Telegram

БОГ СЛЫШИТ ВЕЗДЕ

История паломничества к статуе Христа на Введенском немецком кладбище в Москве в 1930-1940-е годы

Советская власть на законодательном уровне признавала право верующих на удовлетворение своих, как тогда официально говорили, религиозных потребностей. Главным условием было чтобы верующие реализовывали свое право в рамках советских законов. А именно здесь начиналось непримиримое противостояние идеологии атеистического по своей сути государства и верующих граждан этого самого государства.

Атирелигиозный рождественский комсомольский карнавал. Фото 1923 г.

Если для верующих важно было получить хоть какую-то законную территорию для религиозной жизни, свободную от атеизма, то власти наоборот пытались лишить верующих такой территории, методично выдавливая их за правовое поле и фактически, не объявляя об этом открыто, ставили их в положение преступников.

Сначала были закрыты монастыри, а единственной законной религиозной общиной был объявлен приход конкретной церкви. Монашествующие вынуждены были перебраться в приходские храмы, по большей части сняли рясы, устроились на светскую работу, стали жить под своими гражданскими именами, но продолжали вести монашеский образ жизни, т.е. подчинялись во всем своему духовному руководителю. Так появились тайные монашеские общины, что в Советской России значило поставить себя вне закона.

Антирелигиозный плакат Союза воинствующих безбожников. 1930 г.

Возникшая в первые годы Советской власти тайная сторона религиозной жизни верующего народа получила продолжение. Стали появляться первые тайные монашеские постриженики, а немного позднее и тайные священники из числа рукоположенных мирян. Зарегистрированные поначалу советскими органами различные светские религиозные общества были запрещены в 1924 году и это так же способствовало созданию целой сети подпольных молодежных христианских организаций. С точки зрения советского государства – все эти категории граждан были преступниками. Их систематически выявляли и подвергали преследованиям.

Немного иначе дело обстояло с религиозными общинами верующих, официально зарегистрированных советскими органами. В документах они назывались «исполнительный орган религиозной группы». Возглавлял его Совет. С этим Советом местные власти заключали договора об аренде зданий той или иной церкви. Именно Исполнительный орган религиозной группы официально давал работу священникам и диаконам и фактически был единственным органом, легализовывавшим само их существование.

Верующие в храме. Фото начало 1940-х гг.

В отношении приходов власти выработали другую тактику. Храмы, особенно в больших городах, стали под разными предлогами закрывать, а здания передавать то под организацию клуба или кинотеатра, то под библиотеку или научную лабораторию, то под антирелигиозный музей или склад. Формально, к общине верующих не применялось никаких санкций. Наоборот, для них всегда определялся другой храм, куда по мнению властей должна была перейти соответствующая община. Им даже, как правило, разрешали перенести в новый храм наиболее почитаемые святыни. Дело заключалось в том, что в связи с массовым закрытием храмов в начале 1930-х годов, помещения оставшихся церквей чисто физически перестали вмещать в себя всех желающих. Расчет властей был довольно простым.

Предполагалось, что внешний дискомфорт, необходимость тесниться или вообще ждать окончания службы на улице, неблизкий путь до новой церкви и обратно, все это должно было привести к отказу значительной части верующих от посещения церковных служб. Учитывая, что рабочие дни во время церковных праздников никто не отменял. Даже воскресные дни в период действия 5-ти и 10-дневки с 1929 по 1940 гг. часто были рабочими днями, а за опоздание на работу человека ждало суровое взыскание, вплоть до ареста.  В свою очередь сокращение количества верующих, посещавших храмы, сокращало материальную базу Церкви в целом и давало повод властям заявлять о том, что советские люди сами отвернулись от религии в пользу материализма и прогресса.

Практичный план советских властей понемногу действительно давал свои плоды, хотя иногда и совершенно неожиданные. Одним из таких поворотов, который никто не предсказывал, стало явление стихийной молитвы, стихийного, на грани суеверия, почитания новых святынь:

появление религиозных практик, вышедших за церковную ограду, но при этом находившихся целиком в юридическом поле советского государства.

Верующие люди в СССР 30-х – 40-х годов менее всего были похожи на однородную, сплоченную массу героев. Пострадавшие, пережившие лишения и унижения, разобщенные, живущие в страхе, в окружении лжи и неопределенности люди, оставшиеся без пастырей, максимально ограниченные в доступе к традиционной литургической практике, не сильно образованные или ментально деградировавшие из-за соответствующих условий жизни, надломленные. Вот понятия, с известной долей условности описывающие состояние подавляющего большинства людей, так или иначе продолжавших упорно обращаться в своих молитвах к Богу. В этой среде естественным образом формируется ожидание чуда.

Одним из мест свободного религиозного поклонения в Москве в 30-е и 40-е годы, (а это были годы  наиболее бескомпромиссной борьбы власти с Церковью), неожиданно стало Введенское немецкое кладбище.

Введенское кладбище. 1940-е гг.

