Telegram

«СВЯТЫЕ ПИСЬМА»

Дело о суевериях – на контроле сотрудников госбезопасности

В этом архивном документе собраны сведения о борьбе с суевериями и слухами в СССР

Какой, однако, многогранной была миссия созданного при Правительстве СССР Совета по делам Православной Церкви! Не только деятельность РПЦ, но и любые события в стране, хоть как-то связанные с религиозностью, входили в сферу его наблюдения. Не обошли вниманием председатель Совета Георгий Карпов и его уполномоченные появление в разных регионах страны так называемых «святых» писем.

Авторы не известны

Из секретного донесения 16 апреля 1949 года товарища Карпова товарищам Маленкову и Ворошилову (ГАРФ, Ф. 6991, Д. 452. «Совершенно секретная переписка с правительством СССР и ЦК ВКП /б/. 1949 г.». Л. 53-56):

«Совет докладывает, что из ряда областей уполномоченные сообщают Совету о распространении неизвестными лицами различного рода нелепых провокационных слухов и так называемых «святых писем», причем распространение слухов приняло широкие размеры. Так называемые «святые письма» представляют собой небольшие рукописные записки, иногда называемые «Флорентийская цепь счастья», распространяемые ежегодно и повсеместно более 50-ти лет, чаще к праздничным дням.

В г. Сталинграде и в районах области «святое письмо» подбрасывалось в домашние ящики для писем, распространялось в поездах и трамваях, вкладывалось в карманы одежды и т.д.

Содержание этого письма следующее:

«Двенадцатилетнему мальчику было сказано, что у Белого царя стоял человек в белой ризе, у него на груди было написано золотыми буквами: «не забывайте Бога, молитесь ему, верьте ему, молитесь три раза в день». Иисус Христос сказал: «19 июня 1950 года будет всемирная война, от которой все моря и реки будут залиты кровью, солнце светить не будет, запомните эту дату. Спасен будет тот, кто размножит это письмо в 12 экземплярах и раздаст другим»».

В г. Калининграде распространен слух, что где-то, а где неизвестно, при входе священника в церковь из нее вышел человек в белой одежде и сказал, что первого мая выпадет снег, а в «Троицу» начнется война, поэтому надо крепить церковь, больше молиться и запасать продуктов»…

Какое отношение имеют эти письма к Русской Православной Церкви? Никакое, поймет любой мало-мальски образованный христианин. Распространению этого народного творчества могли способствовать разве что трудности в реализации населением его религиозных потребностей, созданные за годы  борьбы с православием. Разумеется, священнослужители всех рангов открещивались от участия в подобном «творчестве».

 Чушь или угроза?

Председатель Совета продолжает доклад в правительство о случаях распространения в разных областях суеверий и слухов:

«26 марта 1949 года уполномоченному Совета при Брянском облисполкоме поступило сообщение от священника церкви села Медведово Клинцовского района о том, что в городе Киеве распространяется, как он называет, следующая чушь:

«В одном закрытом храме по ночам слышно пение. Какие-то военные, шедшие мимо этого храма, заметили освещение и услышали пение. Когда они вошли в церковь – темно и глухо; вышли – опять свет и пение, снова вошли – ничего не слышно и не видно. В третий раз загадочная невидимка произнесла: «Не трудитесь, все равно не увидите ничего, но открою вам тайну: на Пасху будет снег по колено, а в проводное воскресенье (1 мая) будет кровь по колено».

Священник пишет в своем письме, что этот слух  дошел до Клинцов Брянской области и распространился по районам области. В Клиновском, Новозыбковском, Злынковском и других районах области, а также и в прилегающих районах Сумской и Черниговской областей, кроме того, распространяются листовки «святые письма» такого же содержания. Он же сообщил о еще более нелепых слухах, распространяемых в районах Брянской области с помощью все тех же «святых писем»: «Святое письмо. Найдено в Иерусалиме за иконой Б.М. Писал его сам Иисус Христос своим божеством, приказывая своей матери, чтобы почитали праздники, ходили в церковь, молились Богу, почитали родителей».

Далее следуют угрозы войной, голодом, мором и т.д. за беззакония и перечень 42-х «несчастных дней» в году. Отмечено несколько чисел января, февраля и других месяцев. Кто родится в эти дни (числа) – редко выживает, большинство скоро умирает, а кто будет жить – будет больным, слабым, несчастливым. Кто в эти дни женится – будет неудачлив в семейной жизни. Посеянное в эти числа не даст урожая, в эти числа нельзя случать животных и т.д. и т.п.

