![](http://rusmartyrxx.ru/wp-content/uploads/2022/09/lavra-v-gody-smuty-300x225.jpg)
К 1940 году на территории РСФСР не было ни одной действующей обители: советская власть смела в стране остатки общежительного монашества. Лишь временно, в годы войны, на оккупированных территориях возникло около 40 монастырей. Но уже в 1944–1945 годах местные власти вновь стали отбирать у монахов земли и помещения. Впрочем, эта тенденция не получила развития. Уже 29 мая 1946 года было принято постановление Совета Министров СССР «О православных монастырях», в котором изъятые земли и здания, занятые предприятиями и учреждениями, предлагалось вернуть Церкви. Этот процесс коснулся и мощей угодников Божиих, бывших магнитом и скрепой для многих обителей.
В отчетах уполномоченных по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров СССР за 1946 год, хранящихся в Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 119. Л.84–91, ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 118. Л. 95–100), содержатся ценные сведения о состоянии и деятельности обителей, которые с трудом преодолевали физическое разорение, с трудом собирали тех, кто еще представлял духовный опыт, евангельскую «соль земли».
Возвращение лавры
Лакмусовой бумажкой состояния монашества в СССР была Свято-Троицкая Сергиева лавра. На нее равнялись, происходившее в ней рассматривалось зачастую как общецерковный прецедент. Именно так было в 1946 году, когда Пасха стала для этого сердца русского монашества знаменем возрождения. 20 апреля здесь совершили первую после 1919 года Божественную литургию. Прежде музей, во время войны — оборонительный центр, теперь лавра преподобного Сергия вновь становилась монастырем.
![](http://rusmartyrxx.ru/wp-content/uploads/2022/09/sbros-kolokolov-v-lavre-204x300.jpg)
Передача здания Успенского собора в ведение Патриархии состоялась 15 мая 1946 года по распоряжению Совета министров СССР от 3 апреля, а уже 27 октября того же года (распоряжением от 5 апреля 1946 г. № 11895-рс) лавре вернули помещения большой и малой трапезной с бывшей Сергиевской церковью, колокольню при Успенском соборе, храм в честь преподобного Михея Радонежского и часовню с источником около Успенского собора.
В выписке из информотчета уполномоченного по Московской области Трушина читаем:
«В настоящее время на территории Троице-Сергиевской лавры функционирует мужской монастырь, где зарегистрировано 17 священнослужителей, а вся братия монастыря состоит из 21 чел., из них: архимандритов — 6, иеромонахов — 5, игуменов — 3, иеродиаконов — 2, священников — 1, монахов — 1, послушников —3»(ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 119. Л. 84–91). Только вдумайтесь в эти цифры!В стране, где духовенство систематически уничтожалось, с изволения властей в едином месте была собрана хоть и не столь многочисленная, как до революции (более 400 монахов в 1910-е годы), но уже братия. Каждая личность была поистине на вес золота.
«Все члены братии (за исключением наместника архимандрита Иоанна(Разумова) — авт.), — уточняет Трушин, — находятся в лавре на разных правах. Все виды службы проводятся силами монахов, то есть каждый монах помимо церковной службы выполняет другую работу, как, например, сторожа, уборщика, столяра, свечника, ризничного, эконома и др. виды работы. Члены братии за несение службы в лавре денежное вознаграждение не получают. Питанием и одеждой обеспечиваются за счет лавры».
Следовательно, братство, основанное преподобным Сергием, возрождалось именно в общежительных традициях, не как объединение своекошных иноков, наспех собранных из осколков монашества.
По мнению советских администраторов, «режим и распорядок в лавре поддерживается монастырский». Уполномоченный скрупулезно фиксирует богослужебный график:«В настоящее время служба происходит в Трапезной церкви. Там же находятся и мощи Сергея Радонежского. Богослужение производится ежедневно четыре раза, то есть в 6–7 часов ранняя обедня, в 8–10 часов — поздняя, в 17–18 часов — всенощная и 20–21 час —вечерня».
Кстати, доступ к мощам преподобного был открыт с 6 до 24 часов без перерыва. И люди потянулись.
«В церковные праздники на богослужение в Троице-Сергиевскую лавру приезжают богомольцы не только из г. Москвы и окрестных сел, но и из других городов, как, например, из Александрова, Иваново, Калинина и т.д.», — отмечается в отчете. Причем паломничество носит сезонный характер: «Если летом за каждой службой было в будни от 100 до 200 человек, в воскресенье — от 1500 до 2000, в церковные праздники — от 4000 до 6000 чел., то в настоящее время бывает в будни от 50 до 100 человек, в воскресенье — 1000–1500, в церковные праздники — от 3000 до 4000 человек». Цифры вполне соотносимые с современной посещаемостью храмов.
Магнитом для верующих была не только всенародно чтимая святыня — мощи «игумена земли русской», но и собственно возрождаемое монастырское благолепие.
«В воскресные дни и церковные праздники служба сопровождается мужским хором в количестве 15–20 человек. Певчие получают вознаграждение за каждую службу. А всего в течение месяца последним выплачивается 15–20 тыс. рублей».