Сразу после революции все православные кладбища были отобраны у Церкви и переданы соответствующим государственным службам. Но, лютеранское немецкое кладбище Москвы в этом указе советских властей не фигурировало и осталось в управлении совета протестантских и католических общин города. Если на остальных муниципальных кладбищах совершать религиозные обряды, отпевания или литии, было строжайше запрещено – то на Введенском кладбище богослужения совершались вплоть до середины 1930-х годов. Именно поэтому тут, на лютеранском кладбище, начинают хоронить православное духовенство. Многие из тех, кого Павел Корин собирался запечатлеть на картине «Русь уходящая» похоронены именно на Введенском немецком кладбище: Митрополит Московский Трифон (Туркестанов), схиигуменья Фамарь (Марджанова), праведный пастырь Алексей Мечев. Почитаемый в Москве старец Зосима был похоронен на Введенском кладбище именно потому, что сюда можно было войти со священником и отслужить литию. Так, на кладбище появился целый некрополь духовенства эпохи гонений, куда потянулись и другие представители Руси уходящей — блаженные, юродивые, старицы и простые верующие люди.

Служение молебнов родственниками или почитателями усопших на конкретных могилах очень скоро переросло в богослужения для всех верующих, приходящих на кладбище. Подобием такой постоянно открытой и постоянно действующей церкви, незаметной для властей, но достаточно вместительной и совершенно законной – стал фамильный склеп баронов фон Кнопп.

Надгробный памятник барона фон Кнопп на Введенском кладбище.

Оформление усыпальницы было нетривиальным. Большой участок земли был огорожен каменной оградой в одной стороне которого возвышался фасад символического полуразрушенного здания с колоннами. Перед колоннами на ступенях, уже при советской власти, была установлена зачерненная бронзовая статуя Христа, чуть выше человеческого роста. Изначально статуя Христа была заказана во Флоренции у итальянского скульптора Рафаэлло Романелли бароном Николаем Карловичем фон Мекком для украшения фамильной усыпальницы. После революции Николай Карлович фон Мекк, отказался эмигрировать из России и был расстрелян. Позднее его могилу на Немецком кладбище власти уничтожили, не тронув при этом, а аккуратно переместив на новое место статую Христа. Так начались чудеса, связанные с этой скульптурой: в годы, когда снимали, били и пускали на переплавку древние колокола Троице-Сергиевой лавры и других монастырей и церквей спасение огромной литой бронзовой статуи Христа с могилы врага народа, аккуратное перемещение ее и установка — выглядит как настоящее чудо.

Николай Карлович фон Мекк. Портрет работы Б.М. Кустодиева.

Власти забили тревогу в 1948 году. Сохранившиеся документы позволяют с достаточной полнотой восстановить картину происходившего на Введенском кладбище в 40-х годах.

Вот выдержка из доклада Председателя Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карпова в Совет министров СССР:

«На кладбище Введенские горы (бывшее немецкое кладбище) Первомайского района города Москвы у могилы барона Кнопп, где стоит черная статуя Христа в рост человека, привезенная из Рима, во время войны и особенно после нее стали проводиться моления, которые продолжаются и в данное время. В отдельные дни (Праздник «Троица» и др.) собирается до 100150 человек одновременно, а в остальные дни к этой могиле почти непрерывно в течение всего дня подходят молиться одиночки. Здесь же проводили свою «работу» заштатные священники, юродивые и кликуши, призывавшие поклониться Спасителю и получить от него «исцеление и другую помощь».

Бронзовая статуя Христа перед могилой фон Кноппа. 1930-е гг.

В записке подчеркивается, что территория вокруг склепа со статуей Христа постоянно содержится в чистоте, у статуи горит лампада, к ней приносят деньги и записки. Упоминается и обливание статуи водой, которую затем собирают и продают «как святую».

Чудодейственная сила слитой с руки Христа воды действительно получила широкую известность. По известной русской пословице – «в пустой колодец за водой не ходят». А тут нескончаемая вереница людей каждый день приходила за святой водой с руки Спасителя. Говорили, что многие получали исцеление. Во всяком случае вера людей в чудодейственную силу молитвы у статуи Христа была широко распространена в Москве. Согласно житию блаженной Матроны Московской, и она посылала свою келейницу за водичкой с руки Христа.

Правая рука статуи Христа указывает на поверженную колонну, символизирующую бренность  земного бытия. С этой руки верующими собиралась целебная вода.        

Чтобы прекратить стихийное поклонение статуе Христа Трест похоронного обслуживания по указанию Мосгорисполкома поставил вокруг нее высокий забор и сделал надпись – закрыто на реставрацию. После этого на имя Патриарха Московского стали поступать жалобы верующих с требованием вернуть им свободные доступ для молитвы перед Спасителем.

«Когда смотришь на забитую могилу кажется Господь наш находится в заточении, а поэтому просим открыть нашу исцелительницу».

Прихожане соседней с кладбищем Петропавловской церкви в Лефортово просили Патриарха передать эту скульптуру в их церковь. Под обращением поставили подписи 600 прихожан. Настоятель Петропавловской церкви отец Димитрий Цветков получил от Патриарха разрешение поставить скульптуру Христа в алтаре.

