Telegram

СТЕНЫ И ЛЮДИ НЕ ПОШАТНУЛИСЬ

Пещерную обитель несколько раз пытались уничтожить, но она живет

Эти места называют русской Палестиной, отмечая поразительное сходство аскетичного географического рельефа Костомаровских пещер Воронежского края с Иерусалимской землей. Здесь есть свои Голгофа, гора Фавор и Гефсиманский сад. Недаром паломники тянутся сюда со всего света. Сейчас трудно представить, что кому-то когда-то могло прийти на ум пещерные храмы разрушить и даже стереть с лица земли. Во многом благодаря упорству местных верующих, не желающих отказаться от веры в богоборческие годы, в древней Спасской обители сегодня звучит молитва.

Меловые столбы-останцы, расположенные в Костомаровской балке – детище самой природы. Они возникли в результате эрозии горной породы, и уже люди высекли внутри восемь пещер. Еще во времена первых русских христиан здесь обитало много старцев-затворников, которые жили и молились в уединенных каменных кельях. 

Невредимые на протяжении многих веков, Костомаровские пещерные храмы оказались под угрозой в веке XX-м, когда по стране прокатилось колесо первой и самой жесткой антирелигиозной кампании и новая власть взялась за уничтожение всего старорежимного, в том числе Русской Православной Церкви. Храмы закрывали, ценности изымали, общины верующих подвергались гонениям. Такая же участь и постигла Костомаровскую обитель. «Советскую» историю пещерных храмов, на основании свидетельств очевидцев и архивных документов (ГАВО. Ф. Р-967. Оп. 1. Д. 125), подробно исследовал воронежский краевед Виталий Викторович Степкин.

Уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы

Исчезнувший старец

В 20-30-е годы ХХ века при пещерных храмах существовала небольшая община, состоящая в основном из местных крестьян. Большим уважением жителей пользовал подвизавшийся в одной из пещер обители местный старец-подвижник Петр Еремеенко, уроженец села Белогорье. За святость жизни и сердечную простоту он был щедро наделен духовными дарами, силу которых испытали жители многих окрестных селений, обращавшиеся к нему за помощью. Сохранились рассказы об удивительной прозорливости блаженного Петра. Свои предсказания, по примеру многих Христа ради юродивых, он облекал в притчи, смысл которых был ясен после совершения предсказанного им события. Он обладал способностью врачевания душевных и телесных недугов. В начале 30-х годов Костомаровская обитель по распоряжению властей была закрыта, монахам пришлось покинуть здешние места. Старца Петра арестовали и заключили в Острожскую тюрьму. Немногим позже, по официальной версии, он там скончался, но местные жители считали его исчезнувшим из закрытой камеры.  

Костомаровская обитель была разграблена и приходила в запустение. Но, как признавались позднее очевидцы, хоть люди на долгое время отвернулись от своего Создателя, Бог не покинул их. В обители, недоступной для молитвенной жизни, все равно ощущалось заступничество Царицы Небесной. Так, в годы Великой Отечественной войны, во время немецкой оккупации, в Костомаровских пещерах одно время укрывались русские солдаты.

Старец Петр Еремеенко, подвизавшийся в тайной общине Костомаровской пещерной обители в 30-е годы

20 подписей смелых

В войну, после известной встречи Иосифа Сталина с патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским), состоявшейся в сентябре 1943 года, в отношениях с советской властью для Русской Православной Церкви наступило недолгое потепление. Репрессированное духовенство возвращалось из ссылок, встал вопрос о восстановлении патриаршества, медленно и в небольшом количестве в стране открывались храмы.  

С декабря 1943 года верующие села Костомарово начали борьбу за передачу в их ведение пещерного храма. Началась чреда многочисленных тщетных ходатайств по этому вопросу. 

В июне 1945 года верующие в очередной раз обратились в Подгоренский Совет депутатов трудящихся с заявлением о регистрации религиозной общины и передаче в бессрочное бесплатное пользование здания меловой церкви (в меловой пещере). Документ был заверен 20 подписями активной группы. Именно такое количество было определено советским законодательством о религиозных объединениях, которое долго не редактировалось и действовало вплоть до принятия в 1990 году нового закона РФ «О свободе вероисповеданий». Первой под заявлением стояла подпись будущей старосты церковной общины села Костомарово – Евдокии Степановны Шкарупиной. Эта женщина сыграет важную роль в деле возвращения Костомаровской обители верующим.

Баба Дуня

Евдокия Шкарупина родилась в марте 1853 года в крестьянской семье. Она не посещала школу, основам грамоты и портному делу училась дома. В 1870 году Евдокия Степановна вышла замуж, в 1933 году овдовела, а еще через год вступила в колхоз. Именно Шкарупина была одним из главных инициаторов открытия церкви для прихожан села Костомарово, составляя многочисленные письма в Совет по делам РПЦ.

Воспоминания об этой женщине бережно хранят жители села Костомарово.

Екатерина Егоровна Лагуткина, 1929 года рождения, рассказывает: «В долине, рядом с пещерами, оказывала помощь больным баба Дуня, Евдокия. Она сама костомаровская. Лечила травами, составы знала, как делать. У меня двоюродный брат Борис заболел туберкулезом. Больничное лечение не помогало, и его выписали домой – умирать. Обратились за помощью к бабе Дуне. Так она его за неделю на ноги поставила, и после этого он еще прожил 35 лет».

