Telegram

НЕТОНКИЙ НАМЕК

Чем закончилась попытка уход из жизни Сербского Патриарха использовать в целях политической пропаганды

 

О сложных отношениях между Советской Югославией и СССР в послевоенный период мы уже писали, в частности, обращая внимание на то, что противостояние двух режимов и их лидеров не могло не затронуть иерархов Церквей этих стран. В продолжение темы отметим, что, неся свое служение в многонациональной стране, где межрелигиозные конфликты осложнялись политическими проблемами, Патриарх Сербский Гавриил как-то умудрялся сохранять дружественную позицию по отношению и к Матери-Церкви, и к Советскому Союзу. Его уход из жизни 7 мая 1950 года вызвал разную реакцию в политических кругах. И даже попытку использовать печальное событие с особой выгодой.

Не просто соболезнование

Сообщив в правительство о кончине Сербского иерарха, председатель Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР (далее – Совет) Георгий Карпов попросил согласовать текст соболезнования, которое Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский) намеревался направить Синоду Сербской Православной Церкви, что и осуществил в отправленной 9 мая 1950 года телеграмме:

 «Со скорбью принял печальную весть о кончине святейшего патриарха Гавриила, верного друга Русской церкви и русского народа. От лица нашего священного Синода и своего выражаю Синоду, епископату, духовенству и всем верным чадам Сербской православной церкви братское соболезнование. Русская церковь возносит молитвы всевышнему о упокоении души его» (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 605. Л. 15-16).

Решение отправить эту дружественную ноту в адрес страны, с лидером которой председатель Совета Министров СССР Иосиф Сталин состоял в непримиримом конфликте, чиновник пояснил так: «Совету известно, что патриарх Гавриил не был сторонником режима Тито, отказался официально заявить о признании его, а также согласиться на автокефалию Македонской церкви, на чем настаивали титовцы» (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 605. Л. 14).

Этим, соблюдением между братскими Церквями принятого во внешних отношениях церемониала советские дипломаты и ограничились бы, и о почившем патриархе в СССР благополучно бы забыли. Однако тема получила неожиданное развитие.

Помогли ли уйти Патриарху?

Напомню, что печальное для югославских верующих событие произошло как раз в разгар жесткого противостояния лидеров двух социалистических государств. Самому Карпову ли, его ли помощникам принадлежала идея воспользоваться смертью главы Сербской Церкви в целях пропаганды – об этом в архивной правительственной переписке сведений нет. Зато сохранился текст произведения этого оригинального жанра – политической агитки за подписью С. Константиновича. Рискну предположить, этим псевдонимом подписался заместитель председателя Совета по делам РПЦ Сергей Константинович Белышев. Надо полагать, что статья была подготовлена по инициативе Карпова с целью показать деятельность Совета в части расширения сферы влияния и деятельности Русской Православной Церкви заграницей с лучшей стороны.

Очередное преступление Тито

В газете «Известия» за 11 мая 1950 года помещено сообщение о том, что 7 мая с.г. неожиданно умер патриарх сербской православной церкви Гавриил. За этой небольшой и, казалось бы, обычной заметкой кроется нечто большее, раскрывающее новые преступления клики Тито… Чувствуется, что «земля под ним горит». Тито – это доктор провокаций, магистр угнетения, кандидат международной реакции, как его окрестили свободолюбивые народы Югославии, и чемпион вероломства и рекордсмен предательства … не видит иного пути для того, чтобы оттянуть свой неизбежный позорный конец, как жестокая расправа и физическое уничтожение всех неугодных ему лиц.

Не избежала этой участи и православная церковь в Югославии. Сотни православных священников арестовываются и уничтожаются. Осужден на 11 лет священник Алексей Крыжко, на 8 лет осужден священник Родзянко Владимир, протоиерея Владислава Наклюдова повесили в тюрьме. Перед смертью его спровоцировали: накануне суда привезли в Белградскую тюрьму, поместили в отдельную, хорошо оборудованную камеру и заявили, что он будет освобожден. Под этим предлогом у него взяли заявление, что он ничего не имеет против органов УДБ (титовская охранка), предложили написать письмо жене для выполнения формальностей с освобождением, а после этого повесили, заявив официально, что заключенный Неклюдов покончил жизнь самоубийством. Палачи отлично понимали, что им нельзя было допустить до суда истерзанного и изуродованного бесконечными пытками в застенках УДВ безвинного человека, вина которого состояла лишь в том, что он был русский.