Чтобы проверить поступавшую информацию, сам Председатель Совета по делам Русской Православной Церкви с одним из своих помощников 18 и 25 сентября 1948 г. лично проводил обследование кладбища. 21, 22 и 26 сентября туда же в разное время суток выезжали другие сотрудники Совета по делам Русской Православной Церкви.

Г.Г. Карпов, в 1943-1960 гг. председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР.

Было установлено следующее:

«Постройка забора вокруг статуи (хотя он и сплошной) не достигла цели и не прекратила сбора верующих на молитву. Утром, днем и вечером, ежедневно и в любую погоду, почти непрерывно, но обязательно в одиночку подходят к данной статуе молящиеся разных возрастов и положений, правда, больше женщин, но много школьников и учащихся. В среднем в течение одного часа приходит на молитву около статуи Спасителя 60-70 человек. Несмотря на то, что ограждение сделано высокое, внутри ограждения около статуи находятся в горшках и корзинах живые цветы, а в руках Спасителя большое количество записок, что сделано уже после ограждения и видимо не без труда.

Уже после того как статуя была заколочена, она кем-то была сфотографирована сверху (видимо с дерева) и снимки продаются на кладбище одним неизвестным человеком (фото прилагаю).

Доски обшивки буквально испещрены различными надписями, главным образом от лица учащихся:

  • Господи, помоги мне сдать экзамен.
  • Господи, помоги мне перейти в 7 класс.
  • Господи, помоги мне перейти на 4 курс.
  • Господи, помоги мне сдать экзамен на хорошо и отлично и поступить в техникум.
  • Господи, помоги мне защитить диплом.
  • Господи, помоги моей маме выйти из тюрьмы.
  • Господи, помоги мне воспитать моих сирот».

Наблюдатели смотрели сами и беседовали с людьми на кладбище. При этом выяснилось, что место почитания тут не одно. Люди молились в основном там, где были соответствующие православные изображения. На могиле Н.Ф. Кельха по проекту крупнейшего представителя русской школы модерна Л.Н. Кекушева была установлена чугунная сень, а в ней икона Николая Чудотворца, куда поток людей шел даже больший чем к заколоченному досками Спасителю. В часовне семейства Эрлангеров, построенной по проекту архитектора Ф.О. Шехтеля, находилась мозаичная икона Христа Сеятеля, выполненная К.С. Петровым-Водкиным. На могиле Теодора Дондлеха почиталась икона Донской Божией Матери.

Усыпальница семейства Эрлангеров работы Ф.О. Шехтеля

Мозаичная икона Христос Сеятель работы К.С. Петрова-Водкина.

Верующие сами рассказали Карпову, что после того, как статую Черного

Христа заколотили, они стали совершать молебны возле новой статуи Белого Спасителя на могиле Рекк-Третьяковых, привезенной из Италии и установленной только в 1946 году.

Статуя Белого из белого итальянского мрамора на могиле Рекк-Третьяковых.

Дальнейшая судьба статуи Черного Христа также теперь известна. Совет по делам Русской Православной Церкви высказался против передачи статуи в какой-либо храм, так как это только усилит ее почитание. Поэтому было принято решение тайно вывезти статую с кладбища и поместить ее в Музее русской архитектуры при Академии архитектуры СССР в Донском монастыре. В 1964 г. произошло слияние музея с Музеем архитектуры им. Щусева. Новый музей возглавил известный на тот момент реставратор памятников Троице-Сергиевой Лавры и верующий человек Виктор Иванович Балдин. Именно он почти десять лет занимался вопросом о передаче чудотворной статуи Христа Церкви. В конце концов ему удалось убедить правительство, что статуя не имеет никакой художественной или материальной ценности, обременительна для музея и вызывает ненужные вопросы некоторых сотрудников. Поэтому Балдин предложил продать статую Московской Патриархии с тем, чтобы церковными деньгами оплатить создание макетов нескольких памятников древнерусского зодчества.

Виктор Иванович Балдин на верхушке Уточьей башни ТроицеСергиевой лавры. 1960-е гг.

В 1975 году Акт о передаче статуи Московской Патриархии был подписан, и статуя оказалась в одном из соборов Троице-Сергиевой Лавры, а позднее была передана в Церковно-археологический кабинет Московской Духовной академии. Это вероятно последнее из известных нам чудес, связанное с почитаемым изображением Спасителя. Памятник, прославившийся чудотворениями на всю Москву, не только не был уничтожен властями, но еще в советские годы был передан в Церкви, что гарантировало его от поругания и осквернения. Мы рассказали об одной из тайн Введенского немецкого кладбища в эпоху гонений на Церковь.

Бронзовая статуя Христа в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии. 2021 г.

Но тайна статуи Черного Христа в Московской Духовной академии так и остается пока тайной верующего народа, тайной, связанной с эпохой гонений, эпохой мучеников и исповедников.