КАК УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПЫТАЛСЯ СОБОР СПАСТИ
Помешать превращению христианской святыни в планетарий не удалось
Это сегодня редко кто из гостей Нижнего Новгорода, объезжая его достопримечательности, не направит камеру смартфона на вид старинной Благовещенской обители, что красуется между Окой и крутым откосом Дятловых гор. И как гармоничен в этом монастырском ансамбле некогда утраченный Алексеевский собор (первоначально Воскресения Христова) 1821-1834 годов постройки! Но спросите любого жителя города старше сорока: каким он запомнил это сооружение. Он опишет приземистое строение с единственным куполом посередине. Здесь располагался учебный планетарий. Сюда многих из нас школьниками водили на экскурсии.
Одним больше, одним меньше…
Алексеевский храм, созданный в стиле классицизма, имел четыре колонных портика, установленные по сторонам света, высокую центральную главу с куполом и малые боковые главы по углам. Возможно, именно архитектурные особенности собора объясняют удивительное решение местных органов перестроить его в планетарий.
Известны фамилии архитекторов, разработавших и реализующих этот проект «реконструкции»: автор – Рымаренко, инженер – Кравцов. Сохранились и документы, подписанные теми, кто принимал решение о перепрофилировании христианской святыни в учебно-демонстрационный объект. До недавних пор не было известно лишь о лицах, высказавшихся против этого проекта.
А, может, и не было таковых? Ведь судьба Алексеевского храма решалась в 1947 году, когда количество разоренных церковных сооружений по стране исчислялось тысячами: одним больше, одним меньше. Однако, открытая в рамках проекта «Церковь верных» архивная переписка руководителей Совета по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме СССР (далее – Совет) со своими уполномоченными на местах («Наблюдательное дело по Горьковской области». 1948 год. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 322. Л. 42-48) свидетельствует, что по крайней мере один человек активно выступал против этой странной затеи.
Алексеевский собор, середина XIX века
Сохранить что уцелело
Таким человеком оказался Алексей Богданов, уполномоченный Совета по Горьковской области с 1945 по 1960 годы. Вот что он докладывает 10 мая 1948 год председателю Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР Георгию Карпову:
«На учете, как бывшее церковное здание, состоит собор бывшего Благовещенского монастыря, находящийся в Куйбышевском районе г. Горького. Собор внешне свою форму сохранил, внутри частично сохранилась живопись, и использовался под склад швейпромом. Территория монастыря была обнесена каменной стеной в 2, 5 метра высотой. Здание собора стоит на возвышенном месте, на берегу реки Оки, которое хорошо видно с рек: Оки и Волги и из заречной части города. 10 мая мною обнаружено, что часть стены сломана и превращена в груду щебня, само же здание разбирается. Разборка началась с куполов. Я тут же позвонил председателю Городского Совета тов. Шульпину А. М. и предупредил его, что слом церковного здания и ограды есть нарушение постановления правительства 1643-486/с от 1/XII-1944 года. На мой протест он ответил, что здание ломать не будут, а сломают только 5 куполов. Мною было указано ему, что здание после этого изменит форму церкви, а на переоборудование, согласно постановления, необходимо иметь решение Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР, но такого Горсовет не имеет. После этого я письменно предупредил тов. Шульпина о нарушении постановления и просил его прекратить разбор здания».
26 мая того же года Совет в лице заместителя председателя Сергея Белышева доложил о сложившейся ситуации председателю Совета Министров РСФСР Михаилу Родионову:
«По распоряжению Председателя Горьковского Горсовета тов. Шульпина производится слом монастырской ограды и церкви в бывшем Благовещенском монастыре в г. Горьком.
На предупреждение Уполномоченного совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Горьковской области т. Богданова о том, что /…/ слом и переоборудование церковных зданий может производиться только с согласия упомянутого Совета, т. Шульпин не реагирует. Разборка монастырской ограды и церкви продолжается.
Совет по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР просит Вашего указания Горьковскому Горсовету по этому вопросу».
20 мая 1948 г. Богданов снова обращается с письмом к своему руководству «В дополнение к моему письму № «1/с от 10 мая с.г. сообщаю, что переоборудование собора бывшего Благовещенского монастыря продолжается. На мой протест о прекращении переоборудования здания от представителя Городского Совета тов. Шульпина получил ответ, копию которого прилагаю». В этом письме, а по факту – небрежной отпиской, Шульпин не просто оправдывает разрушение храма, но и преподносит это как акт сохранения сильно поврежденного сооружения и даже «улучшения» его вида.
Фрески скрылись под звездами
Чем же увенчалась попытка уполномоченного отстоять храм? 24 июня 1948 года член Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР Иван Иванов информировал Богданова: «Для сведения сообщаю Вам, что по вопросам строительства планетария в бывшем Благовещенском монастыре Председатель Горьковского горисполкома т. Шульпин дал объяснение Председателю Совета Министров РСФСР тов. Родионову М.И. и последний согласился с мнением горсовета».
В результате переоборудования Алексеевского храма под планетарий храм здание лишилось четырех угловых глав со световыми барабанами. Центральный барабан с куполом был опущен на два метра, устроены перекрытия с винтовыми лестницами для лекционного зала, в качестве «благоустройства» снесена ограждавшая храм каменная стена с угловыми воротами, богатые фрески на стенах храма сменила раскраска масляной краской.
В 1948 году планетарий в Алексеевском храме был открыт для посетителей и просуществовал здесь до 2005 года. При восстановлении храма там, где демонстрировали звездное небо, открылись старинные фрески, чудом сохранившиеся под главным куполом.
Не друг и не враг Церкви
Уполномоченный Алексей Богданов не был сторонником возрождения религиозной жизни в Горьковской области. Его отчеты Совету изобилуют отрицательными заключениями об открытии храмов в районах. Причины он находит самые разные: здания храмов требуют ремонта, в районе есть уже одна церковь, до которой верующим всего-то (!) 10-20 километров ходьбы по сельскому бездорожью, недостаточно подписей под ходатайствами об открытии храмов либо лица, подписавшие их, весьма подозрительны. Но, стараясь быть объективным, он признает, во-первых, необходимость сохранности архитектурного церковного наследия, во-вторых, отмечает, что во многих населенных пунктах необходимость в открытии храмов действительно есть. В отношении города Горького уполномоченный имеет определенное мнение: считает, что действующих храмов здесь явно недостаточно. В докладной записке в Совет он сообщает: «Имеющиеся в Горьком три действующие церкви находятся на окраине города и являются церквами сельского типа, мало вместительны, в результате чего желающие не могут попасть в церковь. От отдельных же районов города они расположены на расстоянии 10-15 км» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 322. Л. 117-133).
Из документов напрашивается вывод о том, что Богданов как добросовестный службист старается выполнять все указания вышестоящих центральных органов по взаимоотношениям с православными, сохранять корректные отношения с этой частью населения и в то же время держать под контролем церковную жизнь, не давая ей слишком развиваться.
К 1948 году, когда дружественная политика государства в отношении Православной Церкви сходит на нет, положение Богданова все более затрудняется. К тому же он, как и другие уполномоченные, оставался «слугой двух господ»: с одной стороны, подчинялся Совету по делам РПЦ, а с другой – являлся сотрудником Областного исполнительного комитета.
Но с приходом к власти Хрущева, при возобновлении гонений на Русскую Православную Церковь, оказался ненужным и тот минимум терпимости, что проявлял Богданов в отношении верующих и руководства епархии. При смене руководства Совета по делам Русской Православной Церкви в 1960 году он был смещен со своей должности.
Автор: Евгения Карезина