Telegram

НОВОМУЧЕНИКИ И ПОДВИЖНИКИ ПАВЛА КОРИНА

Люди ненаписанной картины

В мастерской художника Павла Корина стоит пустой холст, большой и даже огромный: почти 40 квадратных метров. Подготовленный для работы и не тронутый, как будто бы художник оставил нам какую-то загадку. Дал нам возможность подумать, заглянуть в этот белый холст, заглянуть в себя  куда-то еще, за горизонт нашего внутреннего пространства.

В искусстве многие вещи необъяснимым образом становятся самостоятельными, не зависят от воли творца. Возможно и сам творец – не всегда действует по собственной воле. Искусство духовно по своей сути, им движет необъяснимая сила, в нем часто действует настоящий Творец – Бог. Это Его разговор с человеком, который остается в произведении искусства как поданный знак. Таким знаком и является композиция портретов православных верующих различных слоев русского общества, расставленная на фоне огромного пустого белого холста.

Вместо монументальной картины, по своему эпическому замыслу и просто по размеру сопоставимой с картиной С. Иванова «Явление Христа народу» Корин создает небольшой эскиз композиции. Его персонажи помещены в интерьере Успенского собора Московского Кремля. И хотя некоторые из них очевидным образом никогда там не были, это совершенно не интересует художника. Эти люди для него представляют нечто единое, на столько слитное и органичное, что не создается никакого диссонанса в соседстве столь разных в социальном отношении фигур. Подчеркнуть это важное для него органическое сочетание собравшихся в храме людей и был призван последний и единственный достаточно точно проработанный эскиз картины.

Все дело – в людях!

  1. Митрополит Трифон (Туркестанов)

Митрополит Трифон (Борис Петрович Туркестанов (Туркестаншвили) был широко почитаем народом как подвижник, проповедник и духовной наставник. Митрополит Трифон был одним из первых среди духовных лиц, позировавших Корину для реквиема.

 Митрополита Павел Корин изображает в пламенеющем красном пасхальном облачении. Казалось, в своем молитвенном горени он прозревает то, что ожидает Россию впереди, что ожидает этого нового советского человека, который больше не нуждается в христианской морали.

С негласного благословения владыки Трифона православная Москва начинает позировать Корину для картины. 

 

По отцу он принадлежал к грузинскому княжескому роду, восходящему к XV веку; его прапрадед, князь Борис (Баадур) Панкратьевич Туркестанов, переселился из Грузии в Россию при Императоре Петре I (1689—1725).

В младенчестве Борис был очень слаб и часто болел. В одно время он так расхворался, что врачи не надеялись на его выздоровление, и тогда верующая мать прибегла к Врачу Небесному. Она любила молиться в церкви мученика Трифона, находившейся на окраине Москвы, и теперь стала просить святого мученика за своего малютку-сына, обещая, если он выздоровеет, посвятить его на служение Богу. После этого мальчик, будущий «Московский Злотоуст», как прозовут его в народе, стал быстро поправляться и скоро совсем выздоровел.

Член нескольких благотворительных учреждений, для нужд которых жертвовал свои личные средства, председатель Московского отделения попечительства о слепых, владыка Трифон вел научную работу, являлся действительным членом Московского Археологического института, автором проповедей, составителем молитв.

С началом Первой мировой войны владыка оставил должность викария Московской епархии и отправился на фронт в качестве полкового священника, совершал богослужения на линии огня, в окопах поддерживал солдат во время боя. Сохранился его фронтовой дневник первого периода, дающий достаточно ясное представление о жизни святителя на фронте, о его подвиге военного священника. Получив контузию и потеряв зрение одного глаза, он был вынужден вернуться в Москву и в 1916 году ушел на покой в Ново-Иерусалимский монастырь. Однако вскоре снова отправился на фонт и вернулся только в 1917 году. После революции жил в Москве в семьях своих родственников и духовных детей. Уже не занимался делами церковного управления, как ушедший на покой, но принимал участие в богослужениях во многих московских храмах. Во время обновленческого раскола поддерживал Патриарха Тихона. Скончался 14 июня 1934 года в Москве. Отпевали митрополита Трифона митрополит Сергий (Страгородский) в сослужении архиепископа Смоленского и Дорогобужского Серафима (Остроумова) и архиепископа Волоколамского Питирима (Крылова) в храме святых Адриана и Наталии, в котором владыка Трифон любил молиться и где находилась тогда чудотворная икона мученика Трифона.

Затем в сопровождении множества людей гроб с телом митрополита Трифона перевезли на Введенское (Немецкое) кладбище (могила на 23-м участке). Шёл сильный дождь, но собралось так много людей, что приходилось останавливать движение по пути следования процессии. Люди выходили из домов, машин, трамваев и спрашивали, кого хоронят.

 

  1. Патриарх Сергий (Страгородский)

Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Иван Николаевич Страгородский ) возглавлял Русскую Православную Церковь с 1943 по 1944 годы. Богослов, составитель акафистов, просветитель, является наиболее яркой и выдающейся личностью в сонме иерархов Нижегородской епархии советского периода. Именно ему, Промыслом Божиим, в труднейшие, переломные годы политической жизни в России, в период массовых репрессий, производимых новой властью в отношении духовенства, пришлось нести крест архипастырского служения как на Нижегородской (Горьковской) кафедре, так и в дальнейшем во главе Русской Православной Церкви. Это архипастырь, деятельность которого составила целую эпоху в истории российской Церкви Христовой.

Митрополит Сергий был воспитанником нижегородской школы. Будущий Патриарх родился 11 января (по старому стилю) 1867 года, в городе Арзамасе Нижегородской губернии, в семье потомственного протоиерея — Николая Иоанновича Страгородского. Род Страгородских с незапамятных времен принадлежал к духовному сословию. Первоначальное образование Иван Страгородский получил в приходском, а затем в Арзамасском духовном училище, где преподавал еще его дед, а впоследствии и отец. В 1886 году Иван Николаевич окончил Нижегородскую духовную семинарию по первому разряду и поступил в Петербургскую духовную академию, где на четвертом курсе принял иноческий постриг с именем Сергий (в честь преподобного Сергия, Валаамского чудотворца), а менее чем через три месяца, 21 апреля, его рукоположили во иеромонаха).

11 июня 1890 года он подал ректору Академии, епископу Антонию, заявление с просьбой отправить его на службу в состав Японской православной миссии. Вернувшись  в Россию архимандрит Сергий был официально определен ректором Петербургской духовной семинарии, а с октября того же года назначен инспектором Петербургской духовной академии. С 25 января 1901 года — ректор этой академии, положивший немало трудов на улучшение учебной и научной работы (его деятельность здесь продолжалась в течение шести лет).

