Telegram

АСКЕТ ДУХА В МИРУ

Перед портретом протоиерея Сергия Успенского – на коленях

Искусствовед Мария Чегодаева в своих заметках с юбилейной коринской выставке, опубликованных под названием «Русь от мира сего» в «Мире новостей» от 4 июля 1993 года, писала: «Крепко стоят на грешной русской земле мужики в рясах с жилистыми руками, с древними, домонгольскими славянскими лицами — удлиненными, худыми, горбоносыми… Отец Сергий Успенский (младший) весь черный, только белая борода мочалкой и бледно-восковое лицо, орлиный нос, орлиный взгляд — профиль Ивана Грозного. Вспомнишь шаляпинского Кудеяра-атамана, что «в монастырь пошел Богу и людям служить», поскольку «у разбойника лютого совесть Господь пробудил».

Протоиерей Сергий Успенский (младший), фрагмент П. Корина к картине «Русь уходящая» («Реквием»)

Протоиерей Сергей Успенский (младший) был одним из тех священнослужителей, которые продолжили церковное служение в 1920-1930 годах, когда закрывались храмы и монастыри. Кроме того, он помогал семьям репрессированных священников, пока сам не оказался под арестом. Но даже находясь в заключении, он не оставлял молитвы о своих духовных чадах, а также просил Бога вразумить новую власть, которая гнала священнослужителей. Его жизнь оборвалась трагически, на Бутовском полигоне, который много позже Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назовет Русской Голгофой. Это место – памятник скорби, место, отмеченное кровью многочисленных мучеников, пострадавших в 30-х годах прошлого века за веру Христову.

 

Бутово

Мог ли знать протоирей Сергий Успенский, что ему предстоит пройти этот скорбный путь?

Два Сергия

Сергей Михайлович Успенский родился в 1878 году в городе Можайске Московской губернии в потомственной династической семье священнослужителей. Как и отец, посвятил жизнь Церкви и его тезка, дядя протоиерей Сергий Успенский (старший) в течение нескольких десятилетий служил в московском храме Спаса Преображения на Песках (Спасопесковский переулок), был настоятелем этого храма и благочинным второго отделения Пречистенского сорока, старшим благочинным Москвы. Отец Сергий Успенский (старший) заботился о нравственном состоянии своей паствы, поэтому создал специальное Попечительство по борьбе с пьянством.

Протоиерей Сергий Успенский (старший). Этюд П. Корина 

Известный в Москве своим благочестием, отец Сергий Успенский был избран заместителем председателя Совета объединенных приходов Москвы и губернии. Совет был создан для организации церковной жизни в условиях открытых гонений. В 1919 году, за попытку защиты храмов, отец Сергий был арестован, обвинен в организации активного сопротивления новой власти и приговорен к пятнадцати годам тюрьмы, но вскоре реальный тюремный срок ему заменили на условный.

В марте 1922 года отец Сергий Успенский (старший) повторно арестован в ходе кампании по изъятию церковных ценностей. В числе прочих был обвинен в организации «преступного сообщества», возглавляемого Патриархом Тихоном, и в призывах к сопротивлению властям. Приговорен к десяти годам лишения свободы с конфискацией имущества и поражением в правах на пять лет. 16 февраля 1923 года наказание было заменено на условное освобождение в связи с преклонным возрастом отца Сергия.

Первоначально художник Павел Корин хотел видеть на своей картине «Русь уходящая» и старшего Успенского. Его портрет относится к ранним этюдам-портретам, написанным Павлом Кориным для «Реквиема». Это был период поиска интересных типажей и собирательных образов из мира духовенства. В лице отца Сергия художник представил благородного, пожилого, опытного священника, прожившего долгую жизнь и неотступно следующего христианскому долгу. Корин написал его в красном пасхальном облачении и митре, слегка уставшего, но крепко держащего в руках перед собой крест. Из воспоминаний жены художника известно, что отец Сергий согласился позировать Павлу Дмитриевичу только потому, что прежде ему уже позировал митрополит Трифон Туркестанов, тем самым показав пример остальному духовенству. Но этот портрет не вошел в последний эскиз Корина.

Два отца Сергия, два Успенских. Такие похожие судьбы, и такие разные финалы жизни. Дядя доживет до старости и умрет своей смертью в 1930 году, а племянник будет расстрелян на Бутовском полигоне 19 декабря 1937 года. Возможно, все могло бы сложиться по-другому, если бы он выбрал другое призвание, например профессию артиста…

Несостоявшийся артист Большого театра

Будущий священномученик получил образование в московских Донском и Заиконоспасском духовных училищах, а в 1898 году окончил Московскую духовную семинарию, в которой до 1902 года проработал надзирателем. Сергей Дмитриевич имел выдающийся голос и артистические способности, в молодости выступал в консерватории. В 1900 году был принят без конкурса солистом Большого театра, однако жизнь на сцене была ему не по душе. Артистической карьере, сулившей земную славу и богатство, он в начале жизненного поприща предпочел путь духовного служения.

