ЛЮБИМАЯ УЧЕНИЦА ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ
Короткое, но славное игуменство Софии Шамординской
Отказавшись от богатой комфортной жизни, от семейных уз и даже кровной близости с родной дочерью, она и волю свою и всю себя предала служению Господу, положив на алтарь Его и самую свою жизнь.
Среди многочисленных духовных чад преподобного Амвросия Оптинского схимонахиня София Шамординская, (в миру София Михайловна Болотова), выделяется особо. Не просто смиренная послушница своего наставника и его верная помощница во многих трудах. Всей своей жизнью и смертью матушка София явила пример того, что на этой земле возможны жизнь и смерть в полном соответствии с Евангельским учением Христа.
Начало славной обители
Преподобный Амвросий Оптинский немало потрудился для развития женского монашества на Руси. Но среди устроенных им православных обителей самой выдающейся предстает Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь, более известная как Шамординский женский монастырь.
Место для будущего монастыря, днем основания которого считается 1 октября 1884 года, было выбрано самим преподобным. Вот как пишет об этом архимандрит Агапит (Беловидов), биограф святого старца: «Верстах в 12 от Оптиной, по большой Калужской дороге, несколько влево, стоит деревня Шамардино Перемышльского уезда. Еще несколько подальше, может быть, с версту, жил старичок, бедный помещик, Василий Полиевктович Калыгин, вдвоем со своею супругою старушкою. При личном свидании с этим помещиком, посещавшим иногда Оптинский скит, Старец полюбопытствовал, не согласится ли он продать свое имение. Калыгин согласился с тем условием, чтобы ему со старушкой дано было место в Оптинской монастырской гостинице, дожить последние свои дни. Вскорости имение Калыгина и было куплено. Деньги за него по благословению Старца были уплачены известною бывшею помещицею, монахинею Амвросиею Ключаревою».
Купленное здание находилось в ужасном состоянии. Старый дом мало отличался от крестьянских изб: постройки обветшали и превратились от времени почти в развалины. Зато отсюда открывался великолепный вид на окрестности.
«Весь огромный горный скат покрыт густым лиственным лесом, а там глубоко-глубоко у подошвы горы в ложбине, среди изумрудной зелени, серебряной лентой изгибается небольшая речка Серена, – читаем дальше у архимандрита Агапита. – За нею луга, и далее вправо к юго западу – холмистая местность, сливающаяся с голубым небом. Все это летом зеленеет и пестреет от множества мелких цветов, рассыпанных щедрою Творческой рукой. Левее на юго-восток…пробегает пространство верст на 10, если не более. И там, в конечной дали, виднеется Оптинский хутор над р. Жиздрою, а за ним вековой бор, отуманенный прозрачною воздушной синевой. Далее на востоке – деревня Шамардино. Еще далее кругом – луга, поля и перелески».
Рай земной, да и только! Но для того, чтобы благоустроить помещения монастыря, необходимо было приложить великие усилия. Эту нелегкую миссию, по благословению старца Амвросия, взяла на себя настоятельница новой обители София (Болотова).
Достойная дочь древнего рода
София Болотова родилась 16 июня 1845 года. Она происходила из древнего дворянского рода, родоначальником которого был, согласно «Энциклопедии дворянских родов», Роман Болотов (нач. XVI века). Предки будущей подвижницы отличились на разных поприщах служения Отечеству: смелыми воинами на полях сражений, усердными чиновниками, учеными и хозяйственниками, писателями и издателями литературы (на этом поприще особенных успехов достиг Андрей Тимофеевич Болотов). Были среди них и генералы, и губернаторы. Отец Софии, Михаил Павлович Болотов, получив философское и юридическое образование в Санкт-Петербургском императорском университете, служил титулярным советником, попечителем хлебных запасных магазинов Богородицкого уезда Тульской губернии, участвовал в проектах освобождения крестьян. Мать, Александра Дмитриевна, занималась семьей и воспитанием шестерых детей: сыновей – Дмитрия и Евгения и четверых дочерей – Софии, Марии, Елены и Варвары (умерла в детстве). Александра Болотова тоже происходила из знатного дворянского рода и была глубоко верующей женщиной. Ее дети росли в вере и любви, получив и светское, и религиозное образование. Это дало свои плоды – четверо из пятерых посвятили свою жизнь служению Богу.