Конечно, главный интерес контролирующего органа представляла экономическая деятельность богатейшей некогда лавры. Ничего противоречащего принципам социалистического хозяйствования при этом усмотрено не было:
«Доход лавры складывается главным образом от продажи свечей, затем тарелочного сбора и т.п. Доходность каждый месяц бывает разная, так, например, в летние месяцы составляла от 300 до 400 тыс. рублей, в зимние месяцы — от 150 до 200 рублей.Доходы лавры распределяются на следующие нужды: ремонт и реставрацию зданий, на содержание братии (питание, одежда и т.п.), содержание хора певчих, на покупку свечей, масла, вина и др. виды расхода».
А средства требовались, и немалые. После передачи первых же объектов лавры Московская патриархия сразу приступила к ремонту и реставрации.
«На здании Успенского собора была полностью перекрыта и покрашена кровля, сделаны водосточные трубы. На главном куполе поставлен крест. Фасад здания был оштукатурен и побелен. Произведено остекление окон и дверей. Реставрирована живопись трех крылец. Переведено электричество и т.д. — на что затрачено около 1000000 рублей, — докладывает Трушин. — В трапезной церкви была сделана промывка живописи. Сделаны и остеклены оконные и дверные переплеты. Установлен иконостас. Поделано 5 голландских печей и 1 — калориферная. Помещение электрифицировано, — на что затрачено было ½ миллиона рублей. Отремонтировано несколько комнат для братии. На ремонт и реставрацию всех объектов, переданных в ведение Московской патриархии, израсходовано около 2 миллионов рублей».
При этом источники дохода лавры искусственно ограничивались: «Исполнение треб верующих (крещение, браки, отпевание умерших и т.п.) в Успенском соборе не производится. Исполнение треб на дому у верующих священнослужителям запрещается». Советская власть не могла допустить уверенной экономической состоятельности Церкви.
Не только Русь
Знамя монашеского возрождения быстро подхватили по всей советской стране. Пример Троице-Сергиевой лавры вдохновил остатки иноческого рассеяния подавать ходатайства о возобновлении обителей. Удивительно, как быстро это произошло и насколько далеко распространился импульс. В Совет по делам Русской Православной Церкви стекаются отчеты с мест:
«Казахская ССР. Архиепископ Николай стремится восстановить прежний монастырь и превратить это «святое место» в паломничество. Туркменская ССР. В ноябре мес. из Совета ко мне поступило ходатайство бывшей игумении женского Ашхабадского монастыря Александрины и казначея этого монастыря Стрельцовой об открытии в г. Ашхабаде женского монастыря. Вопрос этот будет представлен на рассмотрение Совета Министров Туркменской ССР в январе мес. 1947 г.» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 119. Л.84-91).
«Чувашская АССР. «В августе месяце с. г. поступило заявление, подписанное 30 «ревнителями-христианами» об открытии бывшего Каршлыхского монастыря Сундырского района. Из беседы с ходоками можно понять, что в окрестных селениях вокруг бывшего Каршлыхского монастыря проживает порядочное количество монахов, желающих вновь обосноваться на старом месте. Они подняли вопрос об открытии монастыря и смелее начали действовать после того, как под Москвой открылась Троице-Сергиевская лавра». (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 118. Л. 95–100).
За действиями святителя Луки (Войно-Ясенецкого) следили особенно тщательно, а потому зафиксировано его обращение к уполномоченному Совета по Крымской области по вопросу «о сборе всех находящихся в Крыму монашек в одно место».
Совет по делам Церкви следил как за процессом ходатайства об открытии обителей, так и за реакцией местных властей на это. В том же 1946 году по итогам отчета за III квартал уполномоченный строго напоминает местному исполнителю:
«Латвийская ССР. В информационном отчете тов. Смирнов ограничился только сообщением об увеличении числа монашествующих, между тем по этому вопросу необходимо давать Совету более полные сведения. Предложено представить Совету сведения о выполнении решения Совета Министров СССР от 29.II-46 г. «О православных монастырях». «По вопросу о Тюхтенском (Пюхтицком — авт.) монастыре, — читаем в другом месте, — Вам предлагается информировать Совет о фактической передаче здания гостиницы и о разрешении земельного вопроса в Министерстве земледелия ЭССР». «Ровенская область (т. Марута). О монастырях даны краткие сведения, но ничего не сказано, что сделано Облисполкомом в части выполнения постановления Совета Министров СССР от 29. V-46 г. № 1130-463с и Совета Министров УССР от 12.VIII-46 г. № 1414-78 «О православных монастырях» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 118. Л. 95–100).
![](http://rusmartyrxx.ru/wp-content/uploads/2022/09/pyuhticzkij-monastyr.-estoniya-300x225.jpg)
Ни одна пядь монастырской земли, ни одна единица имущества не могли укрыться от внимательного взора сверху. Процесс возвращения церковной собственности затянется в стране на долгие десятилетия и переживет сам СССР — страну, в которой государство одним революционным декретом присвоило себе то, что обреталось Церковью столетиями. Однако для обратного процесса одного постановления правительства от 26 февраля 1946 года оказалось мало — потребовался долгий анализ правоприменительной практики.
Текст: Надежда Барулина