Начиная с 6 мая 1911 года, владыка Сергий являлся постоянным членом Святейшего Синода, а в марте следующего года возглавил Предсоборное совещание при Синоде. В 1913 году на архиепископа Сергия были возложены обязанности управления еще двумя основными Синодальными ведомствами: полномочия председателя Миссионерского Совета (через два года по личной просьбе был освобожден) и Учебного Комитета. 6 мая 1915 года награжден орденом св. блгв. Александра Невского.

10 августа 1917 года Высокопреосвященный Сергий избран на новую архиерейскую кафедру, он становится архиепископом Владимирским и Шуйским. 28 ноября следует Указ Святейшего Патриарха Тихона об утверждении его на этой кафедре с возведением в сан митрополита.

Во время церковного раскола присоединился к обновленческому движению. Именно эта его ошибка, временное отпадение в обновленческий раскол, сыграла существенную роль во всех последующих событиях в жизни митрополита, будущего Патриарха Сергия и истории Русской Православной Церкви в целом. В 1924 году, после публичного покаяния, совершенного в старом соборе Донского монастыря, митрополит Сергий вместе с другими иерархами был принят в лоно Православной Русской Церкви Святейшим Патриархом Тихоном.Новым местом служения Сергия (Страгородского) была определена Нижегородская епархия, его родная земля

В Нижнем Новгороде митрополит Сергий поселился на квартире, которая размещалась в одном из корпусов на территории Крестовоздвиженского женского монастыря. После закрытия монастыря в 1919 году монахини, бывшие его насельницы, вынуждены были называться «трудовой артелью» и взять здания своей обители в аренду. В 1923 году им пришлось соединиться с приходской общиной, срочно созданной вокруг монастыря, чтобы власти не изъяли помещения под детсад. 347 монахинь подали заявления о вхождении в «общину верующих при Крестовоздвиженском монастыре», а 27 апреля 1923 года был зарегистрирован Устав Крестовоздвиженского автономного православного общества при б. Крестовоздвиженском монастыре и кладбище Нижнего Новгорода, объединяющего жителей улиц Б. Покровской, Б. Ямской, Крестовоздвиженской и улицы Белинского. При этой приходской общине и состоял «служителем культа» митрополит Сергий (Страгородский) с 1924 года по 1 октября 1926 года.

После кончины Патриарха Тихона Русскую Православную Церковь возглавил Патриарший местоблюститель – митрополит Петр (Полянский). Но вскоре тот был арестован, и обязанности легли на митрополита Сергия – заместителя местоблюстителя.

В ноябре 1926 года арестовали (уже в третий раз) и митрополита Сергия за участие в организации нелегальных выборов Патриарха.

В 1927 году митрополит Сергий, пытаясь защитить Церковь, издал декларацию, в которой подчеркивал необходимость «показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашими Советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и правительством». Представители русского духовенства неоднозначно приняли декларацию, некоторые в знак протеста возвращали ее экземпляры митрополиту Сергию.

Во время Великой Отечественной войны митрополит Сергий (на тот момент Патриарший местоблюститель) призывал верующих к борьбе с фашизмом.

В 1943 году, через 18 лет после кончины Патриарха Тихона, состоялся Архиерейский собор, на котором Патриархом Московским и всея Руси был единодушно избран митрополит Сергий.

В 1944 году он скончался. Отпевание происходило в Московском Патриаршем Богоявленском соборе, при участии митрополитов Алексия, Николая и Иоанна, одиннадцати епископов и свыше ста представителей московского духовенства. Большая траурная церковная процессия с гробом и хоругвями обошла вокруг собора, после чего тут же, в Никольском приделе собора, было совершено погребение скончавшегося на 78-м году жизни Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Сергия.

На портрете-этюде 1937 года Корин пишет его еще в сане митрополита. В общем эскизе картины изображен уже Патриархом и помещен рядом с Патриархом Тихоном.

 

  1. Арсений (Стадницкий)

Митрополит Новгородский и Старорусский Арсений (Авксентий Георгиевич Стадницкий) родился 22 января 1862 года, в селе Комарово Хотинского уезда Кишиневской губернии в семье сельского священника. Родом был молдаванин. В 1880 году окончил Кишиневскую духовную семинарию и был назначен учителем Единецкого духовного училища. Высшее образование получил в Киевской духовной академии, которую окончил в 1885 году со степенью кандидата богословия и со званием магистранта. В 1895 году назначен инспектором Новгородской духовной семинарии и, по принятии монашества 30 декабря, рукоположен 31 декабря во иеродиакона. 1 января 1896 года рукоположен во иеромонаха и определен на должность инспектора Новгородской духовной семинарии, а затем определен ректором той же семинарии с возведением в сан архимандрита и настоятеля монастыря св. Антония Римлянина в Новгороде. 10 января 1897 года назначен инспектором Московской духовной академии и исправляющим должность ординарного профессора по кафедре Библейской истории.

С 13 марта 1898 года назначен ректором Московской духовной академии.

В 1900 году он в числе профессоров и студентов Московской духовной академии совершил паломничество в Святую Землю. Итогом путешествия стала книга “В стране священных воспоминаний”, редактированная и изданная им самим. В книге 60 фотографий, большую часть которых сделал Арсений.

В 1907 году возведен в сан архиепископа и в этом же году был избран членом Государственного Совета от монашествующего духовенства. Будучи архиепископом Псковским и Порховским, архиепископ Арсений в 1909-1910 годах был утвержден в звании почетного члена Казанской духовной академии во внимание к его ученым трудам и плодотворной архипастырской деятельности. Указом Святейшего Синода от 5 ноября 1910 года назначен  митрополитом Новгородским и Старорусским.

Много сделал для сохранения памятников старины, по его инициативе в Пскове появился церковный музей и историко-археологический комитет, а в Новгороде начались работы по реставрации Ферапонтова монастыря и Лихудова корпуса в Кремле.

На Всероссийском Поместном Соборе в 1917-1918 годах был одним из трех кандидатов в Патриархи вместе с владыками святителем Тихоном Московским и Антонием Харьковским. В то время народная молва оценила его как «самого строгого»  из архиереев Русской Церкви – в отличие от «самого умного» Антония и «самого доброго» Тихона. По свидетельству митрополита Евлогия (Георгиевского), архиепископ Арсений «возможности стать Патриархом ужасался и только и молил Бога, чтобы «чаша сия миновала его».