Брат Дмитрий Болотов был пострижен в монахи с именем Даниил и получил известность как оптинский иконописец. Среди его работ – портрет преподобного Амвросия Оптинского «Старец Амвросий на подушечках» и написанная по благословению старца икона «Спорительница хлебов».
София Михайловна в детстве и юности отличалась прекрасными способностями к обучению. В ней совмещались, казалось бы, несочетаемые свойства – религиозность и веселость, аналитический ум и живость характера, вспыльчивость и доброта. Любовь к Богу и стремление к христианскому совершенству заставляли ее искать уединения для молитв и размышлений, она часто надолго покидала отчий дом, чтобы пожить в монастырях и поближе к храмам.
«И никаких материнских прав на тебя я иметь не буду»
В 1875 году, в возрасте 30 лет, София вышла замуж за бывшего студента медико-хирургической Академии дворянина Андрея Николаевича Янькова, они венчались в Троице-Сергиевой Лавре 22 октября (3 ноября) 1875 года. Но брак их продлился немногим больше года, Андрей Николаевич скоропостижно скончался. Через три дня после похорон у молодой вдовы родилась дочь Надежда. Сохранились воспоминания, что когда к матушке впервые принесли новорожденную, она перекрестила девочку и сказала: «Ты будешь девочка Божия, но Сама Царица Небесная управит твою жизнь по воле Своей».
Много ли есть людей, вот так безусловно и самоотверженно принявших слова Христа о том, что «… кто любит сына или дочь больше, чем Меня, тот недостоин Меня» (Мф.10:37)?
В течение трех лет София жила в своем имении в Тульской губернии, вела хозяйство и много занималась благотворительностью. Она проводила много времени со своей дочерью и с такой же материнской любовью занималась бедными сиротами, собранными ею в своем доме. Помогала выдавать замуж бедных невест, поддерживала малоимущих крестьян. Живя близ большой дороги, хозяйка имения нередко подбирала и спасала погибающих в непогоду пьяных мужчин, давая им приют до протрезвления. Все эти благодеяния совершались втайне.
Образец послушания
В 1880 году София продала имение, чтобы переехать к отцу в Екатеринослав, но в Туле ей сообщили о ее смерти родителя. Узнав от соседей о старце Амвросии, она поехала к нему за духовным наставлением и указанием дальнейшей своей жизни. Приехав в Оптину пустынь, София решила просите его исполнить свое желание о монашеской жизни. Она стала духовной дочерью старца Амвросия.
В качестве испытания старец велел ей выйти замуж за пожилого козельского помещика Николая Астафьева, что она и сделала. После венчания София Болотова с дочерью переехали в калужское имение мужа, которое находилось недалеко от Оптиной пустыни. Испытание оказалось нелегким, измученный болезнью супруг имел непростой характер. Ухаживая за ним с христианским терпением, София училась отречению от своей воли, преодолению эгоизма и тщеславия. Для нее этот период стал своего рода подготовительной школой перед поступлением в монастырь. София исполняла поручения старца Амвросия с большой ответственностью и любовью, и он говорил, что другой такой послушницы, как она, у него не было и не будет.
Николай Астафьев скончался 19/31 мая 1884 года. Он, будучи уверенным, что после его смерти вдова уйдет в монастырь, пожертвовал в Шамордино колокол и завещал похоронить его в этом монастыре.
София препоручила девятилетнюю дочь Надежду ее крестной матери и подала прошение епископу Калужскому и Боровскому Владимиру (Никольскому) о поступлении в Шамординскую общину: «Имея давно стремление к монашеской жизни, а теперь овдовевши, решаюсь исполнить заветное мое желание и прошу Ваше Преосвященство позволить мне поступить в число сестер новой Казанской общины Перемышльского уезда и переселиться туда на жительство, на что и ожидаю Вашего милостивого архипастырского решения…»
Просьба была удовлетворена, и 4 сентября 1884 года София была пострижена в монахини Амвросием Оптинским, позже он постриг ее в мантию с сохранением имени София. 1 октября 1884 года состоялось открытие Казанской общины, освящение в ней храма в честь Казанской иконы Божией Матери.