Евдокия, по словам земляков, молилась и за одержимых нечистым духом. Незадолго до открытия пещер она, как представитель группы верующих, писала в Москву председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР Георгию Карпову. А было ей на то время 90 лет. Баба Дуня очень хотела успеть выполнить поручение общины при жизни. Кроме того, открытия храма ждали и жители близлежащих сел.

Долгожданная победа

По молитвам и горячей вере жителей села Костомарово все-таки удалось добиться открытия пещерного храма. 30 января 1946 году уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР по Воронежской области Гостев получил разнарядку: «Совет по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР, согласно заключению Воронежского облисполкома и заявления верующих, 29 декабря 1945 года постановил открыть церковь в селе Костомарово Подгоренского района Воронежской области».

Следом общине верующих предоставили две долгожданных справки: о регистрации религиозной общины 29 марта 1946 года под № 05-68, о регистрации Владимира Петровича Соломко, проживающего в селе Нижний Мамон, в качестве настоятеля приходской общины Спасской православной церкви.

Дело осталось за малым: возродить Костомаровский пещерный храм и его приходскую жизнь.

Вход в пещерный Спасский храм. Предположительно 40-50-е годы XX века. Архивное фото (ГАВО. Ф. Р. 967. Оп. 1. Д. 125. Л. 141) предоставлено Воронежским историком и краеведом В. В. Степкиным

Богатства общины – люди и книги

Многое для этого сделала Мария Ивановна Гашенко. Ее часто так и называли – матушка Мария. Жила она одиноко, в небольшом домике, расположенном на окраине села. Находясь здесь, помогала приходящим к ней людям, молила Бога об исцелении болящих, и последние выздоравливали.

Сохранились воспоминания очевидцев и о Марии Семеновне Герасименко, проживающей в соседнем селе Юдино. Верующие со всей округи приносили ей продукты, одежду и другие пожертвования, которые она затем относила в пещеры нуждающимся.

Община, сформировавшаяся вокруг Спасского пещерного храма, чем-то напоминала монастырь, в который приезжали паломники, болящие и страждущие. Они останавливались в большом деревянном доме, находящемся внизу балки у ручья, напротив входа в пещеры. В пристройке этого дома находилась библиотека православной духовной литературы, которая считалась очень богатой по тем атеистическим временам. В ней были собраны книги со всей округи. Здесь были как богослужебные книги, так и вероучительные. В храме был хороший иконостас. От него и сегодня сохранены некоторые иконы, в том числе и древнего письма. Также сохранилось некоторое богослужебное имущество, чудом уцелевшее со времен официального запрещения богослужения в храме в 30-е годы. Не хватало самых элементарных вещей. Свечи приходилось ставить в деревянные и меловые подсвечники. Но при этом верующие созывались к богослужению колокольным звоном двух колоколов.

Храм закрывался массивными деревянными дверями, над которыми в нишах располагались иконы. В те голодные военные и послевоенные годы верующие приносили в обитель все необходимое для ее существования. Со стороны пещерного храма прихожане из дальних сел и паломники получали кров и пищу. Общая молитва дополнялась общим трудом во славу Божию.

Внутренние помещения пещерных храмов

Хрущевская «оттепель»:  не просто закрыть, а стереть с лица земли

В конце 1958 года для Костомаровской обители, как и многих других храмов, попавших под новую волну гонений на Церковь, снова наступили тяжелые времена: в стране, уже несколько лет возглавляемой воинствующим атеистом Никитой Хрущевым, полным ходом шла очередная антирелигиозная кампания.

15 декабря 1958 года местной власти пришло указание Совета по делам РПЦ «О работе по прекращению паломничества и закрытию «святых мест». Воронежские советские органы нашли формальный для этого повод. Им стал акт о непригодности пещерного храма для эксплуатации. Подкреплен он был поступившими, якобы, жалобами на  слоняющихся по обители бродяг и вымогателей денег. В отчете специально созданной комиссии был вынесен вердикт: пещеры «находятся под угрозой обвала и не отвечают самым элементарным санитарным условиям».

22 октября 1959 года принято официальное решение о закрытии Костомаровских пещер. Власти решают не просто закрыть их, а стереть их с лица земли. Разрушение пещер исключило бы возможность возрождения здесь духовной жизни в будущем и могло постепенно уничтожить память об этом святом месте. Эта угроза была реальной. Так, например, подобным образом были частично разрушены подземные лабиринты таких пещер Воронежской области, как Галиевские и Шатрищегорские. Но Господь уготовил другую судьбу для Костомаровских пещер. Сами они разрушены не были, но были уничтожены все наземные постройки. Стены пещер, оставшиеся без присмотра, начали покрываться бесчисленными автографами любопытных посетителей. Проживающие при пещерах постоянно были вынуждены разойтись. Сохранившееся имущество было частично конфисковано властями, частично сдано самими верующими в епархию. Лишь небольшая группа верующих тайно продолжала собираться в 60-е годы в одной из скрытых пещер на молитву.

Продолжение следует…

Лишь в 1993 году под руководством протоиерея Александра Долгушева началась расчистка пещер и возрождение здесь православной обители. Первая служба прошла в пещерном храме в честь Серафима Саровского. Приехавшие на нее паломники из Павловска и Россоши ночевали под открытым небом. Но благодать Божия и соборная молитва покрыла все бытовые неудобства. У истоков нелегкого труда по возрождению обители стоял целый ряд простых верующих, усилиями которых проводилась реставрация пещер, подведение электричества.

Текст: Татьяна Гарина