Telegram

БИТВА, НЕВИДИМАЯ МИРУ

Патриарх Алексий I (Симанский) на «дипломатичной» войне за паству

По задумке художника Павла Корина, на полотне картины «Русь уходящая», над которой он работал многие годы, должен был состояться «последний парад православия».

Как могло показаться в 1925 году, в период самых зверских гонений на Церковь, православной вере недолго осталось жить на Руси. Но получилось по-другому. В конце жизни художник скажет: «Писал я людей большой веры и убеждений, а не фанатиков». И с этим соглашались даже ярые богоборцы. Так, крупный чиновник от культуры Алексей Ангаров рассылал сигналы в разные инстанции, призывая принять к сведению, что на картине «мастерски выписанные фанатики и темные личности явно превращаются в героев, христиан-мучеников, гонимых, но не сдающихся поборников религии». Среди тех персонажей (на фото эскиза — третий слева из трех патриархов), о ком шла речь и кто выстоял до конца в борьбе за выживание Русской Православной Церкви, был Патриарх Алексий I (Симанский).

Фрагмент эскиза картины П. Корина «Русь уходящая» («Реквием»)

Драгоценное наследство

Семейство, где 27 октября 1877 года выпала честь родиться будущему Патриарху, имеет не просто высокое происхождение – восходит своими корнями к царскому роду Рюриковичей – Иоанну III  и Византийской царевне Софии Палеолог. Их потомок Владимир Симанский, видный государственный деятель, в1891 году вышел в отставку, получив звание камергера Императорского двора, и был пожизненно прикомандирован к Канцелярии Святейшего Синода. Его супругой стала Ольга Александровна, дочь дворянина, славянофила Александра Пороховщикова.

Сергей Симанский с сестрой  Анной. 1890 г. (ЦАК МДА)

Сергей был первенцем у четы Симанских, позднее у них родилось еще четверо детей. Семья была не просто православной, но и активно деятельной на религиозном поприще. Супруги Симанские на свои средства  учредили в  имении жены монастырь. Освящение и торжественное открытие Спасо-Казанской женской обители было совершено 17 августа 1897 года в присутствии самого Иоанна Кронштадтского, уже при жизни, до своей канонизации, ставшего всенародно почитаемым праведником.

Начальное образование Сергей Симанский получил дома. С 1888 до 1891 года обучался  арабскому, персидскому, турецкому языкам, а также истории, языкам и культуре стран Востока и Закавказья в Лазаревском институте восточных языков. В 1891 году юноша переведен в Московский лицей Цесаревича Николая («Катковский»), обучение в котором значительно повлияло на его мировоззрение. Он сблизился с московским монархическим движением, а впоследствии, в 1908 году, в Туле был избран председателем губернского отдела Союза Русского народа. (Основной целью организации изначально ставилось развитие национального русского самосознания и объединение всех русских людей для общей работы на благо Российской империи). Здесь же молодой человек получил глубокое духовное христианское воспитание и впервые задумался о том, чтобы посвятить себя служению Богу.

Сергей Симанский. 1893 г.

Монашеский путь – единственно возможный

Окончив лицей в 1896 году, Сергей поступил на юридический факультет Московского университета. Затем, после успешного его окончания и службы в армии, – в Московскую духовную академию. Совершая этот шаг, Сергей уже определился с выбором монашеского пути, но дал себе год, чтобы окончательно утвердиться в этом решении. В конце декабря 1901 года епископ Арсений (Стадницкий) совершил над Сергеем Симанским чин пострижения и нарек его Алексием в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Ректор с особенным вниманием относился к своему духовному чаду, подолгу беседовал с ним, направляя его научно-церковный интерес и богословские размышления.

На последнем четвертом курсе молодой постриженик подготовил кандидатское сочинение на тему: «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета». Личные дневники Святейшего Патриарха содержат многочисленные выписки из творений святителя Филарета, свидетельствующие о том, что патриарху были близки принципы управления Церковью, изложенные Московским митрополитом.

Иеромонах Алексий. Июнь 1906 г.

В августе 1904 года выпускник академии был назначен на должность инспектора Псковской духовной семинарии в Пскове. Семинария была относительно небольшой, в ней учились около 300 человек. Инспектор фактически заведовал всей хозяйственной и воспитательной деятельностью, а также преподавал в одном из классов. Два года работы инспектором пришлись на время первой русской революции, отголоски которой ощущались и в семинарии, где воспитанники выступали с политическими требованиями, устраивали забастовки и демонстрации. Ряд  преподавателей также увлекались политической агитацией. В этих условиях отец Алексий проявил исключительный такт и дипломатичность: ему удалось сохранить в семинарии порядок и обеспечить учебный процесс.

18 сентября 1906 года в Троицком кафедральном соборе Пскова епископ Арсений, переведенный на Псковскую кафедру, возвел иеромонаха Алексия в сан архимандрита.