В ноябре 1919 года в Москве был арестован, последовал в Новгород, где он находился под надзором власти. В 1922 году митрополит Арсений был привлечен к суду вместе с патриархом Тихоном по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Почти год находился в заключении. Владыке пришлось пережить убийства своего викария епископа Варсонофия (Лебедева) и многих священнослужителей, вскрытие мощей, изъятие церковного имущества и ценностей в Новгороде.

Выйдя из тюрьмы 10 января 1924 года, уже через 5 дней был вновь арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. В 1925-1926 годах он находился в ссылке в Полторацке (Ашхабаде) , а в 1926-1936 годах –  в Ташкенте.

В это время он был лишен возможности принимать активное участие в управлении Русской Православной Церковью, а также управлять своей Новгородской епархией. 11 августа 1933 года он был уже формально освобожден от управления Новгородской епархией и назначен митрополитом Ташкентским.

Некоторое время занимал двойственную позицию по отношению к административной деятельности митрополита Сергия, но в 1927 году стал постоянным членом временного патриаршего Синода (хотя участия в нем не принимал).

В связи с закрытием всех храмов Ташкента совершал богослужения под открытым небом, у кладбищенской часовни иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость». На эти службы стекалось до двадцати тысяч верующих из города и окрестных селений, молящиеся заполняли всю обширную территорию кладбища. Один из ташкентских прихожан того времени Константин Вендланд (впоследствии — митрополит Иоанн) вспоминал: «Незабываемы эти трогательные Богослужения на лоне природы, голубая мантия митрополита, просвечивавшая сквозь листву деревьев, одушевление молящейся толпы, твёрдость духа архипастыря и верующих, подвергавшихся иногда серьёзным испытаниям от проливного дождя или крепких крещенских морозов. Незабываемы вдохновенные проповеди митрополита Арсения, приковывавшие к себе внимание народа».

Был духовным наставником архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) и умер на его руках в ташкентской больнице. Похоронен на Боткинском кладбище Ташкента, около могилы митрополита Никандра (Феноменова).

По оценке, помещенной в жизнеописании, составленном митрополитом Мануилом (Лемешевским), митрополит Арсений был человек тяжелого характера, но справедливый и прямой. Уставщик церковной службы и пения. Формалист. Священников, имевших камилавки, но приезжающих без камилавок, не допускал к себе на прием, пока они не привезут свою камилавку, хотя бы надо было обратно ехать за 150 км. Митрополит Арсений был известный духовный писатель и выдающийся оратор политический (в Государственном Совете) и блестящий проповедник. Неутомимый исследователь в области местной церковной старины и автор многочисленных богословских трудов. Его выступления в Святейшем Синоде, Государственном Совете и в общественных церковных собраниях считались блестящими, как образцы выдающейся импровизации. Владел сильным голосом – басом.

 

  1. Игумен Митрофан (Тихонов)

Игумен Митрофан (Михаил Тихонович Тихонов) был одним из духовных нставников последних тайных монашеских общин в Москве в 1920-1930 годы.

Принял монашеский постриг в Смоленской Зосимовой пустыни. Был один из старейших монахов Зосимовой пустыни, близкий к ее настоятелю старцу Герману. Величавый, строгий, прозорливый, отец Митрофан – живое воплощение старчества, его духовного опыта и мудрости. Он изображен на картине справа от архиереев, с крестом в руке. Игумен Митрофан и схиархимандрит Игнатий были ближайшими помощниками владыки Варфоломея в его трудах по организации монастыря, их духовный авторитет среди московского духовенства тех лет был очень высок.После ее закрытия перешел в Высоко-Петровский монастырь в Москве (на тот момент монастырь уже был официально закрыт, все жилые помещения реквизированы, но храмы продолжали действовать).

В 1930 году арестован «за разжигание религиозных предрассудков» и сослан в Северный край, но в 1932 году освобожден. В 1935 году, в период массовых арестов в тайной общине Высоко-Петровского монастыря, был вновь арестован и выслан в Каширу, где служил во Фроловской церкви и продолжал принимать духовных детей. «Нам бы всем быть, как батюшка Митрофан, – писал о нем владыка Варфоломей. – И обличает с прямотою, но и с кротостию, и утешает в мире и по-Божьи».

В 1941 году арестован в третий раз и отправлен в заключении, где погиб в середине 1940-х годов.

 

Отец Митрофан был арестован летом 1941 года, погиб в тюрьме г. Саратова в возрасте 72 лет 15 мая 1942 г.

 

  1. Архимандрит Никита ( в миру Николай Николаевич Курочкин-Степанов)

Один из продолжателей традиций православного старчества в советское время, духовный наставник молодого поколения тайных общин Высоко-Петровского монастыря в Москве в 1920-1930 годы.

Принял постриг в Зосимовой пустыни. После ее закрытия переезжает с другими монахами в Москву, в Высоко-Петровский монастырь. К тому времени монастырь был официально упразднен, но храмы продолжали действовать,и в них тайно организовывалась тайная монашеская община.

 В 1924 году иеромонах Никита был арестован и приговорен к ссылке. После возвращения служил в церкви преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитриевке, куда после закрытия последнего храма Высоко-Петровского монастыря перешли монахи тайной общины.

В 1929 году возведен в сан архимандрита.

В 1930 году вновь арестован и вместе со своим другом архимандритом Зосимой (Ниловым) выслан на три года в Северный край ,под Архангельск, на Пинегу.   . В ссылке отец Никита исповедовал и причастил перед смертью последнего Оптинского старца – преподобноисповедника Никона (Беляева). По возвращении из ссылки отец Никита и отец Зосима не могли служить в Москве.  С 1933 года архимандрит Никита служит в Знаменской церкви села Ивановского под Волокаламском и вместо арестованного схиархимандрита Игнатия (Лебедева) становится духовником Ивановской женской монашеской общины. Свою последнюю Пасху в 1937-м году отец Никита служил уже тяжело больным. Вместе с ним радовались Светлому Христову Воскресению его духовный друг отец Зосима, духовный сын – будущий преподобномученик Феодор (Богоявленский). Отец Никита скончался через 10 дней после Пасхи, 12 мая 1937 года, в возрасте 48 лет, от инсульта.

Павел Корин написал портрет архимандрита Никиты за год до его смерти.

В 2001 году был посмертно реабилитирован.