Титовцы делают все для того, чтобы вытравить в сознании народа дружественное отношение к Советскому Союзу и привить ненависть ко всему русскому…

У страха глаза велики – гласит мудрая народная пословица, поэтому неудивительно, что югославский фюрер боится православной церкви в Югославии, которая вместе с югославским народом не одобряет фашистского режима, установленного титовской кликой. Больше всего пугало Тито, что покойный патриарх Гавриил был искренним другом Московского патриарха и тоже не одобрял фашистского титовского режима.

Представитель югославского правительства генерал Джурич… заявлял патриарху Гавриилу, что югославское правительство проводит определенную линию в отношении Советского Союза и что в связи с этим наступило время ему, патриарху Гавриилу, определить свое отношение к Московской Патриархии и выступить с поддержкой политики югославского правительства, как это сделали некоторые отдельные священники православной церкви Сербии. Эти священники состоят в так называемом «Союзе православных священников», который создан в противовес Синоду православной церкви Югославии и является не чем иным как отделением УДБ…

«Союз православных священников», руководителем которого является агент УДБ священник Смолянич, принял резолюцию, осуждающую информбюро, которая была написана в УДБ, о чем Смолянич лично рассказал патриарху Гавриилу. От патриарха Гавриила всякими путями, вплоть до угроз, добивались принятия Синодом сербской православной церкви такой же резолюции, направленной против Информбюро.

Однако патриарх Гавриил нашел в себе достаточно мужества отклонить это гнусное предложение и заявить, что «осудить Информбюро значит осудить Россию, Советский Союз, Московскую патриархию».

«Мы знаем, — сказал патриарх Гавриил, — что Сербская православная церковь в течение веков существовала только благодаря помощи Русской Православной Церкви. Все наши храмы были построены при помощи Русской Православной Церкви, и мы ей за это можем быть только многим и многим обязаны»…

В свете этих фактов неожиданная смерть сербского патриарха Гавриила не является столь уже неожиданной. Эта смерть развязала руки клике Тито для того, чтобы поставить во главе сербской православной церкви своего послушного человека и использовать ее в своих преступных целях. Только вряд ли это удастся, так как простой верующий народ Югославии, проливавший кровь за свое освобождение, давно понял, какому богу служит предатель – иуда Тито и откуда и за что получает долларовые сребреники. «Сколько бы веревочке ни виться, а конец будет», – гласит пословица, и этот конец будет туго затянут на шее предателя! С. Константинович» (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 605. Л. 26-30).

Перестарались?

Серьезные обвинения, хоть во многом и заслуженные. И высказанный здесь намек настолько прозрачен, что его можно счесть открытым заявлением о том, что охранка Тито расправилась не только с русскими священниками, но и собственным Патриархом, имевшим неосторожность поддерживать Русскую Православную Церковь, а в ее лице Советский Союз.

О том, была ли эта статья опубликована в центральных советских газетах, точных сведений нет. Скорее всего, текст так и остался в проекте и как будто специально для нас сохранился в архивах – для наглядного подтверждения того, как чувства верующих становились разменной монетой в интересах политической борьбы.

Тон статьи грубый, не достойный пера высокопоставленного чиновника. Текст переполнен откровенной бранью в адрес югославского лидера, недавнего соратника Сталина по борьбе с фашистами. К тому же Белышев в данном случае выходит за рамки своей служебной деятельности по контролю за делами Русской Православной Церкви. Не зря предполагалось напечатать материал под псевдонимом. И не удивительно, что вышестоящие товарищи, может, и соглашаясь с высказанными обвинениями, все же не одобрили инициативу руководства Совета: слишком уж топорно она осуществлялась.

