Telegram

ИЗ ТРЕХ КАНДИДАТОВ В ПАТРИАРХИ – «САМЫЙ СТРОГИЙ»

Митрополит Арсений (Стадницкий): чашу предстоятельства не испил, но горечи на век хватило

Митрополит Арсений (Стадницкий)

Тема так и не написанной картины «Русь уходящая» (изначальное название «Реквиум») зародилась у художника Павла Корина еще в 1925 году, во время похорон патриарха Тихона в Донском монастыре. Казалось, вместе с патриархом безвозвратно уходила прежняя старая эпоха. Именно тогда Корин почувствовал, что должен запечатлеть родной для него мир Церкви, прощание не только с патриархом, но и со старой, дореволюционной Россией. Неожиданную поддержку художнику оказал певец революции Максим Горький. Он же и посоветовал дать будущей картине название «Русь уходящая», как более приемлемое для новой советской идеологии. Но Бог все управил по-другому.

Огромное  полотно, предназначенное для картины, так и осталось целомудренно чистым. А подвижники, изображенные художником на эскизах, не канули в небытие вместе с Русской Православной Церковью. Все они и подвигами, и памятью своей послужили сохранению в нашей стране веры Христовой в годы тяжелых испытаний. Среди персонажей картины достойное место отведено Арсению (Стадницкому),  митрополиту Новгородскому и Старорусскому, впоследствии – митрополиту Ташкентскому и Туркестанскому (Среднеазиатскому).

Митрополит Арсений (Стадницкий). Эскиз П. Корина к картине «Русь уходящая» («Реквием»)

На Всероссийском Поместном Соборе в 1917-1918 годы митрополит Арсений  был одним из трех кандидатов в патриархи – вместе с владыками святителем Тихоном Московским и Антонием Харьковским. По воспоминаниям современников, народная молва окрестила митрополита Арсения  «самым строгим» из архиереев Русской Церкви, в отличие от «самого умного» Антония и «самого доброго» Тихона. По свидетельству митрополита Евлогия (Георгиевского), архиепископ Арсений «возможности стать патриархом ужасался и только и молил Бога, чтобы «чаша сия миновала его». И хотя по жребию стать предстоятелем Русской Церкви выпало митрополиту Тихону, свою чашу страданий митрополит Арсений испил сполна.

На фото в центре: святитель Тихон, Патриарх Московский, и митрополит Арсений (Стадницкий)

Педагог, просветитель и пастырь

Авксентий Георгиевич родился 22 января 1862 года в селе Комарово Хотинского уезда Бессарабской губернии в семье настоятеля Успенской церкви в Комарове Георгия Григорьевича Стадницкого, родом из польского рода Стадницких. Мать, Мария Авксентьевна Гелецкая, происходила из молдавского священнического рода Черноуцан. Кроме Авксентия в семье были еще сын и дочь.
С отличием окончив в 1880 году Кишиневскую духовную семинарию, где считался одним из лучших певцов, молодой Стадницкий сразу же вступает в должность учителя церковного пения, географии и чистописания в Единецком духовном училище. По завершении учебы в Киевской духовной академии, уже в степени кандидата богословия, десять лет преподает древнегреческий язык, затем церковное пение и догматическое богословие в Кишиневской духовной семинарии. Одновременно состоит редактором «Кишиневских епархиальных ведомостей», лично написав для этого издания около ста различных статей и заметок. В 1895 году Авксентий удостоен степени магистра богословия и назначен инспектором Новгородской духовной семинарии.
30 декабря 1895 года молодой богослов пострижен в монашество с именем в честь святителя Арсения Тверского. Рукоположен поочередно во иеродиакона, во иеромонаха и, наконец, в 1896-м возведен в сан архимандрита.
С 13 марта 1898 года, уже будучи инспектором и профессором Московской Духовной академии, архимандрит Арсений назначен ректором духовного вуза.