В последующие годы  архимандрит Алексий нес послушания ректора Тульской, затем Новгородской семинарий. 

Ректор Новгородской духовной семинарии с учениками

28 марта 1913 года указом Синода архимандрит Алексий назначен епископом Тихвинским, вторым викарием Новгородской епархии. По инициативе архиепископа Арсения хиротония его ученика прошла с особой торжественностью, с участием патриарха Антиохийского и всего Востока Блаженнейшего Григория IV, приехавшего в Россию на торжества по случаю 300-летия дома Романовых.

Во время Первой мировой войны епископ Алексий много потрудился в организации помощи раненным и детям-сиротам.

В день епископской хиротонии с отцом

В вопросах веры непреклонен

События февраля, а затем и октября 2017 года епископ Алексий назвал «несчастнейшей полосой в жизни России», наказанием за великое преступление – «свержение единственно законной, Богом поставленной власти», искупить которое можно будет лишь тяжкими испытаниями. 

Он с трудом противостоял попыткам революционеров прибрать к рукам церковное имущество и вмешательствам в церковные дела. И арест, несмотря на все его дипломатические навыки и умение строить диалог с властями всех уровней, не заставил себя долго ждать. Владыка был заключен в тюрьму по обвинению в превышении полномочий при участии в освидетельствовании мощей святых угодников, но вскоре был освобожден, правда, ненадолго.

В эти годы властями широко практиковалось вскрытие останков святых в целях антирелигиозной пропаганды. Епископ Алексий проводил разъяснительную работу в защиту православных святынь, в частности, напечатал в губернской газете. «Звезда» (№ 92 от 10.04.1919) статью «Что такое мощи». Второму аресту владыка подвергся в1922 года по обвинению в «контрреволюционной деятельности» и был сослан на три года в город Каркаралинск (Казахстан).

Тем временем в стране полным ходом шла кампания по изъятию церковных ценностей: под предлогом помощи голодающим власти изымали из храмов драгоценную утварь. Святейший Патриарх Тихон, давая разрешение на выдачу властям сокровищ Церкви, запрещал отдавать предметы, имеющие богослужебное значение. Среди петроградского духовенства выделилась группа священников, так называемых «обновленцы», выступающих за «демократические реформы» в Церкви, а на деле – за ее полное подчинение государству. Епископ Алексий, поддерживал курс на сотрудничество с властями в целях сохранения Православной Церкви и ее паствы. Но в вопросах веры и богослужения был непреклонен. На попытку «обновленцев» привлечь его на свою сторону он ответил вполне определенным отказом. Позднее, уже будучи Русским Предстоятелем, Алексий так охарактеризует обновленчество: «Обновленчество как таковое по существу не ересь и даже не раскол, как мы понимаем этот термин во всем его объеме. Оно не более как рабское следование путем ветхозаветного Хама и новозаветного Иуды».

В 1926 году епископ Алексий (Симанский) был назначен управляющим Новгородской епархией с титулом архиепископа Тихвинского, позже — Хутынского. В этот период он также член Синода и ближайший помощник митрополита Сергия (Страгородского). Принимал непосредственное участии в составлении текста нашумевшей Декларации митрополита Сергия об отношении Патриаршей Церкви к Советской власти.

18 мая 1932 года владыка возведен в сан митрополита, сначала Старорусского, с 11 августа — Новгородского и Старорусского. 5 октября 1933 года переведен на Ленинградскую кафедру с сохранением управления Новгородской епархией.

Митрополит Старорусский, затем Новгородский и Старорусский. 1932 г.

В годы Великой Отечественной войны, в блокаду Ленинграда, митрополит Алексий остался со своей паствой, постоянно совершал богослужения, ободрял и утешал верующих. В храмах Ленинградской епархии в дни войны не прекращался сбор средств на оборону, на помощь раненым и сиротам. Всего в 1941-44 годы было собрано более 13 миллионов рублей. За организацию патриотической деятельности в период блокады митрополит Алексий с группой духовенства был удостоен медали «За оборону Ленинграда».

За сохранение паствы

4 сентября 1943 года в Кремле состоялась тайная встреча  митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича) с  председателем Совнаркома СССР Иосифом Сталиным. Это событие не стало простой формальностью, а имело вполне ощутимый результат: положение Церкви значительно облегчилось, удалось открыть часть церквей, монастырей и даже семинарий, снова издавать официальный журнал Московской Патриархии и наконец-то избрать патриарха.

После кончины избранного святейшего Патриарха Сергия (в мае 1944 года) митрополит Алексий был сначала патриаршим местоблюстителем, а 2 февраля 1945 года, по решению Поместного Собора Русской Православной Церкви, стал Патриархом Московским и всея Руси.

