Telegram

О «ПРИСПОСОБЛЕНЧЕСТВЕ ХИТРЫХ ЦЕРКОВНИКОВ»

Читая серьезные документы

Из архивной правительственной переписки, открытой в рамках нашего проекта, все больше узнаем о взаимоотношениях пролетарского государства с церковной общественностью. В сухих канцелярских текстах предстают драматические картины выживания Церкви в тесных объятиях еще совсем недавно непримиримого идеологического врага. Но жизнь есть жизнь, и даже среди таких документов попадаются такие, что не только наводят на размышления, но и вызывают невольную улыбку.

Пример «мягкой» антирелигиозной агитации в советской прессе более позднего периода

Подозрительные друзья советской власти

19 ноября 1949 года Председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР (далее – Совета) Георгий Карпов направил в отдел пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) отчет «о формах взаимодействия государственных органов и Церкви» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 454. Л. 77– 80). Несколько его разделов, составленные  заместителями председателя Совета Сергеем Белышевым  и Георгием Уткиным, особо показательны.

«О формах приспособленчества церкви и духовенства к советской деятельности.

  1. Стремление сблизить церковь с советским государством и его органами на местах, добиться признания полезности церковной деятельности для государства и признания духовенства «своими людьми» в советском обществе – в этом направлении идет приспособленчество церкви к государству и советской действительности.
  2. Тенденция выступать с проповедями о замечательных людях прошлого и настоящего, отмечать в церквах исторические даты и революционные праздники.
  3. Предложения со стороны духовенства об оказании помощи в пропагандистской работе, выступления с докладами или приветствиями в дни гражданских праздников. Так, в день празднования 30-летия Великой Октябрьской революции в клубе с. Мелос Ишуткинского района Куйбышевской области во время торжественного заседания после доклада по просьбе священника Левитского ему было предоставлено слово для выступления, в котором он поздравлял с 30-летием Октябрьской революции и «охарактеризовал этапы существования советского государства».
  4. Молебны в дни гражданских праздников (юбилейные даты, День Конституции и т.д.) и помещение в «Журнале патриархии статей к дню 8 Марта, к Дню Конституции, к Дню Советской Армии и т.д.).
  5. В отдельных местах попытки создать из групп верующих бригады для выполнения тех или других работ: дровозаготовка, лесонасаждение, уборка урожая и т.п..

 Г. Уткин»

Фрагмент отчета Г. Г. Карпова

«Своими не считать!»

 Почему же сближение Церкви с Советским государством и советской действительностью так беспокоит партийные органы? Что провокационного в утверждении, что Церковь всегда стояла на защите интересов Родины? Четыре года как закончилась война, в ходе которой РПЦ проявила свой патриотизм молитвой, делами своих иерархов и героизмом миллионов верующих.

Бдительного чиновника смущает факт помощи бригадами «из групп верующих» в уборке урожая. А как и кому это могло нанести вред?

В докладе Уткина проскользнула небольшая, но крайне выразительная деталь – во фразе о признании духовенства «своими людьми» эти слова заключены в кавычки. Ответственный деятель Совета  и мысли не допускает о том, что духовенство действительно равноправная и уважаемая часть населения. Вряд ли он демонстрирует только собственное отношение к «чужим». К 1949 году все больше ходатайств верующих об открытии храмов снова отклоняются, появляются случаи закрытия ранее открытых церквей.

В связи с этим у нас удивление (а тогда у контролеров Церкви – насмешку) вызывает стремление отдельных пастырей к сближению с властью любой ценой. Уткин не приводит цитат из выступления священника Левитского из села Мелос. Остается загадкой, как батюшке, поздравляющему паству с 30-летием Октябрьской революции, удалось подобрать нужные для этого слова и избежать глубокого внутреннего конфликта. Можно, конечно, рассуждать о близости революционных идей христианскому учению. Но, как ни пытайся, трудно оправдать революционные методы, жертвами которого стали миллионы верующих.

«Чего только не придумают для усиления религиозности!»

В информации второго докладчика чувствуется, как  беспокойство по поводу роста воздействия РПЦ на народные массы у товарища Белышева нарастает до предела:.

«Об усилении влияния Церкви на население

В целях усиления влияния церкви церковниками предпринимается целый ряд мероприятий, направленных на укрепление своего положения и усиление религиозности.

