ПЛАНОВ ГРОМАДЬЁ
Что советское правительство ожидало и почему не получило от международного сотрудничества с Церковью после войны?
Весна 1945 года. Совсем близка Победа советского народа над всемирным фашистским злом. Для Русской Православной Церкви – пора относительной передышки от гонений, время радостных надежд. Но переход на легальное положение еще не предполагало свободы. Вопросы взаимодействия Церкви и правительства отныне координирует созданная в 1943 году государственная структура – Совет по делам Русской Православной Церкви (далее – Совет) при Совете Народных Комиссаров СССР. Подчиняясь последнему, новое ведомство выполняет указания партийного руководства — ЦК ВКП(б).
О том, чем был обусловлен такой интерес светской власти к церковной жизни и какие надежды на русское духовенство она возлагала, красноречиво свидетельствует документ, представленный 15 марта 1945 года на одобрение Председателя СНК СССР Иосифа Сталина. Руководитель контролирующего церковную жизнь в стране органа Георгий Карпов предложил главе государства план сотрудничества с Церковью в решении внешнеполитических вопросов. Список мероприятий в нем внушителен, и их содержание ясно очерчивает круг интересов советского государства во внешней церковной политике. Без сотрудничества с русским духовенством здесь не обойтись, и этим можно объяснить ту лояльность и даже доброжелательность, с которыми в послевоенные годы, когда патриотическая миссия Церкви была выполнена и государство остро не нуждалось в ее поддержке, советские верхи продолжали относиться к представителям Московского Патриархата.
Как престиж СССР зависел от роли православия в мире
В начале документа обозначена основная цель запланированных мероприятий – снижение международного влияния Ватикана, занимавшего жесткую антикоммунистическую позицию. Его многовековая политика, направленная на то, чтобы подчинить себе, поглотить Православную Церковь, в конце сороковых годов прошлого века сочеталась со стремлением разрушить сложившееся во время войны антифашистское единство, вытеснив из него коммунистов, и с поддержкой политики холодной войны.
Разумеется, весь этот комплекс предложенных Карповым мер по «укреплению роли Православной Церкви в мире» был направлен не на увеличение свобод верующих и не восстановление разрушенных в годы гонений приходских хозяйств внутри страны, а на повышение престижа советского государства на международной арене. Обстановка в мире к весне победного 1945 года росту влияния СССР благоприятствовала.
Председатель Совета Карпов призывает поддержать и организационно, и материально объединение Православных Церквей в их противостоянии проискам Ватикана.
К этой же цели должна, по его мнению, вести поддержка движения так называемых старокатоликов. Это направление среди католиков возникло в 70-е годы XIX века как отрицающее множество заблуждений и нововведений католической церкви и не признающее непогрешимость верховной власти папы. В планах Совета – всячески укреплять это движение: способствовать установлению связи старокатолических групп в СССР со старокатолическими церквами в других странах, предоставляя им храмы, утварь и тому подобное.
В целях усиления роли православия и противопоставления его католицизму, по мнению Совета, необходимо организовать православные братства в городах: Риге, Вильнюсе, Гродно, Луцке, Львове и Черновцах – предоставив им право на проведение миссионерской и благотворительной деятельности.
Присоединить и объединить!
Для следования правительственному курсу, о котором уже сказано вначале, Совет планировал продолжить присоединение к Московской патриархии православных приходов разных территорий и создание новых. Приняв меры к ликвидации автокефалии Польской Православной Церкви – присоединить ее к Московской патриархии. Оформить принятие в юрисдикцию Московской патриархии и причта прихода русской церкви в итальянском городе Бари (как сказано в документе – по просьбе самих же верующих). Официально присоединить к Московской патриархии Мукачевско-Пряшевскую православную епархию закарпатской Украины – опять же «согласно выявленного с их стороны коллективного желания и согласия Синода сербской православной церкви…»
На рассмотрение Синода Русской Православной Церкви (конечно, по согласованию с Народным комиссариатом иностранных дел СССР) предлагалось вынести вопрос о возврате бывших польских и русских православных церквей за границей и, прежде всего, во Франции, Италии, Венгрии, Чехословакии, Югославии, Болгарии, Греции, Швеции и в Палестине. В планах Совета по мере возврата церковных зданий незамедлительно организовывать в них приходы. Они должны будут обслуживать духовные потребности православных верующих, а значит укреплять позиции православия и повышать авторитет Московского Патриархата в этих странах.
С целью большего сближения Русской Церкви с Православными Церквами в Югославии, Болгарии и Румынии и руководствуясь имеющимися приглашениями, Совет предложил командировать в ближайшее время в Софию церковную делегацию из четырех человек, во главе с архиепископом Псковским и Порховским Григорием; в Белград – церковную делегацию из пяти человек во главе с епископом Кировоградским и Одесским Сергием; в Бухарест – церковную делегацию из 5-ти человек, во главе с епископом Кишиневским Иеронимом.
В планах Совета принять приглашение патриарха Александрийского и всея Африки Христофора и патриарха Антиохии и всего Востока Александра и организовать ближайшим летом поездку патриарха Московского и всея Руси Алексия, в сопровождении соответствующей сану свиты, по странам Ближнего Востока (Сирия, Ливан, Палестина и Египет). Одной из целей поездки должно было стать изыскание возможностей организации русских православных приходов в Бейруте, Дамаске, Иерусалиме, Каире и Александрии и обсуждение с восточными патриархами предпосылок к созыву в Москве всемирной конференции христианских церквей.