 

  1. Протоиерей Василий Соболев

Протоиерей Василий СоболевВасилий Федорович Соболев, протоиерей храма Христа Спасителя. Подробных сведений о протоиерее Василии на данный момент не известно. Предположительно, в первой трети XX в. возглавлял Покровское благочиние. Иерей Иоанн Рождественский.

 

  1. Схимница из Высокопетровского монастыря

Личность этой монахини точно не известна. Согласно одной версии, это портрет игуменьи Евгении (Екатерины Алексеевны Виноградовой) , которая в 1910 году была настоятельницей Вознесенского женского монастыря в Кремле.

По другой версии, изображена Екатерина Дмитриевна Крылова, в монашестве Нина, в схиме – Мария.

 

  1. Протоиерей Сергий Успенский (младший), в миру Сергей Михайлович Успенский

Сергей Михайлович имел очень хороший голос и артистические способности. В 1900 году он был принят без конкурса солистом Большого театра, однако жизнь артиста была ему не по душе, так как его привлекала духовная жизнь. С 1901 года Сергей Михайлович начал служить псаломщиком в храме Климента Папы Римского на Пятницкой улице в Москве. В том же 1901 году он женился на Анне Петровне Розановой, и у них впоследствии родилось трое детей.

В 1904 году митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) рукоположил Сергия во диаконы к московскому храму Покрова на Лыщиковой Горе. В 1924 году отца Сергия возводят в сан протоиерея и назначают настоятелем храма «Неопалимой Купины», в этом храме он служил вплоть до его закрытия.

Священномученик Сергий (Сергей Михайлович Успенский) был одним из тех московских иереев, кто продолжил церковное служение в 1920-1930 годы. Он помогал семьям репрессированных священников, пока в 1933 году сам не оказался под арестом. Ему предъявили обвинение в участии в «Кружке христианской молодежи».

Протоирей Сергий был приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей, но его досрочно освободили по состоянию здоровья. Получив запрет на проживание в шести центральных областях, поселился с семьей в Можайске, где был повторно арестован в 1937 году по обвинению во враждебном отношении к советской власти и активной контрреволюционной деятельности. В декабре того же года был расстрелян Бутовском полигоне Правдивые сведения о дате и обстоятельствах смерти протоиерея Сергия скрывались от его семьи и стали только известны в 1989 году.

В августе 2000 года протоиерей Сергий был канонизирован Архиерейским собором Русской Православной Церкви.

 

  1. Иеромонах Пимен(В миру Сергей Михайлович Извеков) и епископ Антонин.

Иеромонах Пимен с 1971 по 1990 годы Патриарх Московский и всея Руси.

Еще в школьные годы начал петь на клиросе , в 1923 году был приглашен в архиерейский хор Богоявленского собора в Богородске. После окончания школы переехал в Москву и вскоре принял рясофорный постриг с именем Платон в Сретенском монастыре. В 1927 году пострижен в монахи с именем Пимен в Параклитовой пустыни. Руководил хором храма преподобного Пимена Великого в Москве, затем Богоявленского собора в Дорогомилове.

В начале 1930 года рукоположен в иеродиакона, на следующий год – в иеромонаха.

В 1930-1940 годы неоднократно подвергался арестам.

В 1941-1943 годах участвовал в Великой Отечественной войне, был ранен.

В 1950 году возведен в сан архимандрита.В 1957 – епископа.В 1960 становится архиепископом, через год его назначают митрополитом Ленинградским и Ладожским, а в 1963 – Крутицким и Коломенским.

В июне 1971 года его открытым голосованием Поместного собора единогласно избран Патриархом Московским и всея Руси.

Внес большой вклад в укреплении отношений между Православными церквями разных стран. Награжден орденом Трудового красного Знамени «За активную миротворческую деятельность». По инициативе Патриарха Пимена в 1989 году были канонизированы Патриархи Тихон и Иов.

Вдова художника Павла Корина Прасковья подтверждала, что один из этюдов к его картине «Реквием» («Русь уходящая»), который сам мастер называл «басы-профундо» («Двое») в лице молодого монаха изображает Пимена. Этюд был написан в начале 1930-х годов. По её свидетельству, рисунок Корина, подписанный «Молодой монах. Регент. Церковь святого блаженного Максима чудотворца, на Варварке. Всенощная. 10/23 ноября 1926 года», также написан с будущего патриарха.

Скончался 3 мая 1990 года на 80-м году жизни на руках своего келейника игумена Сергия (Соколова), в рабочей резиденции в Чистом переулке; погребён 6 мая в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры, возле могилы его предшественника, патриарха Алексия I.

По свидетельству архимандрита Иоанна (Крестьянкина), патриарх Пимен сказал ему однажды то, что тот записал для себя как завещание:

  • Русская Православная Церковь неукоснительно должна сохранять старый стиль — юлианский календарь, по которому она преемственно молится уже тысячелетие.
  • Россия как зеницу ока призвана хранить завещанное нам нашими святыми предками Православие во всей чистоте. Христос — наш путь, истина и жизнь (ср.: Ин 14, 6). Без Христа не будет России.
  • Свято хранить церковнославянский язык молитвенного обращения к Богу.
  • Церковь зиждется на семи столпах — семи Вселенских Соборах. Грядущий восьмой Собор страшит многих, но да не смущаемся этим, а только несомненно веруем Богу. И если будет на новом соборе что-либо несогласное с семью предшествующими Вселенскими Соборами, мы вправе его постановления не принять.

 

Епископ Антонин

На подрамнике картины Павел Корин оставил надпись «епископ Антони и иеромонах Пимен. Павел Корин 1935 год». Последняя буква епископа плохо читается, и невозможно понять «Антонин» или «Антоний» написано.

На основе двух возможных вариантов имени строятся версии о том, кто изображен. Согласно первому варианту, на картине – епископ Антонин (Александр Андреевич Грановский), богослов, исследователь и знаток древних языков, ученый и переводчик раннехристианских текстов.

В 1921 году был запрещен в священнослужителях за самовольное изменения в литургии. Активно сотрудничал с советской властью, выступал за низложение и арест Патриарха Тихона. Был одним из лидеров обновленческого церковного раскола.

Другой вариант имени, Антоний, отсылает нас к нескольким иерархам, служивших в 1920-1930 годы (Антоний Миловидов, Антоний Панкеев, Антоний Романовский). Но точно установить личность не представляется возможным, так как ни один из них не имел прямого отношения к кругу лиц, запечатленных в эскизе «Реквием».

 

  1. Иеромонах Алексий (Сергеев)

Иеромонах Алексий (в миру Виктор Михайлович Сергеев). 1941-1958 – архиепископ Русской Православной Церкви.

Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В начале 1920-х годов стал послушником в Свято-Смоленской Зосимовой пустыни, там же был возведен в сан диакона. После закрытия перешел в Высоко-Петровский монастырь, где принял монашеский постриг. 16 января 1927 года возведён в сан иеромонаха.

В 1932 году архиепископом Варфоломеем (Ремовым) возведён в сан архимандрита.

В 1932 году его арестовали по обвинению в «проведении систематической антисоветской агитации», но вскоре освободили. Через год начались массовые аресты общины монастыря. По широко распространенному мнению, архимандрит Алексий, выступившим свидетелем обвинения на процессе, был одним из основных виновников этих арестов.

Алексий отличался раздражительным и вспыльчивым характером, что было причиной многочисленных конфликтов с окружающими. С 1938 года тяжело болел сахарным диабетом. Проживал на покое в Москве. Скончался 6 апреля 1968 года в Москве. Отпевание состоялось 8 апреля 1968 года в храме на Калитниковском кладбище в Москве. На этом же кладбище он был погребен.

 

  1. Блаженный певчий Данила (Данилушка слепец)

В 1920-1930  годах служил певчим на левом клиросе в Москве в храмах в честь преподобного Сергия Радонежского и Боголюбской иконы Божией Матери Высоко-Петровского монастыря, а также в церкви Рождества Богородицы в Путинках. Блаженный слепец Данилушка обладал абсолютным слухом. Он знал наизусть большие отрывки Священного Писания и творений святых отцов. Павел Дмитриевич пригласил его к себе на чердак, в мастерскую на Арбате, в 1931-м году. «А Вавилон-то шумит», – говорил Данилушка, прислушиваясь к шумевшей и грохотавшей внизу Москве. Таким вот юродивым, человеком «не от мира сего», и запечатлел его Корин.

 

  1. Схиархимандрит Игнатий (Лебедев)

В 1932 году Павел Корин написал его портрет, который подписал еще монашеским именем − Агафон

Преподобномученник Игнатий ( в миру Александр Александрович Лебедев) принял монашеский постриг с именем Агафон  в Зосимовой пустыни. Вскоре после пострига заболел инфекционной болезнью, давшей осложнение в виде паркинсонизма. После закрытия пустыни в 1923 году приехал в Москву и служил в церкви в честь великомученика Никиты за Яузой. В октябре его пригласили в Высоко-Петровский монастырь, где он был назначен наместником, а в следующий год введен в сан архимандрита.

Высоко-Петровский монастырь стал одним из важнейших духовных центров Москвы в 1920- 1930 годах. К началу 1920 года монастырь уже был официально закрыт, но и в нем оставалось всего трое насельников. Но в 1923 году к ним присоединились выходцы из закрытой Смоленской Зосимовой пустыни, вокруг которой образовалась многочисленная тайная монашеская община. В Высоко-Петровском монастыре совершались постриги в тайное монашество, велась образовательная работа закрытой Духовной академии. Братия и прихожане монастыря оказывали помощь находящимся в заключении и ссылках священникам. Высоко-Петровская община притягивала множество людей, которые находили здесь духовное наставничество. Когда последний из действующих храмов закрыли, монахи и прихожане не рассеялись, а переходили из одного московского храма в другой, сохраняя свой внутренний уклад. Тайные общины, сформировавшиеся в монастыре, и после окончательного его разорения продолжили существовать еще долгие годы.

В 1930 году  архимандрит Агафон принял великую схиму с именем Игнатий. Через год был арестован, но вскоре освобожден из-за тяжелой болезни. После начала арестов монахов вновь остался в заключении.

11 сентября (в день Усекновения главы святого Иоанна Предтечи )1938 года скончался в тюремном лазарете близ города Алатырь Чувашской АССР.

В 2000 году был канонизирован Архиерейским собором Русской Православной Церкви.

 

  1. Нищий

Церковная Москва того времени была переполнена разного вида юродивыми, странниками в лохмотьях. Среди всей этой «христовой братии» Корин искал образ, нужный для картины. Нищего он нашел на паперти Дорогомиловского Богоявленского собора. Грязный, с парализованными ногами, спутанные волосы кишели вшами. Корин притащил его в мастерскую и писал три дня. На картине нищий калека, словно корявый, мшистый пень, раскинул непомерно большие руки. Этими руками он будет держаться за жизнь, какой бы горькой она ни была. Человек физически искалеченный, он не сдается. У него, как и у остальных героев картины, есть внутренняя осанка.

Искусствовед С.Н. Дружинин называл этот портрет нищего «до конца русский вариант некой химеры готических соборов». Художник вспоминал: «Еле приволок его в мастерскую. Старик был весь в вшах, на него было страшно смотреть. Когда мы кончили писать, жене пришлось все чистить, мыть».

Портрет нищего был одним из последних портретов «Реквиема», выполненных в мастерской художника на Арбате.

 

  1. Схимонахиня

Личность этой схимонахини из Ивановского монастыря в Москве не точно установлена. Существует предположение, что изображена схимница Серафима (Лидия Дмитриевна Крылова).

 

  1. Сергий и Станислав Чураковы

Сергей Чураков был художником, мастером деревянной скульптуры. В 1925 году его произведения были представлены в Париже на международной выставке прикладного искусства, где удостоились диплома. В начале 1930 годов работал главным художником Гжельского керамического завода. Работы Сергея Чуракова хранятся в Третьяковской галереи, Тверского и Алма-Атинского художественных музеев, а также в музее детской игрушки в Сергеевом Посаде.

 

Степан Сергеевич Чураков – художник и реставратор. Учился у Веры Мухиной на отделении скульптуры Кустарно-промышленного училища. Позже стал учеником Павла Корина, и был зачислен в реставрационную мастерскую Музея изящных искусств (впоследствии ГМИИ имени А.С. Пушкина), которую тот возглавлял. В 1960-1970 годах возглавлял реставрационными мастерскими.

На подготовительном портрете он стоит рядом с отцом.

 

  1. Схиигумения Фамарь ( в миру Тамара Александровна Марджанова(Марджанашвили)

Родилась в Грузии в княжеской семье. В совсем юном возрасте она ушла послушницей в Бодбийский монастырь, где потом приняла постриг с именем Ювеналия, а в 1902 году стала игуменьей. Вскоре ее перевели в Москву и назначили настоятельницей Покровской общины сестер милосердия. Спустя пять лет игуменья Ювеналия основала в Подмосковье Серафимо-Знаменский скит. В 1912 году скит был освящен.

