КОГДА ТРУДНО БЫТЬ НЕ ЗА ОДНО
Как христианские призывы Церкви совпали с интересами богоборческого государства
Конец 40-х годов. Еще видны повсюду следы разрушений, принесенных войной. Еще жива в каждой советской семье скорбь утраты близких. И эта боль не имеет национальных различий – она знакома людям всех стран, пострадавших от действий нацистов. Тем ужаснее та скорость, с которой вчерашние союзники по антигитлеровской коалиции превращаются в политических оппонентов, если не сказать – противников.
Уже в победном 1945-м США продемонстрировали разрушительную силу нового оружия, нанеся ядерный удар по японским городам Хиросима и Нагасаки. Уже осенью 1945 года в США была начата разработка плана «Тоталити», целью которого было нанесение ядерного удара по крупнейшим городам Советского Союза. Уже в последующем 1946-м году прозвучали речи Трумена и Черчилля о борьбе с коммунистической угрозой, а Сталин 10 февраля 1946 года в интервью газете «Правда» сказал: «Капитализм всегда порождает кризисы и конфликты. Это всегда создает угрозу войны, что является угрозой для СССР»… Угроза новой, еще более страшной войны замаячила на горизонте.
Сторонники мира из 72 стран объединились
Народы Земли начали масштабные выступления против разжигания международных конфликтов, и к 1948–1949 годам они приняли такой размах, что назрела необходимость объединить усилия в мощное и организованное всемирное движение.
25–28 августа 1948 года в польском городе Вроцлаве на Всемирный конгресс деятелей культуры съехалось более 500 виднейших представителей науки, литературы и искусства из 46 стран. В принятом ими Манифесте в защиту мира, в частности, говорилось: «Народы всего мира не хотят войны и имеют достаточно сил, чтобы отстоять мир и культуру от посягательств нового фашизма».
Первый конгресс сторонников мира состоялся в апреле 1949 года в Париже, где участниками из 72 стран был создан Постоянный комитет этого движения во главе со знаменитым физиком Федериком Жолио-Кюри.
Голос Православной Церкви
Русская Православная Церковь стала активным и деятельным участником этого общественного движения. Разумеется, при поддержке и под бдительным надзором правительства в лице Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР (далее – Совет).
В своем письме от 18 марта 1949 года председатель Совета Георгий Карпов направляет в ЦК ВКП(б) проект Обращения Русской Православной Церкви – для получения правительственной резолюции и разрешения на публикацию этого текста в газете «Известия»:
«Православная Русская Церковь с удовлетворением встретила предложение Международного Комитета связи деятелей культуры в защиту мира о созыве всемирного Конгресса сторонников мира и горячо поддерживает и благословляет этот призыв.
Пережив грозную бурю войны, принесшей столько бед, страданий и неисчислимых скорбей нашему народу, когда раны войны еще не зажили в сердцах бесчисленных жен, матерей, отцов и братьев; когда кровью своей русский народ напоил не только свою землю, но ради спасения от рабства врагов и многие земли во всех концах света — от моря и до моря, — наш народ с отвращением вспоминает о войне и самое слово «война» и соединенные с ним понятия ему ненавистны.
Православная Церковь Христова, проповедующая мир и взаимную любовь, со скорбью взирает на то, как на политическом горизонте вырисовываются грозные очертания надвигающейся новой бури /…/. Благословляя эту все крепнущую волю народов к миру и отовсюду идущий протест против войны, мы вместе с тем свидетельствуем, что Церковь благословляет и благословит защиту Отечества, и тем же оружием, каким вооружается противник, ибо она смотрит на эту защиту как на святой долг /…/. От лица Русской Православной Церкви обращаюсь ко всем братским Автокефальным Православным Церквам с призывом возвысить свой голос против всех покушений и действий, направленных к нарушению мира, против надвинувшихся новых проявлений человеческой ненависти, и призываю всех поборников мира присоединить свой голос к огласившему весь мир благородному призыву к защите мира. Да благословит Господь единение всех сторонников мира на земле! Да озарится весь мир светом христианских истин мира и братолюбия!
Патриарх Московский и всея Руси Алексий. 18 марта 1949 года»
(ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 451. Л. 283–286).
Разумеется, власти одобрили этот документ, поступивший из патриархии, как вполне созвучный своим политическим задачам. Мир для СССР, пережившего кровопролитную и разрушительную войну и еще только готовящегося испытать свою первую атомную бомбу (что успешно произойдет в августе 1949 года), был нужен как никогда.