Оглашение акта об избрании Алексия Патрирхом Московским и всея Руси

10 апреля 1945 года состоялась историческая встреча Иосифа Сталина с Патриархом Алексием, митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем и протопресвитером Николаем Колчицким. Во многом по ее итогам, в этом же году Совет народных комиссаров СССР вынес постановление о предоставлении церковным органам юридических прав на приобретение транспортных средств, производство церковной утвари и прочее. Этим же постановлением советским органам на местах предлагалось не препятствовать церковным общинам звонить в колокола.

При Патриархе Алексии I в послевоенные годы поднимались разрушенные войной храмы, возобновлялось церковное издательское дело, открывались духовные школы, восстанавливались связи с православными соплеменниками из разных уголков мира, была возобновлена монашеская жизнь в Троице-Сергиевой лавре, закрытой властями в 1920-е годы.

Во время патриаршества Алексия I,  к 1946 году, окончательно исчезло обновленчество. Святейший внес большой вклад в дело единения в среде русских православных. 

Его не раз упрекнули в сотрудничестве с советской – богоборческой! – властью… И да, в письмах и призывах главы Русской Православной Церкви немало обращений к вождям и чиновникам с уверениями в почтении, поддержке и личном уважении. Но довольно только представить, каково было Его Святейшеству поступаться внешними признаками патриаршеского и даже человеческого достоинства с целью добиться для Церкви той или иной уступки от властей! Главным для него всегда было сохранение Церкви и ее паствы. Даже, возможно, ценой своего, как бы сейчас сказали, имиджа.

Патриарха Алексия I упрекают и в тесном сотрудничестве с органами Госбезопасности. Но нельзя не принимать во внимание, что председателем Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров СССР (позже – при Совете министров СССР) был назначен сотрудник  госбезопасности Георгий Карпов, и взаимодействие с ним входило в обязанности Патриарха. Однако если изучить некоторые документы (письма Патриарха Карпову и Карпова – Сталину), то в них отчетливо просматривается влияние не чекиста на Патриарха, а скорее наоборот.

Патриарх Алексий I. 1947 г.

Другая война

В  письме от 20 ноября 1959 года, переданном через Карпова, Патриарх Алексий по пунктам предъявляет генсеку Никите Хрущеву «вопросы». По существу же это были претензии: в закрытии монастырей, оскорблении священников, вмешательстве в организационные и кадровые дела Церкви, в финансовых притеснениях.

Иосиф Сталин во время Великой отечественной войны оценил вклад Православной Русской Церкви в дело победы над врагом и ее влияние на миллионы верующих и допустил потепление в отношениях государства к Церкви. Но с приходом к власти Никиты Хрущева гонения на РПЦ и ее служителей  вспыхнули с новой силой. Не вписывалась вера в Бога в планы вождя по скорейшему строительству коммунизма.

В 1960 году на конференции советской общественности по разоружению Патриарх Алексий I обратился к миллионам верующих в России. В своем выступлении он напомнил об исторической роли Русской Православной Церкви, говорил и о событиях современных – о том, что Церковь Христова «несправедливо испытывает нападки и порицания», и укреплял свою паству напоминанием о непреложности обетования Спасителя: «но врата ада не одолеют ее».

Война против Церкви проводилась более изощренными, чем раньше, методами – подкупа, шантажа, внедрения агентов, разжигания противоречий между прихожанами. В 1959 году Священный Синод под председательством Патриарха был вынужден извергнуть из сана около 200 священнослужителей и отлучить от Церкви мирян, значившихся в списке «привлеченных к сотрудничеству» органами.

Власти неоднократно выражали недовольство высказываниями и деятельностью Патриарха. В 1961 году на жизнь Святейшего было совершено покушение неким богоборцем, признанным впоследствии невменяемым.  Но Патриарх Алексий продолжал делать все для сохранения Церкви в условиях богоборческого режима, противостоять новым гонениям. Для этого использовались  экуменические контакты, Русская Церковь в 1960 году вступила во Всемирный Совет Церквей (ВСЦ), что позволило участвовать в международных общественных движениях. Власти были вынуждены закрывать на это глаза, чтобы информация о гонениях на Церковь в Советском Союзе, не просачивалась во внешний мир.

Патриарх Алексий I. 9 ноября 1967 г.

17 апреля 1970 года, в канун Лазаревой субботы, Патриарх Алексий I (Симанский) скончался в Переделкино от сердечной недостаточности, на 93-м году жизни. Его Святейшество был погребен  в крипте Успенского собора  Троице-Сергиевской Лавры.

Его епископское и патриаршее служение пришлось на время предельной концентрации трагического в жизни русского народа и Русской Православной Церкви. Первая мировая, падение самодержавия, убийство царской семьи, революция 1917 года, расколы и нестроения в Церкви 20-х годов, репрессии, Великая Отечественная война, новые гонения на Церковь… Во время всех этих событий он был со своей паствой и всегда– за нее. Долгих 57 лет.

Автор: Евгения Карезина