В 1915 году приняла великую схиму с именем Фамарь.

В 1924 году скит был закрыт. Его деятельность возобновилась в 2000 году.

По свидетельствам очевидцев, первое время после закрытия скита схиигумения Фамарь жила в покоях великой княгини Елизаветы Феодоровны в Марфо-Мариинской обители. Позднее вместе с несколькими сестрами поселились в небольшом доме в селе Перхушково в Подмосковье, где организовала трудовую артель: сестры делали игрушки и шили одеяла.

В 1931 году схиигумения Фамарь была арестована вместе с некоторыми сестрами и отправлена в ссылку в Иркутскую область.Вернувшись из ссылки, она поселилась под Москвой.

 

  1. Монахиня Татьяна (в миру Татьяна Николаевна Протасьева)

Была тайной монахиней, историком, исследователем рукописей, реставратором. Родилась в Петрозаводске в семье губернатора Олонецкого края. В начале 1920 годов ушла в Серафимо-Знаменский скит послушницей, где стала духовной дочерью схиигумении Фамари. В 1927 году приняла иноческий постриг с именем Татиана. Была арестована в 1930 году , а через два года, после освобождения стала служить певчей в храме Ильи Обыденного на Остоженке. Работала художником и реставратором тканей в Историческом музее, затем перешла в отдел рукописей. Принимала участие в публикации Московского летописного свода, Вологодско-Пермской области, исследовала рукописи Синодального собрания. В 1974 году  приняла тайный монашеский подвиг с именем Фамарь.

 

  1. Иеродиакон Федор

Преподобномученик Федор (в миру Олег Павлович Богоявленский) был одним из членов тайной монашеской общины Высоко-Покровского монастыря, присоединившись к ней в качестве в качестве прихожанина и найдя духовного отца в лице архимандрита Никиты (Курочкина-Степанова). В 1930 году был пострижен в монахи и рукоположен в иеродиаконы в церкви в честь преподобного Сергия Радонежского на Большой Дмитровке, куда перешла братия после последнего храма в монастыре.

В 1933 году был арестован и приговорен к трем годам исправительно-трудовых работ. В лагере иеродиакон Федор, имеющий неоконченное высшее образование, помогал тюремному врачу лечить заключенных.После выхода на свободу у него появился выбор – продолжить церковное служить или возобновить занятия медициной, что стало возможным по ходатайству врача из лагеря. Он выбрал первое, и в 1937 году был рукоположен в священники. Служил в подмосковных храмах. После отказа заниматься доносительством получил запрет на проживание в Московской области и поселился в селе Завидово под Тверью. Несмотря на ограничения, часто приезжал в Москву и поддерживал тесную связь со своими духовными детьми. В июле 1941 года был обвинен в «создании подпольной организации церковников», арестован и помещен в Бутырскую тюрьму , где подвергался постоянным допросам и пыткам. Благодаря его стойкости, следствие, длившиеся до 1943 года, развалилось и все, кого привлекали по этому делу, были освобождены. Сам иеродиакон Федор был осужден на пять лет ссылки и скончался в тюрьме в Балашове.

В 2000 году канонизирован Архиерейским собором Русской Православной Церкви.

Павел Корин изобразил иеромонаха Федора не только на эскизах «Реквиема», но и триптихе 1942-1943 годов «Александр Невский» в образе молодого русского воина. (центральная фигура правой части).

 

19, 20. Михаил Холмогоров

Михаил Кузьмич Холмогоров – известный московский протодиакон, выдающийся исполнитель духовной музыки и оперных партий, один из служителей Церкви, входивший в художественную и артистическую среду Москвы первой половины XX века. .Его называли «Шаляпиным церковного пения». Неоднократно получал приглашения на оперную сцену. Участвовал в концертах с хором И.И. Юхова, в 1920-х− с Первым государственным хором (ныне – Государственная республиканская академическая хоровая капелла имени А.А. Юрпова). В 1939 году Холмогоров был арестован «за участие в антисоветской террористической группе», но уже в следующем году был досрочно освобожден из заключения в Бутырской тюрьме. До конца своих дней служил в храмах Москвы.

В феврале 1945 году принимал участие в богослужении по случаю интронизации Патриарха Алексия I.

Скончался он в 1951 году, восьмидесяти с лишним лет. Отпевали его в храме Воскресения со скромной торжественностью два приходских священника. По собственному почину приехал принять участие в его отпевании гремевший в двадцатых годах московский протодьякон Владимир Дмитриевич Прокимнов. Из патриархии не приехал никто. Зато народу была полна церковь. И многие плакали. Корин писал Михаила Холмогорова для «Реквиема» трижды : в 1929, 1933 и 1935 годах.

Похоронен протодиакон Михаил на 13-м участке Введенского (Немецкого) кладбища в Москве. Его могилу осеняет белый мраморный крест, у подножия которого помещена стихотворная эпитафия, написанная прихожанкой Воскресенского храма Антониной Вознесенской:

Всю красоту, музыкальность, искусство

И голос прекрасный, что Бог тебе дал,

Ты верой глубокой и радостным чувством

С амвона пред нами всегда изливал.

 

  1. Гервасий Иванович

Этот портрет один из первых этюдов для «Реквиема», Корин его написал в 1925 году. Гервасию Ивановичу на тот момент было 107 лет. Осенью этого же года он скончался после операции. Из записей Корина известно, что Гервасий Иванович родился около 1818 года и прожил долгую жизнь, прослужил в армии 27 лет, воевал в Севастополе, на Кавказе, в Туркестане, на Балканах, участвовал в усмирении Польши, был кавалером всех четырех степеней ордена святого Георгия, кавалером ордена святой Анны.

Изборожденное морщинами лицо человека, который много пожил, много видел, воевал солдатом еще на Кавказской войне. Глазами этого старика смотрит обездоленный народ. Он, может быть, всю жизнь молился в сиротливой деревянной церкви, которую сожгли теперь в пьяном дебоше как символ старого мира.

 

  1. Протоиерей Алексий из Палеха

Протоирей Алексий, настоятель храма в честь Иоанна Златоуста в селе Красново, недалеко от Палеха.

В этом портрете отразилась большая трагедия его жизни – утрата сына, покончившего с собой из-за глумлений над ним и притеснений за отца-священника. В воспоминаниях Прасковьи Тихоновны, жены художника, говорится о том, как Павел Дмитриевич пришел к нему, чтобы договориться о позировании, и отец Алексий замер от неожиданности, увидев Павла Дмитриевича, одетого во все черное. Он ожидал нового несчастья, которое может его постигнуть. Павел Корин словно запечатлевает его в тот самый момент и создает образ старого священника, взгляд которого словно немой укор и приговор любому злу и насилию.

