Выставка фолежных икон советской эпохи – уникальных артефактов народной религиозной культуры – открылась в Твери
Выставка «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие» начала свою работу на цокольном этаже Спасо-Преображенского кафедрального собора в Твери с пресс-показа 1 ноября и продлится до 31 января 2025 года.
Экспозиция уникальных артефактов народной религиозной культуры – фолежных (от слова «фольга») икон советской эпохи – открылась по благословению митрополита Тверского и Кашинского Амвросия и при участии благотворительного фонда Тверской и Кашинской епархии по восстановлению порушенных святынь.
На официальном открытии выставки 2 ноября глава Тверской митрополии выразил благодарность организаторам, признался, что хорошо знаком с этим искусством с детства. По мнению архипастыря, представленная коллекция фолежных образов советской эпохи является свидетелем веры нашего народа в непростой век гонений на Русскую Церковь:
– Когда я только вошел в этот зал, у меня прямо сердце сжалось, потому что я отношусь к поколению 70−80-х годов. Мои детство и юность проходили в годы, когда перед глазами были именно такие иконы в деревенских домах, в тех деревнях, в которых жили мои бабушки, моя тетя, мой дядя. Эти иконы были совершенно разные, но создавались руками простых людей, не профессиональных иконописцев. У меня до сих пор в квартире в моем родном городе находится подобная икона Божией Матери, которая была дана в благословение моей маме на брак. Эти изображения мне даже понятны и известны. Они распространялись, так что некоторые из них я даже видел, правда, в несколько другом исполнении. Но хочу вас поблагодарить за то, что вы собрали эти иконы. Это не так просто. Наверное, если иконы, которые находятся в домах, ценятся и сохраняются семьями, то их не забрать. Если они предназначены для уничтожения в силу разных обстоятельств, спасибо за то, что вы их спасли, потому что хотя эти образы и совсем простенькие, как нам кажется, но попробовал бы кто сейчас что-то подобное создать с нуля. Хотя они и выглядят очень просто, но на самом деле в них заложены и душа, и таланты, и мастерство людей, а самое главное, вера.
Перед этими иконами молились в тяжелейшие годы нашего XX века новомученики и исповедники — люди, которые верили и умели молиться совсем не так, как мы сегодня. Это поистине духовные гиганты по сравнению с нами, духовными карликами. И эти иконы сохраняют в себе память о тех людях, которые обращались к Богу, к святым, Божией Матери, изображенным на них, с горячей молитвой и о своих семьях, и о своих детях, и о судьбах Отечества. И хранили они их подчас тайно, пряча в шкафах либо закрывая тканью, скрывая от посторонних глаз, потому что в то время это тоже было небезопасно, чтобы эти иконы видели в домах.
С приветственным адресом от ректора Российского государственного гуманитарного университета А.В. Логинова на открытии выставки выступил научный руководитель проекта, директор учебно-научного центра (УНЦ) визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, профессор Дмитрий Антонов:
– Без преувеличения можно сказать, что проект «Христианская народная культура СССР: исчезающее наследие» является первым и единственным в своем роде в России как в части концепции, так и по составу экспонатов. Проект знакомит нас с уникальными художественными традициями духовной культуры России, которые формировались и развивались даже в сложное время гонений на Церковь. Несмотря на то что разрушались храмы и попирались иконы, люди веры и искусства смогли не только сохранить наследие великой России для последующих поколений, но и приумножить исконные традиции Русской Православной Церкви в непростой для религии период.
Ярким примером сохранения этих традиций являются иконы и предметы церковного культа, которые руками не мастеров, а духовенства и простых верующих создавались из подручных материалов в местах лишения свободы, как то концлагерь на Соловках, дома инвалидов на Валааме, или для домашних алтарей и красных уголков. И об этом много рассказывал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, как он дома со своими братьями, отцом и дедушкой — священниками организовывал литургии и молебны при закрытых окнах с чашами, созданными из домашней утвари.
Советские иконы — это немые свидетели истории и судеб людей. Каждый экспонат, представленный в рамках выставки, хранит в себе уникальные рассказы о вере, стойкости и мастерстве.
Официальный день открытия выставки сопровождался авторскими лекциями кураторов о советских иконах и презентацией книг.
Экскурсию по выставке провел один из кураторов курса старший научный сотрудник УНЦ визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ, кандидат исторических наук Дмитрий Доронин. После экскурсии архиерей и гости смогли задать интересующие их вопросы авторам проекта. Организаторы подарили митрополиту Амвросию книгу «Нимб и крест: как читать русские иконы».
В ходе экскурсии митрополит Амвросий познакомился с реставраторами икон, студентами РГГУ.
По воскресным дням на протяжении всей работы выставки в 15 часов ее кураторы будут проводить авторские экскурсии и презентации книг об иконах советского времени для всех желающих.
Также в рамках выставочного проекта состоятся мастер-классы по обучению технике изготовления фолежной иконы, лекции для представителей музейного сообщества и краеведов, посвященные проблеме музеефикации артефактов религиозного искусства и быта советской эпохи.
Первый в России межрегиональный выставочный проект «Христианская народная культура в СССР: исчезающее наследие» проходит при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в пяти крупных городах России в 2024–2025 годы. Он посвящен советским иконам – уникальным свидетелям непрерывной религиозной жизни народа в условиях государственного атеизма. Проект реализует команда специалистов Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ (руководитель Дмитрий Антонов) и Научно-издательского центра «Индрик» (руководитель Кирилл Вах). Партнерами проекта выступают Синодальный отдел по взаимоотношениям с обществом и СМИ, Императорское Православное Палестинское Общество, Общество содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова.
Цель выставочного проекта — в популяризации, экспонировании и спасении этого материального и культурного наследия в регионах России. Благодаря реализации проекта уникальные артефакты и локальные традиции советской эпохи будут выявляться и сохраняться на местах, привлекая туристов и открывая новые возможности для деятельности местных организаций — краеведческих, исторических, детских, церковных и др.
Подготовлено по материалам пресс-службы Тверской епархии
Фото Вячеслава Юрченко, Дмитрия Доронина