Совет также информировал, что в настоящее время (март 1945 года), на основе достигнутого соглашения между Синодом Русской Православной Церкви и церковной делегацией от митрополита всея Америки и Феофила, в США командируется архиепископ Ярославский и Ростовский Алексий, на которого возложено провести в США в мае–июне 1945 года всеамериканский православный Собор. При успешной реализации задуманного «Московская патриархия будет иметь в Америке свою епархию (экзархат), в составе 370 церквей, вместо 12-ти сейчас находящихся в юрисдикции Московской Патриархии».
Зарубежные иерархи должны стать союзниками
Как сказано в документе, Совет планирует и далее уделять внимание назначению и поддержке в зарубежных странах иерархов, дружественно настроенных к Московской патриархии. Карпов предлагает ускорить приезд из Парижа в Москву митрополита Евлогия, экзарха вселенского патриарха по всей Европе и высказывающего желание перейти в юрисдикцию Московской патриархии. «Если соглашение состоится, то Московская патриархия будет иметь только во Франции 57 церквей и, кроме того, отдельные церкви в Англии, Чехословакии, Швеции, Австралии, в Алжире и Марокко…», – поясняет свои намерения Председатель Совета.
В документе фигурируют и другие имена зарубежных церковнослужителей. Так, в Москву из Парижа планировалось пригласить игумена Стефана (Светозарова), возглавляющего во Франции четыре православных прихода «патриаршей ориентации» и протоиерея Николая Лосского, возглавлявшего в Париже подворье и братства святого Фотия. По сведениям Совета, оба они письменно выразили желание воссоединения с Русской Православной Церковью, что должно было также способствовать усилению ее влияния, а значит работало на престиж СССР.
Было ли сотрудничество в этом вопросе Церкви и правительства равноправным? Конечно, нет. Куда ехать церковным иерархам, с кем общаться, иногда даже что говорить в выступлениях – все это определял Совет, согласовывая наиболее важные моменты с правительством и Министерством госбезопасности.
Продолжая движение к своей глобальной цели – путем укрепления позиций Православной Церкви в целом и Московского Патриархата в частности повысить имидж СССР – Совет инициирует проведение в Москве всемирной конференции христианских (некатолических) церквей, с участием в том числе многих неправославных церквей (старообрядческих, протестантских и др.). Повесткой, разумеется, должны были стать протестные заявления собравшихся претензиям Ватикана на руководящее мировое значение.
На конференции должны были прозвучать доклады: о несостоятельности католических догматов о непогрешимости Папы Римского и бытности его наместником Христа на земле; о фашизме как антихристианской доктрине; о профашистской и антидемократической линии Ватикана в довоенные годы; о единодушии русской и восточных православных церквей, а также англиканских и других неправославных церквей в борьбе с фашистскими угнетателями – и прочие.
Георгий Карпов понимал, что, если правительство его план работы одобрит, Русскую Церковь, как институт внутри страны, необходимо усиливать, и предложил к тому ряд мер. В первую очередь, создать при Синоде Русской Православной Церкви миссионерский совет, который будет заниматься братствами и миссиями. Для восполнения кадрового дефицита открыть, по типу московских пастырско-богословских курсов, такие же курсы в Ленинграде, Киеве, Минске, Луцке, Львове и Ставрополе. Для изготовления богослужебных книг и других изданий Московской Патриархии и Синода, а также в связи с расширением миссионерской деятельности за границей, разрешить Московской Патриархии иметь свою типографию на один печатный станок. И наконец предоставить в Москве для сербской, грузинской, антиохийской и александрийской Церквей по одной церкви в качестве подворий.
Почему планы остались планами
Предложения председателя Совета были представлены в правительство 15 марта 1945 года, а 17 марта Иосиф Сталин их одобрил, поставив под документом свою резолюцию. Несмотря на это лишь малая толика того, что было запланировано в рамках совместной международной деятельности государства и Церкви, была воплощена в жизнь.
Причину того, что сотрудничество правительства СССР и Церкви в международном вопросе получилось мало эффективным, церковные историки видят отчасти в том, что политика Сталина на сближение с Церковью не получила поддержку ни в среде партийной элиты, ни от управленцев на местах. Грандиозные планы Иосифа Виссарионовича сделать Москву центром православного мира, противостоящего антикоммунистическому Ватикану, реализовать не удалось. А при разочаровании Сталина в этих планах политика «потепления» в отношении к религии в СССР в скором времени сошла на нет.
Да и в целом, если не брать в расчет субъективный фактор… При изучении архивных документов – переписки Совета с ведомствами различных уровней – во многих решениях и высказываниях читается непоследовательность церковной политики советского государства. С одной стороны, ждали от Московского Патриархата успешных шагов для повышения авторитета СССР на международной арене, с другой – панически боялись роста влияния Русской Православной Церкви и повышения религиозности населения в собственной стране. В отчетах и докладах как областных уполномоченных Совета, так и его руководителя эти опасения настойчиво звучат уже с 1944-го года.
По материалам ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 29. Л. 144–145
Автор: Евгения Карезина
В материале использованы фото из альбома «Поместный собор Русской Православной Церкви 1945» с фотографиями Георгия Петрусова