Telegram

ПОВТОРНО ОТНЯТЫЙ

Открытый при оккупантах, храм был закрыт в мирное время местными властями

В период  оккупации на захваченных территориях немцы часто разрешали православным открывать церкви, закрытые в период большевистской власти. Нет, захватчики не испытывали симпатии или уважения к православию.  В своих стратегических замыслах руководство Третьего рейха ориентировалось на уничтожение Русской Церкви как исторического и национально-культурного феномена русского и других православных народов СССР. Ее место должна была занять та самая «новая» религия и государственная церковь, планы создания которых вынашивались идеологами нацизма.

В 1934 году здание храма в честь Касперовской иконы Божией Матери в г. Николаеве было передано под клуб судостроительного завода имени 61 коммунара. Во время немецкой оккупации храм был открыт для богослужения, вновь закрыт в 1949 году. В 1992 году здание храма передано Украинской Православной Церкви Киевского патриархата и получил статус кафедрального собора Николаевской и Богоявленской епархии.

Милостью врага?

В апреле 1942 года в кругу приближенных Гитлер изложил свое видение религиозной политики на востоке. Ее основные принципы приведены в работе историка-религиоведа, доктора исторических наук, профессора  Михаила Одинцова «Православная Церковь на оккупированных советских территориях»: это насильственное дробление церквей; принудительное изменение вероисповедного статус-кво на оккупированных территориях; запрещение устройства каких-либо централизованных конфессиональных органов и центров; формирование «марионеточных» религиозных органов управления; использование религии и духовенства в политических целях. «Нашим интересам, — говорил фюрер, — соответствовало бы такое положение, при котором каждая деревня имела бы собственную секту, где развивались бы свои особые представления о Боге. Даже если в этом случае в отдельных деревнях возникнут шаманские культы, подобно негритянским или американо-индейским, то мы могли бы это только приветствовать, ибо это лишь увеличило бы количество факторов, дробящих русское пространство на мелкие единицы». Но для выполнения таких далеко идущих целей надо было верующих сначала к себе привлечь. Вот и разрешили немцы на захваченных территориях открыть около семи с половиной тысяч православных церквей.

К осени 1942 года стало ясно, что религиозное движение на временно завоеванной территории не вписывается в политические ожидания оккупантов, не удавалось разыграть «религиозную карту» в нужном политическом направлении. А вскоре началось изгнание Красной армией захватчиков с территории СССР. Среди многих городов России и Украины в 1944 году был освобожден и город Николаев. «Войска 3-го Украинского фронта сегодня, 28 марта, после упорных боев штурмом овладели крупным областным и промышленным центром Украины – городом Николаев – важным железнодорожным узлом, одним из крупнейших портов на Черном море и сильным опорным пунктом обороны немцев у устья Южного Буга», – говорится в оперативной сводке Советского информбюро от 28 марта 1944 года.  

За два с половиной года  оккупации гитлеровцы уничтожили в городе тысячи людей –подпольщиков, военнопленных и мирных жителей, разрушили множество промышленных, административных и жилых зданий. А вот судоремонтный завод имени 61-го коммунара, использованный  немцами для ремонта военных судов, уцелел вместе с заводским клубом, устроенном властями города в бывшем храме в честь Касперовской иконы Божией Матери. При немцах верующим Николаева разрешили возобновить здесь богослужения.

Битва за г. Николаев. 1944 г.

Вернуть грабителям

После изгнания немцев местные власти решили восстановить здесь предвоенное статус-кво. Заручились согласием Совета по делам Русской Православной Церкви при  СНК СССР (далее – Совет). Это решение вылилось чуть ли ни в народное восстание. В итоге, как следует из открытой в рамках проекта «Церковь верных» ранее секретной переписки Совета с правительством, в октябре 1949 года председателю Совета Георгию Карпову пришлось оправдываться перед вышестоящим начальством:

Фрагмент из донесения Г. Г. Карпова об инциденте в г. Николаеве

«Секретно

тов. Маленкову Г. М.

тов. Хрущеву Н. С.

