивых людей, образовав обновленческий раскол.

Но простой русский православный народ явился хранителем православия. В истории известно, что хранителями истины нередко являются не архиереи и священники, а народ. И вот наш народ восстал против обновленцев. Обновленческих священников и архиереев гнали из Церкви, сбрасывали с лестниц церковных, кидали в них камнями, срывали с них одежды священнические, разрывали мантии на архиереях, били их, клеймили позором. Правда, за это некоторые из православных пострадали, но за то получили венцы мученические. Честь и хвала защитникам православия! Страшный грех — раскол!

6 марта 1924 г. Святейший Патриарх Тихон запретил в священнослужении обновленческих архиереев, но они не убоялись этого и продолжали служить. А вы знаете, что кто дерзнет это делать и кто с ними имеет общение, тот подлежит отлучению от Церкви — анафема да будет».

Архиепископ знал об обновленцах не понаслышке, а имел горький опыт общения с ними.

«Гонимы были мы, староцерковники, от власти, т.к. архиереев, не пожелавших занять живоцерковнической кафедры, ссылали; храмы, которые не хотели подчиняться живоцерковническому правлению, закрывались или преследовались обновленцами. Обновленческие священники и епископы были агентами. Доказательством этого служит то, что у одного, по изгнании из храма, обновленческого священника в ящике нашли составленный список на староцерковных священнослужителей — для ареста, в этом списке первым был я. В этом заключается путь лукавства и неправды. В большинстве обновленческие священники и епископы таковы, но среди них отдельные лица бывают и идейные. К таким я отношу быв. Кировского митрополита Иоанна Мирдова, который еще до революции был социалистом. Он находит, что социализм и православие совместимы. Он читает Ленина, Энгельса, изучает «Капитал» Карла Маркса. Я же считаю недопустимым убивать на это много времени. Лучше изучать Библию и труды отцов» («Информационные отчеты уполномоченных о работе и положении деятельности РПЦ по РСФСР за III квартал 1944 г, переписка с уполномоченными». ГАРФ. 6991. Оп. 1. Д. 9 Л. 3–4).

Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) в середине 40-х гг

Без поддержки вождя и народа

Писатель Варлам Шаламов в книге «Четвертая Вологда» утверждает: «Введенский провозглашал, что коммунизм — это Евангелие, напечатанное атеистическим шрифтом. Луначарскому это суждение казалось тонким, Ленину смешным, Сталину опасным. Поэтому правительство поддержало более ему знакомые формулы патриарха Сергия».

Трудно судить, чем руководствовался Сталин в своем выборе. Возможно, учитывал вклад Патриаршей Церкви в победу над фашистами. Но, лишенная поддержки всесильных государственных структур и православного народа, обновленческая Церковь после войны окончательно пришла к своему развалу.

О переходе ее бывших последователей в Патриаршую Церковь свидетельствуют те же отчеты уполномоченных.

«Верующие с. Черная Заводь Некрасовского района обновленческой ориентации обратились с ходатайством о переходе в патриаршую, одновременно прося епископа назначить служителя культа. С таким же ходатайством обратились верующие кладбищенской церкви в г. Рыбинске.

Епископ обновленческой ориентации Дмитрий (Лобанов) переходит сам лично в патриаршую ориентацию, одновременно подготавливая свою паству к переходу в патриаршую ориентацию» (ГАРФ. 6991. Оп. 1. Д. 9 Л. 132).

Руководители обновленческой Церкви в эвакуации. Ульяновск. 1943 г. Слева направо: Владимир Введенский, «протодиакон» Александр Введенский, «протоиерей» Андрей Введенский, «митрополит» Виталия Введенский, «митрополит» Александр Введенский, «митрополит» Филарет Яценко

 Автор: Евгения Карезина