Священник пишет уполномоченному: «Дальше я не мог читать этой пакости и изорвал листок в мелкие клочки. В церкви объяснил, чтобы такую гадость не брали в руки, не верили этой гнусной лжи, объяснил, что Христос сам лично никогда и ничего не писал, что все нужное для богослужения заключается в краткой по выражению и необъятной по содержанию заповеди Спасителя…Это «святое письмо» не новость. Подобная дребедень распространялась и в старое время. Святой синод выпускал по этому поводу воззвания, объяснения и распорядился уничтожать эти гнусные листки. Но… «упрямого глупца» можно убить, но невозможно переубедить! В конце многих «святых писем» присовокуплялось предложение переписать письмо 9 раз и передать 9-и лицам, и за это обещалось вечное спасение, а кто не перепишет или уничтожит – тому угрожали всеми бедами. Это я давно, больше 20 лет знаю. И вот страх невежественный перед угрозой наказаний с одной стороны, и легкость получения вечного спасения с другой стороны – главные причины распространения этой чуши еще в царское время, даже вопреки распоряжениям Синода и разъяснительным беседам священников, которых стали считать христопродавцами»…

По городу Москве также имеет место распространение подобного рода нелепых слухов. Уполномоченный Совета при Московском облисполкоме сообщил, что 13 апреля 1949 года у троллейбусной остановки линии № 2 (Кузнецкий мост) он лично слышал следующий разговор двух женщин: «Ты знаешь, мне Мария Ивановна рассказывала, что в последнее время по ночам в Елоховском соборе зажигаются огни, и вот в одну из таких ночей в собор пришел священник с милиционером, и когда они открыли церковь, то там увидели женщину, которая молится перед иконостасом и зажигает огни. Когда священник спросил у нее, почему в такой поздний час молится, то она ответила, что осталось недолго жить, так как в первый день Пасхи выпадет снег по колено, а на последний день Пасхи прольется кровь». Такую же небылицу и провокацию одна учительница школы кройки и шитья им. Крупской в Киевском районе г. Москвы рассказала учащимся школы.

Вообще по Москве распространение такого слуха приняло значительные размеры.

Настоятель Патриаршего Елоховского собора протопресвитер Колчицкий заявил Совету, что нелепые слухи в разных вариантах, распространяемые вокруг Елоховского собора, еще раньше были распространены вокруг церкви в селе Коломенском под Москвой и церкви «Николо-Хамовники» в Теплом переулке г. Москвы, и что по сообщениям священников из некоторых областей Союза на периферии такой слух прошел еще раньше.

Колчицкий высказывает свое предположение, что главными распространителями как слухов, так и записок «святых писем» являются сектанты (раньше этим занимались, главным образом, баптисты и хлысты), а также разного рода кликуши и психические больные.

Уполномоченные Совета сообщают, что об изложенных листовках и слухах ими во всех случаях материал передан областным управлениям МГБ, а Совет сообщил соответствующему отделу МГБ СССР. ЦК ВКП(б)».

 Незатейливая компрометация

Подобные письма в конце сороковых годов появляются не впервые. То что люди их читают, переписывают и распространяют, объясняется, вероятно, не только их невежеством и легковерием, но и сложившейся к этому времени обстановкой внутри и за пределами страны. Пережитые страдания войны, трудности послевоенного восстановления, угроза новых агрессий, в том числе с применением атомного оружия… Не оттого ли так распространены в письмах мотивы Апокалипсиса? А призывы молиться не связаны ли с охлаждением к вере многих людей и целых поколений? Ну, а чудесные явления и предсказания издавна привлекали интерес простодушных людей. И день сегодняшний, когда по социальным сетям бродят подобные незатейливые послания, не исключение.

Что же беспокоит главного чиновника контролирующего Церковь органа и его бывших коллег из госбезопасности? Чем объяснить передачу расследования произведений народного творчества в Министерство госбезопасности СССР? Очевидно, опасностью распространения панических настроений в народе или идеологической  диверсии.

Болезненно реагировали на хождение «святых писем» и представители Церкви.Возможно, боялись быть скомпрометированы обвинением в причастности. Или видели в этом послание от  ожививших после войны сектантов, на что косвенно указывают запугивания концом света? В документах архива нет четкой об этом информации.  

Однако сегодня как правительственный, так и церковный резонанс, вызванный хождением «святых писем» в народе, выглядит, мягко скажем, наигранным. Иначе как объяснить, что никого из авторов посланий серьезные контролирующие органы не выявили и дальше подозрений дело не дошло. А «святые» записки нет-нет, да появлялись и в разные советские годы – в наших почтовых ящиках, и в настоящее время – в наших смартфонах.

Автор: Вера Крюкова