 

  1. Софья Мейн, Мария Елагина и неизвестная монахиня

Софья Михайловна Мейн (Голицына) сестра близкого друга Корина – художника В.М. Голицына. Происходит из княжеского рода Голицыных и Лопухиных. Родилась в Тульской губернии, в городе Епифань. Училась в МГУ на  химико-фармацевтическом факультете, но в 1925 году была отчислена за «социальное происхождение». В конце 1920-х вместе с семьей была выслана из Москвы и переехала в Дмитров. В 1929 году вышла замуж за Виктора Мейна. Пару венчал священник Владимир Воробьев, дед протоиерея Владимира Воробьева (ректора Православного Свято-Тихоновского Богословского университета). Церковь, в которой венчалась супруги Мейн, сохранилась: село Глинково, около Вифании под Сергиевым Посадом. В1941 году Виктор Мейн был арестован и погиб в ссылке. Во время Великой Отечественной войны Софья Мейн вместе с тремя детьми (10,6 и 4 лет)вернулась в Москву и стала разнорабочей в Ботаническом саду. Позднее работала машинисткой, а потом редактором в журнале «Доклады Академии наук».

Жила в Москве около церкви в честь Ильи Обыденного, там ее и отпевали. Похоронена на Хованском кладбище.

Монахиня Мария (Елагина)

Имя в постриге не известно. Сестра Екатерины Николаевны Елагиной – известного советского геолога, первооткрывателя кимберлитовой трубки «Мир». Подробных сведений о жизни Марии Елагиной на данный момент не обнаружно. Из воспоминаний родственников следует, что она подстриглась в монашество в молодости, пережив несчастную любовь. Продолжала открыто носить монашескую одежду в 1920-х годах. Погибла зимой 1931 или 1932 года, попав под трамвай.

Неизвестная монахиня

В настоящий момент сведений о жизни этой монахини нет.

 

 

А) Схиигумения София (Шамординская)

Схимонахиня София родилась 16 июня 1845 года и принадлежала к старинному дворянскому роду Болотовых. Родители подвижницы отличалась глубокой верой; шумной светской жизни предпочитали тихую семейную в кругу своих детей. Почти все дети Болотовых, благодаря материнскому духовному воспитанию, посвятили свою жизнь Господу: четверо из пятерых стали монахами.

«София Михайловна, – писал отец Вениамин (Воронцов-Вельяминов), – получила основательное домашнее образование. Обладая хорошими природными способностями, она легко усваивала себе учение и, казалось, не было такой отрасли знания, в которой бы она не обнаруживала своих незаурядных природных дарований.

Горя любовью ко Господу и имея стремление к христианскому совершенству, София часто уединялась для молитвы, покидая дом. Как-то раз она даже уехала на весь Великий Пост и поселилась у монахинь, близ храма, чтобы провести это время в покаянии и духовном подвиге.

В 1875 году матушка вышла замуж за дворянина Андрея Янькова, бывшего студента Медико-хирургической академии. Венчание состоялось в Сергиевом Посаде. Но по воле Божией их семейная жизнь оказалась недолгой. Через год и два месяца Андрей Николаевич скоропостижно скончался. Спустя три дня после похорон мужа, 17 января 1877 года, у Софии родилась дочь Надежда.

Когда к ней в первый раз поднесли маленькую Надю, матушка перекрестила ее и сказала: «Ты будешь девочка Божия, и никаких материнских прав на тебя иметь я не буду, но Сама Царица Небесная управит твою жизнь по воле Своей!» – видимо, уже приняв решение свою дальнейшую жизнь посвятить служению Христу.

Живя около большой дороги, матушка нередко видела погибавших в непогоду пьяных мужчин. Желая спасти и этих несчастных, она предоставляла им приют в своей усадьбе – до отрезвления. С помощью горничной София Михайловна подбирала их в безсознательном состоянии – не брезгуя, не осуждая, а любя и всем сердцем стремясь помочь. Все эти благодеяния совершались в тайне.

Через три года София продала имение с намерением переехать к отцу, однако вскоре получила известие о его смерти и осталась на съемной квартире в Туле. От местных богомольцев, посещавших Оптину Пустынь, она узнала о старце Амвросии и поехала к нему за духовным наставлением и указанием дальнейшего жизненного пути.

Преподобная София Шамординская (Софья Михайловна Болотова) стала духовной дочерью Амвросия Оптинского, открыв ему заветное желание посвятить себя монашеской жизни. Но старец, провидя твердость ее намерения, подверг Софию тяжелому испытанию: он повелел ей выйти замуж за пожилого господина, козельского помещика Н.И. Астафьева. Он был человеком добрым, но тяжело больным и с весьма сложным характером. Жизнь с ним из послушания духовнику стала для матушки хорошей подготовительной школой по отсечению своей воли.

Ее замужество по времени совпало с началом устройства батюшкой Амвросием женской общины близ Шамордино, и многие связанные с этим дела преподобный поручал Софии. Исполняла она их с большой ответственностью и любовью, по поводу чего великий Оптинский старец говорил, что другой такой послушницы у него не было и не будет.

Муж часто болел, и София заботливо ухаживала за ним с истинным христианским терпением. Николай Иванович нежно любил свою жену. Будучи уверен, что после его смерти она уйдет в монастырь, он пожертвовал в Шамордино колокол и завещал похоронить себя там. Скончался Н.И. Астафьев 19 мая 1884 года.

Поручив девятилетнюю Надежду ее крестной матери, 22 августа 1884 года София подала епископу Калужскому и Боровскому Владимиру (Никольскому) прошение о поступлении в Шамординскую общину. Вслед за этим письмом 25 августа настоятель Оптиной Пустыни преподобный Исаакий и батюшка Амвросий направили Владыке представление к утверждению матушки Софии настоятельницей общины.

В 1987 году причислена к лику местночтимых святых Тульской губернии.

Схиигумения София – единственная на эскизе не является современницей художника. Подготовительный рисунок был сделан Кориным с фотографии.

Б. Архимандрит Сергий (в миру Митрофан Васильевич Сребрянский)

Был духовником Марфо-Мариинской обители милосердия, ближайший подвижник преподобномученницы великой княгини Елисаветы Феодоровны. После ареста великой княгини в 1918 году обитель оказалась на попечении отца Митрофана. В 1919 году по благословлению Патриарха Тихона принял монашеский постриг с именем Сергий, вскоре после этого возведен в сан архимандрита.