тов. Суслову М. А.

тов. Кафтанову С. В.

Совет докладывает, что 15-16 сентября с.г. в г. Николаеве при изъятии у религиозной общины здания быв. клуба завода имени 61 Коммунара, размещавшегося до Отечественной войны в бывшем церковном здании, а в 1941 году в период немецкой оккупации занятого верующими под церковь, собралась толпа около 500 человек и протестовала против изъятия здания клуба у религиозной общины.

Уполномоченный Совета при Николаевском Облисполкоме тов. Линичук 6 октября с.г. сообщил в Совет, что передача здания заводу и демонтаж его производился 15-го сентября, сразу по окончанию церковной службы. По заявлению настоятеля церкви Житинского около 500 человек верующих не хотели выходить из помещения и ему стоило больших усилий освободить помещение, закрыть его и передать ключи. В толпе, продолжавшей стоять у ворот ограды до 24 часов, раздавались плачь, вздохи и выкрики. Когда 6 человек рабочих завода (5 коммунистов и 1 беспартийный) в 23 часа полезли наверх снимать кресты, из толпы раздались возгласы «бандиты», «чтобы у тебя ноги отсохли», «чтоб ты свалился оттуда» и т.п. Возглавлял рабочих, председатель завкома завода имени 61 Коммунара тов. Козлов.

На следующий день, 16 сентября, толпы женщин несколько раз появлялись в ограде и на улице возле собора. Особенно активничала бывшая жена майора-летчика. Она, явившись с двумя букетами цветов, поставила их возле здания собора и обратилась к женщинам с контрреволюционной агитацией. «В Конституции, говорят, – сказала она, – золотыми буквами написано: свобода вероисповеданию. Не верьте, нас обманывают!» Произносила она и другие выкрики подобного характера. Присутствующий милиционер, по указанию т. Козлова, увел ее в отделение милиции, а толпа разошлась. В этот же день вечером на т. Козлова, когда он возвращался домой, возле калитки неизвестными было сделано нападение и нанесено два удара по голове и в плечо, после чего неизвестный скрылся. На протяжении трех дней периодически собирались и расходились толпы женщин. Грозились устроить моление на улице напротив собора.

Докладываю, что закрытие Касперовского собора и возвращение здания заводу имени 61 Коммунара производилось по решению Николаевского Облисполкома, согласованному с Советом.

Николаевский Облисполком еще 27 января 1949 года принял следующее решение:

«В период временной немецкой оккупации в 1941 г. церковники захватили здание клуба им. 61 Коммунара, находящееся в г. Николаева по Садовой улице № 12, и превратили его под церковь. Рассмотрев решение Исполкома Николаевского Горсовета депутатов трудящихся, Исполком Облсовета депутатов трудящихся решил:

«Здание клуба в г.Николаеве по Садовой ул. № 12, занятое под церковь, изъять и передать его заводу им. 61 Коммунара для использования его по назначению».

Совет, рассматривая этот вопрос 5 марта с.г. и руководствуясь пунктом 2-м Постановления Совета Министров СССР от 01 декабря 1944 года за № 1643-486/с, принял следующее решение:

«Согласиться с решением Николаевского Облисполкома о возвращении заводу им. 61 Коммунара клубного здания, занятого под молитвенный дом церковной общиной города Николаева (Садовая ул., дом 12). Срок и порядок освобождения здания определяется Облисполкомом».

Соглашаясь с мнением Облисполкома, Совет исходил из того, что в г. Николаеве со дня оккупации и до настоящего времени действуют 5 церквей, а Касперовский собор был закрыт в 1933 году, после чего здание, будучи передано заводу им 61 Коммунара под клуб, было капитально переоборудовано заводом, на что израсходовано более 660 тысяч рублей, и до войны использовалось под клуб.

Хотя, согласно вышеуказанному постановлению Правительства, такие вопросы Совету разрешено решать. Совет направил свое решение в Совет Министров СССР и не проводил в жизнь в ожидании указаний. 19-го июля с.г. Бюро по культуре при Совете Министров СССР приняло решение «поручить Совету руководствоваться в этом вопросе Положением о Совете и состоявшимся на заседании обменом мнениями».