Миссию выполнила
Еще до открытия общины София стала верной помощницей преподобному Амвросию во многих его делах. Женщина умная, способная, имеющая прекрасный дар слова, она по поручению старца ездила в Москву, Калугу и другие места, организуя денежную и иную помощь обители. Приняв руководство создающейся обителью, монахиня София взяла на себя тяжелую ношу. Нужно было строить новые корпуса для сестер, выкупать участки земли, заботиться об обеспечении насельниц всем необходимым.
Преосвященный епископ Трифон (Туркестанов), также бывший духовным чадом старца Амвросия и лично знавший матушку Софию, свидетельствовал: «Небогатое достоянье досталось первой настоятельнице, матери Софии – деревянный дом с домашней церковью да несколько деревянных хижин для жилья сестрам. Вот и все! Ни денег, ни имущества, ни каких-нибудь запасов, а, между тем, население общины с каждым днем все увеличивалось. Много посылал старец здоровых и крепких девушек, способных к работе, в монастырь, но не менее (если и не более) – больных, увечных, не способных ни к какому труду».
Кроме того, к преподобному Амвросию часто приносили детей, брошенных на произвол судьбы. Изможденных, покрытых грязными тряпками, часто с золотушными ранами на теле – всех их он направлял в Шамордино.
Население все увеличивалось, а средства уменьшались, но мать София не падала духом. Как магнит притягивает железо, так обаятельная личность матери Софии стала привлекать в обитель самых разнообразных лиц: дворян, купцов, ремесленников, благотворительниц, в том числе занимавших заметное положение в обществе.
Сохранилось описание монахини Софии в годы становления монастыря: «Представительной наружности, с твердым характером, пламенной верой в Бога и глубокой покорностью старцу, она все могла перенести во славу Божию и на пользу вверенной ей обители».
Постепенно Шамордино стало отстраиваться, украшаться зданиями. Твердо водворился здесь устав Оптиной Пустыни. Мать София была незаменимой помощницей старца Амвросия по устроению новой обители, его «правой рукой». К сожалению, ее управление продолжалось недолго. Разумная, хорошо понимавшая и жизнь духовную, и дела хозяйственные, она, не жалела себя на пути служения Господу. В мокрую, холодную погоду в осеннее время, случалось, по целому дню, с утра и до вечера, ходила она сама по всей обители, следя за различными монастырскими работами, и только к ночи возвращалась в свою келью, вся промокшая и прозябшая. Эти труды и заботы, в соединении со строгой подвижнической жизнью, вскоре сломили ее здоровье. Кроме того, мать София несла еще личный крест: отрекшись от мира, она пожертвовала своим материнским чувством к дочери, которую теперь уже не она воспитывала. Она постепенно стала чахнуть и мало-помалу таяла, как свеча. Наконец, 24 января 1888 года отошла ко Господу. Незадолго до кончины дважды навестила игумения своего духовного наставника. По совету преосвященного епископа Владимира (Никольского) перед смертью матушка приняла тайную схиму.
Первую панихиду по усопшей совершил преподобный Исаакий Оптинский. На следующий день после соборной панихиды тело праведницы было перевезено в Шамордино и погребено за алтарем храма. Старец Амвросий при воспоминании о ней говаривал нередко с особенным чувством умиления: «Ах, мать! Обрела милость у Бога!»
София пробыла в чине игуменьи четыре года, при ней монастырь был создан и обустроен. Она скончалась, оставив после себя хорошо налаженную общину, в которой было 250 насельниц. При ней был создан проект каменного храма и проведена его разбивка, были открыты богадельня, детский приют, положено начало иконописной мастерской. Матушка старалась воспитать в подопечных крепкую веру в Бога, любовь к ближним. По отношению к себе игумения София была крайне строга, носила грубую одежду, в пище была воздержанна. Подвижница очень любила церковную службу, говорила, что в церковь следует спешить, как на пожар. Никто никогда не видел ее раздраженной. Будучи снисходительной к немощам окружающих, в делах была строга и требовательна. Не терпела у сестер жалоб и злословия.
Еще при жизни великий старец преподобный Амвросий сказал о ней, своем любимом духовном чаде: «…Мать София свята!»
В 1987 году она была прославлена в лике местночтимых святых Тульской епархии как София Шамординская. Молитвенная память о схимонахине Софии сохранилась, по молитвам к ней Господь посылает исполнение просимого и исцеление болезней.
Автор: Евгения Карезина