«Не будем затыкать уши перед бешеным рокотом новой войны»
Итак, активно проповедуемые христианские воззрения Церкви на этот раз прозвучали в унисон с международной политикой СССР. Однако были у РПЦ и свои интересы для активной поддержки движения борцов за мир: внутренний (возможность приостановить очередное усиление атеистической пропаганды в стране) и международный (противостояние Ватикану в его попытках усилить свое влияние). О последнем делаем выводы из прочтения документов, принятых на совещании представителей Православных автокефальных Церквей в Москве.
Из «Обращения к христианам всего мира» от 17 июля 1948 года:
«Для всех ясно, что мир переживает буреносное время ярко проявляющегося непримиримого различия между католическим и рационалистически-протестантским Западом и Православным Востоком.
В то время как Православный Восток воодушевляется великими началами: мира на земле и взаимной братской любви среди людей – резко бросается в глаза агрессия западного капиталистического и империалистического мира, откуда опять надвигается опасность новой войны с ее неслыханными ужасами для многострадального человечества. Встревоженные этой агрессией и исполненные горячим стремлением быть выразителями истинного духа Христова, Предстоятели и представители автокефальных Православных Церквей считают своим священнейшим долгом направить горячее обращение ко всем христианам мира, ко всем людям, жаждущим правды и мира /…/.
На нас, служителей Православной Церкви, производит жуткое впечатление тот факт, что поджигателями новой войны являются чада христианского — католического и протестантского — мира. Мы глубоко скорбим, что вместо голоса мира и христианской любви из крепости католицизма — Ватикана и из гнезда протестантизма — Америки мы слышим благословения новой войне и хвалебные гимны атомным бомбам и подобным изобретениям, предназначенным для уничтожения человеческой жизни.
Наша искренняя молитва и самое горячее желание, чтобы в любви к Богу и ближнему растаяли гордость и властолюбие Ватикана и тех, кто его поддерживает, равно как и самонадеянность протестантского рационализма да уступила бы свое место христианскому смирению…
О, как было бы радостно и спасительно для всего человеческого рода, если бы папский Рим, вместо того, чтобы посылать громы и молнии против тех, кто не его и не с ним, заплакал бы голосом пришедшего в себя блудного сына, вернулся бы в Отчий дом и познал бы, что дух христианской веры и истинной Церкви Христовой отвергает искания первенства и власти и что истинное христианство имеет дух смирения, послушания и жертвенности /…/.
Дети, чада Христовы, чада Святой Церкви всех материков, народов и государств, христиане всего мира! Не будем закрывать глаза подобно страусу перед надвинувшимися проявлениями новой человеческой ненависти, не будем затыкать уши перед бешеным рокотом новой войны. Никто не станет оспаривать, что империалисты, большие и мелкие, террористы, диктаторы и человеконенавистники всех видов взяли на себя сатанинскую роль подстрекателей и подготовителей нового сумасшедшего человеческого самоистребления, финалом которого будет конец культуры и смысла жизни. Но мы, объединенные во имя Царя мира — Господа Христа, станем броней против всех покушений и действий, направленных к нарушению мира, и нашим евангельским единомыслием и нашим твердым и непоколебимым благочестием сделаем бессильным всякое намерение и всякий план нового военного пожара на неочищенной еще от крови, слез, страданий и могил земле…»
(ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 451. Л. 286 об–287)
Яркая, но короткая проповедь на внешнеполитической арене
В апреле 1949 года движение сторонников за мир получило свое оформление на конгрессе в Париже, который положил начало работе Всемирного совета мира. Московский Патриархат представлял председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич). Яркое выступление владыки произвело впечатление на многих участников. Его избрали в состав Всемирного совета мира, где он многократно выступал от лица Русской Церкви на конгрессах и сессиях. Обличал «наглые провокации американских реакционных кругов», полностью солидаризируясь с советской внешней политикой.
Кстати, об ужасах войны митрополит Николай знал не из газет – в годы сражений с риском для жизни выбирался из оккупированной немцами Белоруссии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 ноября 1942 года владыка был назначен членом Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, лично посетил много пострадавших районов.
Тот непродолжительный период, когда Церковь и государство в борьбе с внешними угрозами объединили усилия, длился недолго. Когда после смерти Иосифа Сталина в 1953 году власть в стране перешла к Никите Хрущеву, преследования верующих советских граждан возобновились с новой силой. Пытавшийся сопротивляться им митрополит Николай в 1960 году был смещен со всех своих постов и практически лишен возможности церковного служения, а в 1961 году скоропостижно скончался.
Автор: Любовь Лязина