Во время передачи здания Уполномоченного Совета на месте не было, так как он с 10 по 20 сентября находился в командировке по заданию Обкома КП(б)У в отдаленном от г. Николаеве районе на копке и вывозе свеклы и о происшедшем событии узнал только по возвращении из командировки.

Необходимо доложить, что быв. Николаевский епископ Феодосий, возражая против закрытия собора, еще в феврале месяце организовал протест верующих, собрав под ним 3000 подписей, за что патриарх Алексий решением Синода снял Феодосия с поста и уволил и последний тогда же уехал из Николаева.

Из 5-ти действующих церквей в г. Николаеве 3 находится в одном Сталинском районе. После закрытия Касперовской церкви в этом районе остается еще две действующих церкви на расстоянии не более одного километра от закрываемой церкви.

Ввиду этого Совет не находил обоснованными все последующие ходатайства об оставлении здания за общиной верующих и свое решение оставил в силе.

Совет находит, что горсовет г. Николаева (Зам. Председателя т. Волков) и председатель завкома т. Козлов легко и невнимательно подошли к проведению в жизнь решения об изъятии у религиозной общины здания клуба, не провели соответствующей подготовительной работы, а главное – не следовало производить снятие крестов и другой демонтаж здания в день последней службы в соборе.

10. Х–49 г.

Председатель Совета по делам Русской Православной Церкви

при СНК СССР Карпов Г.Г

Копия 11. Х – послана т. Сталину И. В.»

(ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 454. Л. 6-8)

Здание Касперовского храма в г. Николаеве в 1943 г.

Получилось ли оправдаться? Во всяком случае, составлена докладная профессионально. Карпов, опытный руководитель Совета, привел все возможные аргументы, чтобы снять ответственность с себя и своего ведомства. Не преминул, например, напомнить, что вопрос о закрытии храма входит в компетенцию Совета, к тому же согласован с правительством в лице Минкульта. Но убедительно прозвучали не все доводы. По словам Георгия Григорьевича, в городе действует несколько православных  церквей и как считает он сам их для нужд верующих города Николаева достаточно.

Тот факт, что закрытие одной церкви не вызвало бы столь мощный общественный резонанс, если бы это не ущемляло духовных потребностей местных жителей, оставляет без внимания. Вину за случившийся мятеж председатель Совета возлагает на  горсовет города Николаева (заместителя председателя т. Волкова) и председателя завкома Козлова, не подготовившего общественность к закрытию храма должным образом. Однако  ранее проведенная акция епископа Феодосия в защиту храма почему-то не насторожила Карпова  и его уполномоченного по Николаевской области, для которого копка свеклы оказалась важнее, чем перспектива обострения отношений с православным народом.

 

Читаем дальше. Повторяя формулировку Николаевского Облисполкома, докладывает наверх, что верующие во время оккупации ни много ни мало «захватили собор». Видимо, неловко признавать, что вражеские захватчики сами разрешали открывать храмы, а своя же власть их снова закрывает.

С затратами на переоборудование здания церкви в клуб тоже не все ясно. О 660 тысячах рублей заводских расходов в решении упомянуто. О стоимости первоначального строительства храма, затем его переоборудования из клуба снова в молитвенное учреждение – ни слова.

Из документов архива неясно, чем поплатилась за свое выступление арестованная «контрреволюционерка», а также как скоро зажили полученные травмы у заводского партийного лидера. В переписке также нет сведений о том, какая реакция на самом правительственном верху была на произошедший инцидент. Но косвенно (из дальнейшей деятельности Совета) итак понятно: ни серьезного выговора, ни тем более наказания за неприятную историю с мятежом верующих Карпов не получил. Чем это можно объяснить?  Не тем ли, что к 1949 году политика дружественных отношений и сотрудничества Правительства СССР с Православной Церковью уже сменялась долгим «похолоданием»?

Автор: Евгения Карезина