  1. Для привлечения большого количества молящихся в храмы церковники практикуют устройство пышных церковных богослужений с участием большого количества священнослужителей. Так, в Гродненской области в сентябре м-це с.г. в традиционный праздник церкви в деревне Раковичах Щучинского района были приглашены из других приходов 5 чел. священников и на церковной службе присутствовало около 2000 человек. Священник церкви г. Витебска Мороз на торжественную службу к ожидаемому приезду архиепископа Питирима в день престольного праздника «Казанскую» предполагал собрать все духовенство области и пригласить отдельных священников из других областей Белоруссии.
  1. В ряде церквей создаются хорошо организованные большие церковные хоры с привлечением хористов с хорошими голосами, а в отдельных случаях даже артистов. Так, например, в Петропавловской церкви в г. Куйбышеве постоянный хор состоит из 36 певцов, в числе которых 1 артист и 3 артистки Куйбышевской оперы и филармонии; несколько певчих имеют специальное музыкальное образование (1947 год). На содержание церковных хоров расходуются большие средства.
  1. Правящие епископы некоторых епархий практиковали до специальных указаний патриарха выезды по церквам, обставляя эти выезды торжественными встречами и проводами. Так, в 1947 году во время приезда епископа Ташкентского и Средне-Азиатского Гурия в города Фрунзе и Пржевальск большая группа верующих с певчими и духовенством встречала и провожала Гурия. Епископы выезжают с большой свитой и проводят торжественные архиерейские богослужения. Такая «помпезность» при выездах епископов имела место в Кировоградской, Новосибирской и других областях.
  2. В некоторых епархиях (Узбекская ССР, Одесская область) устраивались в помещении храмов во внебогослужебное время духовные концерты, привлекавшие большое количество не только верующих, но и любопытных граждан.
  3. Привлечение церковниками внимания к церкви достигается также путем украшения храмов. Для этой цели расходуются большие средства на реставрацию живописи, художественную отделку иконостасов, внешний и внутренний ремонт храмов и т.д.
  4. Для привлечения большого количества молящихся в храмы с целью увеличения доходности духовенство, в отступление от ранее принятых порядков богослужений, практикует во время церковных служб общее пение молитв, когда все присутствующие в храме вместе с церковным хором поют некоторые молитвы. Это создает известный религиозный подъем, а также способствует заучиванию текста молитв для тех, кто их плохо знает или не знает вовсе.
  5. Были попытки со стороны отдельных священнослужителей передавать церковные службы по радио, но это не было разрешено.

С. Белышев»

Изощренная пропаганда или возрождение традиций? Да, беспокойство чиновника небезосновательно. И торжественность богослужений, и прекрасное пение, и  живопись – все это действительно пробуждает высокий духовный подъем религиозных чувств, которые стараниями соратников Белышева были, казалось бы, истреблены. Действительно, обидно.

Претензии к «церковникам» обнаруживают в представителе Совета по делам Церкви такое слабое представление о предмете своей деятельности, что звучат порой комично. Бывшему сотруднику НКВД, видимо, трудно предположить, что не в каких-то вражеских происках дело, а в том, что в России верующие отдавали Богу все свое самое лучшее и дорогое. Что русская культура веками питалась православной духовностью: для храмов и богослужений считали за честь трудиться знаменитые художники, композиторы и певцы. Что обычай общего песнопения у христиан возник еще при жизни Спасителя…

Каждая конфетка для сирот – на вооружение

Особую озабоченность деятелей Совета вызывают любые попытки религиозного влияния «церковников» на детей и молодежь. В разделе доклада «Способы вовлечения детей и молодежи в церковь» к таковым отнесены не только, например, посещение священниками школ, где они  беседуют с детьми и участвуют в родительских собраниях (одного уважаемого батюшку из г. Архангельска даже избирают в «Комсод» (Комитет содействия школе)), но и обычная внутрицерковная деятельность – проповеди, беседы, молебны на начало учебного года.

В качестве «способов привлечения» в докладе фигурируют и такие чисто человеческие проявления как одаривание детей лакомствами и гостинцами, помощь детям-сиротам.

Перефразируя поэтический шедевр, хочется сказать: «Все это было бы смешно, когда бы не было так страшно!» Отчего же страшно? Не оттого ли, что в изученных документах наглядно показано, каким на деле было сотрудничество власти и Церкви в период так называемой церковной оттепели. Оно было пропитано недоверием и недоброжелательством к церковному сообществу со стороны тех, кто должен его не только контролировать, но и защищать.

Оставалось не так много времени до того, как ростки неприязни вымахают в буйную поросль новых гонений на Православную Церковь.

  Автор: Вера Крюкова