С 1901 года Сергей служил псаломщиком в храме Климента Римского на Пятницкой улице в Москве. В том же году женился на Анне Розановой, у них родилось трое детей. В 1904 году митрополит Московский Владимир (Богоявленский) рукоположил его во диакона и опередил в московском храме Покрова на Лыщиковой Горе.

Затем были годы служения в храме в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», возведение в сан протодиакона. 30 августа 1920 года, на переломном для Русской Церкви этапе, когда уже всем стало понятно, что верующим придется существовать в совершеноь новых и очень сложных условиях, отец Сергий стал священником.

Церковное служение молодой батюшка совмещал с общественной работой, а также – с преподаванием в церковно-приходской школе при московской Клементовской церкви.

В 1924 уже протоиерей Сергий Успенский – настоятель храма «Неопалимой Купины», в нем он служил вплоть до его закрытия (полностью уничтожен в 1929 году). Затем – в Преображенском храме на Песках, где десятки лет окормлял паству его дядя благочинный округа и старший благочинный Москвы протоиерей Сергий Успенский. После закрытия и этой церкви, отец Сергий продолжил служить в храме Николы-на-Щепах в районе Смоленской площади.

«Аскет духа в миру». Так назвала священника Сергия Успенского (младшего) его любящая паства. По отзывам прихожан, отец Сергий был добрым и отзывчивым человеком, много помогал семьям репрессированных. Так, на протяжении многих лет он брал на себя материальную заботу о семье арестованного и заключенного на Соловках настоятеля храма Неопалимой Купины. Отец Сергий имел репутацию кристально честного человека, ему доверяли и потому через него передавали пожертвования в помощь пострадавшим от Советской власти.

Путь на Русскую Голгофу

Заключенный С. М. Успенский. 1937 г.

29 января 1933 года протоиерея Сергия перед литургией вызвали причастить больного. А по окончании службы его, на выходе из церкви, посадили в машину, на которой прямо вместе со Святыми Дарами и наперсным крестом, увезли на Лубянку. Власти предъявили ему обвинение в принадлежности к «контрреволюционной организации христианской молодежи», участии в нелегальных собраниях, антисоветской агитации.

Первый приговор еще оставлял надежду на благополучный для священника исход. По решению Коллегии ОГПУ СССР Успенский был направлен в Северный край, где сначала отбывал ссылку в Каргополе, затем был переведен в Вологду. Отбыв один год из положенных трех, священник был освобожден по болезни, ему было дано предписание –  «минус 6» – запрещающее проживание в шести центральных областях. После освобождения он, в связи с проблемами здоровья, находился за штатом и жил у сына в Можайске.

30 ноября 1937 году последовал повторный арест. Обвинение: «враждебное отношение к советской власти и контрреволюционная деятельность». Заключенного в можайскую тюрьму отца Сергия, 16 декабря тройка при УНКВД СССР по Московской области приговорили к высшей мере наказания.

19 декабря 1937 года протоиерей Сергий Успенский был расстрелян на Бутовском полигоне, ставшем, как мы уже сказали, Русской Голгофой для многих мучеников. К настоящему времени установлены имена около 1000 священнослужителей и мирян Русской Православной Церкви, пострадавших в Бутове за свои религиозные убеждения. Это поставило Бутово в исключительное положение, так как на территории России нет больше мест, где почивали бы останки такого количества прославленных святых. Канонизация святых Бутовских мучеников происходила и происходит постепенно.

14 декабря 1955 года Президиумом Московского областного суда репрессированный священник Сергий Успенский был реабилитирован посмертно. О дате и обстоятельствах гибели батюшки, которые долгое время скрывались, родственники смогли узнать только в 1989 году.

7 октября 2002 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви протоиерей Сергий Успенский причислен к сонму прославленных новомучеников и исповедников Церкви Русской. Он являет собой истинный пример стойкости веры, настоящего пастыря, искренне и стойко служившего Богу и людям.

Икона священномученика Сергия Успенского с клеймами

… Когда в 1960 году Корин выставлял эскизы к своей картине, на выставку приходили очень пожилые женщины и подолгу стояли на коленях перед изображением протоиерея Сергия, вознося молитвы и благодарности тому, кто помог им выжить, когда их кормильцы отбывали срока в ГУЛАГе.

Автор: Татьяна Гарина