23 марта арестован без предъявления обвинения, спустя пять месяцев ожидания в тюрьме выслан в Тобольск сроком на один год. После возвращения из ссылки продолжал служить в Марфо-Мариинской обители.

29 апреля был снова арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и заключен в Бутырскую тюрьму. 2 июля того же года был освобожден.

После закрытия Марфо-Мариинской обители служил в Покровском храме села Владычня Тверской области.

В 1930 году по сфабрикованному делу приговорен к пяти годам ссылки в Северный край. В 1933 году вернулся из ссылки в село Владычня. Скончался 23 марта 1948 года.

В. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I

Патриарх Алексий I (Сергий Владимирович Симанский) возглавлял  Русскую православную церковь с 1945 по 1970 год.

В 1920 году открыто выступал против обновленчества и отказался подчиняться обновленческому «Высшему Церковному управлению». С 1927 по 1 935 годы был членом Временного легализованного Патриаршего Священного Синода.

В 1933 году был назначен митрополитом Ленинградским во время Великой Отечественной войны, организовал в епархии сбор средств для фронта и помощи сиротами раненым. В блокаду оставался в Ленинграде, совершал богослужения и поддерживал верующих.

После кончины в 1944 году Патриарха Сергия , согласно его завещанию, митрополит Сергий становится Патриаршим местоблюстителем, а в 1945 году на поместном соборе его избирают Патриархом Московским и всея Руси.

В 1940-х годах начинается возрождение церковной жизни в Советском Союзе: открываются духовные учебные заведения, издаются богослужебные книги и церковные журналы. Патриарх Алексий добивается открытия Троицо-Сергиевой Лавры и возвращения некоторых изъятых мощей. Ему удалось также сделать многое для устранения раскола внутри Церкви, обновленчество окончательно закончила свое существование. Были налажены и укреплены связи с христианскими Церквями других стран.

В 1953 году, с приходом к власти Хрущева, начинается новая антицерковная компания. Попытки Патриарха призвать власть к диалогу и остановить притеснения не увенчались успехом. Гонения прекратились только после отстранения Хрущева от власти в 1964 году.

В 1970 году Патриарх скончался от перенесенного инфаркта.

 

Г. Патриарх Московский и всея Руси Тихон (Василий Иванович Беллавин)

Святитель Тихон до монашеского пострига носил имя Василий. Его фамилия — Беллавин — была достаточно распространенной в Псковской губернии, где он родился. Будущий Патриарх происходил из священнической семьи. По традиции Псковской губернии фамилию Беллавин могли носить люди строго духовного звания.

Уже в школьные годы сверстники в шутку кричали Василию: «Вашему Святейшеству многая лета!»

В Псковской духовной семинарии Василия прозвали Архиереем, а в Петербургской духовной академии — уже Патриархом. При этом его однокурсник протопресвитер Константин Израцов вспоминал: «Во всё время академического курса он был светским и ничем особенным не проявлял своих монашеских наклонностей. Его монашество после окончания Академии поэтому для многих его товарищей явилось полной неожиданностью».

Во время своего служения в США епископ Тихон совершил трехмесячное путешествие по Аляске. Здесь находились православные приходы, основанные русскими миссионерами в конце XVIII века. Известно, что будущий Патриарх сплавлялся по течению реки Юкон — по местам «золотой лихорадки», описанным знаменитым писателем Джеком Лондоном.

Революция 1917 года оставила в прошлом российское самодержавие. На Всероссийском Поместном Соборе было принято решение избрать Патриарха. После четырех туров голосования Собор избрал трех кандидатов на патриарший престол. Первым оказался архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) — 101 голос. За ним следовал архиепископ Тамбовский Арсений (Стадницкий) — 27, и, наконец, митрополит Московский Тихон (Беллавин) — всего лишь 23. Святитель Тихон никогда не считался главным претендентом на Патриарший престол, однако на Соборе было принято решение: окончательный выбор определит жребий — случайно вытянутая бумажка с именем кандидата. И 5 ноября в Успенском соборе старец Алексий (Соловьев) вытянул жребий с именем «Тихон, митрополит Московский». Так Русская Церковь обрела своего одиннадцатого Патриарха.

 После революции в России началась Гражданская война. Святитель Тихон считал недопустимым путать свою личную позицию с общецерковной и призывал обе стороны братоубийственной войны прекратить насилие.

Сама Церковь внесла огромный вклад в фонд помощи голодающим. Понимая, что такие действия могут серьезно укрепить авторитет Патриарха и всей Церкви, большевики 2 января 1922 года приняли постановление «О ликвидации церковного имущества». Эта кампания была организована якобы для помощи голодающим.

В феврале Патриарх Тихон отреагировал на это постановление воззванием к верующим, в котором призывал приходы жертвовать «драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления», ради преодоления катастрофы в Поволжье. Изъятия же богослужебных предметов святитель прямо назвал «святотатством», прекрасно понимая, что само постановление правительства — провокация.

С 19 мая 1922 года по распоряжению властей Патриарх Тихон был изолирован на территории Донского монастыря в Москве — «за антисоветскую деятельность». Начались быть может самые тяжелые месяцы в жизни Святейшего. Каждый день он находится под колоссальным политическим прессингом. Его периодически вызывали на Лубянку. На него давили, провоцировали, пугали, но сам святитель стойко переносил страдания, не теряя присутствия духа.

25 июня 1923 года было принято постановление об освобождении Тихона, и 26 июня ему была предоставлена свобода в организации деятельности «Патриаршей» церкви (власти на тот момент поддерживали и признавали обновленческие структуры, созданные при помощи ГПУ в мае 1922 года).

13 января 1925 года переехал в клинику Бакуниных (Остоженка, 19); но продолжал регулярно совершать богослужения в московских храмах. Последнее богослужение — хиротония епископа Сергия (Никольского) в храме Большое Вознесение 5 апреля 1925 года, за два дня до смерти. 7 апреля 1925 года, в праздник Благовещения, патриарх скончался на 61-м году жизни — по официальным данным, от сердечной недостаточности (мнение, что он мог быть отравлен, не имеет официального подтверждения.

В 1989 году канонизирован Архиерейским собором Русской православной церкви.

Интересно, что за семь лет своего патриаршества он совершил 777 литургий и около 400 вечерних богослужений. Получается, что он служил примерно каждые два-три дня

 

Автор: Татьяна Гарина