А вот как прозвучало искреннее сожаление

Совсем в другом ключе написана статья-некролог протоиерея Иоанна Сокаля, опубликованная в майском Журнале Московской Патриархии (№5, 1950 г.). Священник также отмечает, что покойный Патриарх не одобрял политику Тито, но излагает материал совсем в ином тоне:

«Неожиданная кончина Патриарха Сербского Гавриила преисполнила скорбью сердца верующих православных сербов, и не только сербов, но и нас, русских людей, имевших с ним общение… Лично видел его в последний раз накануне своего отъезда на Родину, 23 февраля 1950 г… Он принял меня в своей летней резиденции, где пребывал на лечении. В двухчасовой беседе по многим церковно-политическим вопросам, касающимся нашей современности, он между прочим сказал, что совершенно не одобряет политики югославского правительства. «Я, — говорил он, — был в течение нескольких лет на Западе и убедился, что ни одна из западных держав не может быть к нам (сербам – Ред.) расположена. Мы им нужны лишь как материал для эксплуатации и как средство для достижения их агрессивных стремлений. Никогда и ни в чем они нам не помогут и не поддержат, и напрасно наши власти уповают на них. Это — мое глубокое убеждение, и я всем это говорю. Единственная наша опора и надежда — это, как называли наши старики, «майка Русия». Кроме нее нам нет ни помощи, ни защиты ни в ком…

В церковном отношении всем русским приходам (на территории Югославии – Ред.) предоставлялась полная возможность служить по своему уставу и жить по своему русскому укладу. Он очень резко осуждал всякое стремление в русской заграничной среде к отделению от Матери-Церкви и был нашим другом. И если в некоторых случаях не выявлял своих искренних чувств, то делал он это иногда под влиянием окружающей среды, считаясь с создавшейся обстановкой».

Знал ли автор некролога о том, что Патриарх Гавриил откровенно высказывался о гонениях на Православную Церковь и в других странах социалистического лагеря? Думается, знал, учитывая занимаемый принявшим советское гражданство отцом Иоанном пост благочинного русских приходов в Югославии. В любом случае в его словах читается искреннее сожаление о кончине сербского Предстоятеля и признание того, что отношения Сербского Патриарха к Русской Православной Церкви и российскому народу было неизменно дружественным. Мы же, читая сегодня предостережения Патриарха Гавриила об опасности, грозящей двум нашим странам со стороны Запада. можем лишь удивиться  в его прозорливости.

О сучках и бревнах

Но вернемся к написанной чиновником Совета статье и брошенным в адрес югославского лидера обвинениям. Объективно нет каких-либо оснований считать, что смерть Патриарха Гавриила на 70-м году жизни действительно произошла не по естественным причинам: человек был болен, неоднократно госпитализировался. Но в общем ключе приведенных фактов расправы Тито с православными священнослужителями можно допустить и другой вывод. И уж во всяком случае из всего вышесказанного мысль о том, что отношение вождя СФРЮ ускорило кончину Преосвященнейшего Гавриила, как-то сама приходит в голову, согласитесь? Как и вопрос: а так ли далеко Иосип Броз Тито в своих действиях ушел от бывшего союзника и собрата? Да, Иосиф Сталин единоличным решением открыл храмы и легализовал деятельность духовенства. Но, во-первых, давно ли? Или 1937 год уже не в счет? А во-вторых – разве означала наступившая оттепель в отношениях государства с Церковью свободу последней? Трудно вообразить, чтобы Сталин потерпел от высшего русского духовенства хоть какую-то самостоятельность суждений в вопросах государственной политики, подобную той, что югославский Патриарх позволял себе в условиях жесткой диктатуры Тито. Уж председателю ли Совета по делам РПЦ этого было не знать… Поэтому поневоле приходит в голову евангельское поучение Спасителя: «Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матф.7:4–5).

Автор: Евгения Карезина

Еще читайте по теме: «Иосиф против Иосипа»

«Задыхаясь в дружеских объятьях»