28 февраля 1899 года в храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии, с оставлением в должности ректора академии, где пользовался большим авторитетом.

Назначенный в 1903 году епископом Псковским и Порховским, владыка создал в епархии школу псаломщиков, основал церковный музей, в котором хранились ценные рукописи, принадлежности богослужения, церковная утварь и древние монеты.

В 1904 году епископ Арсений защитил диссертацию на степень доктора церковной истории и вошел в состав Учебного Комитета при Святейшем Синоде.
Возведенный в 1907 году в сан архиепископа, через три года возглавил Новгородскую епархию, где с самого начала уделял особое внимание сохранению памятников церковной старины. Владыка стал инициатором начала работ по реставрации собора Ферапонтова монастыря. На XV Всероссийском археологическом съезде, прошедшем в 1911 году в Новгороде, выступил с докладом «О современном состоянии собора Св. Софии в Новгороде». По его инициативе была осуществлена реставрация так называемого «Лихудовского» корпуса в Новгороде. В отреставрированном здании разместилась открытая в 1911 году псаломщицкая школа. В 1912 году в Новгороде был торжественно открыт Арсеньевский епархиальный дом. В нем разместились консистория, училищный и миссионерский советы, библиотека, иконно-книжная лавка, епархиальный церковно-исторический музей, редакция «Новгородских епархиальных ведомостей», гостиница для духовенства.
В 1912-м архиепископ Арсений председательствовал на состоявшемся в Москве первом Всероссийском съезде практических деятелей в борьбе с алкоголизмом. В 1913 году в Новгороде по инициативе владыки Арсения открылось церковно-археологическое общество.

Архиепископ Новгородский Арсений

Инициатор исторических церковных событий

31 января 1907 года   архиепископ Арсений был избран членом Государственного Совета от монашествующего духовенства. Отстаивал принцип единения власти и Православной Церкви, необходимость сохранения за последней статуса государственной. Его выступления в Святейшем Синоде, Государственном Совете и в общественных церковных собраниях считались блестящими, как образцы выдающейся импровизации.

Еще задолго до революционных событий  в церковных кругах России выражалось мнение о необходимости восстановления соборности в управлении Церковью. 13 июля 1905 года по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева правящим архиереям было предложено высказаться по вопросам церковной реформы. Отвечая и в числе других архиереев выделяя проблему созыва Поместного Собора, владыка Арсений  отметил: «Замечаемые ныне нестроения в церковной жизни происходят главнейшее из одного источника  уклонения от лежащего в самой церковной жизни начала соборности. Соборное начало выражает самый характер внутренней жизни, внутреннего устроения и управления единой, святой, соборной и апостольской Церкви… В Русской же Церкви последний Поместный Собор происходил более двух веков тому назад, и за все время синодального управления члены Церкви не имели духовного утешения слышать соборный ее голос, и органы, в коих выражалось начало соборности, не получили развития. Ввиду сего представляется существенно важным и необходимым периодический созыв Поместных Соборов Русской Церкви, кои имеют быть и в будущем, как были ранее, основой церковной организации».

Далее он изложил свои соображения о церковном суде, о духовно-учебных заведениях, о строе епархиального управления. Выразил мнение о необходимости восстановления патриаршества в России. «Учреждение у нас или, вернее, восстановление патриаршества будет знамением освобождения Православной Русской Церкви от опеки государства и возвращением к ее древней, отцами преданной и святыми канонами утвержденной, церковной красоте».

Парадокс, но предложениям этим было суждено осуществиться только лишь по совершении Октябрьского переворота. 29 апреля 1917 года Святейший Синод объявил о начале подготовки к созыву Поместного Собора и о введении выборного начала на всех уровнях церковного управления. Как было сказано вначале, на выборах первого за многие годы отсутствия патриаршества Русского Предстоятеля владыка Арсений был одним из трех кандидатов.

Со своими опытом, историческими и богословскими  знаниями  архиепископ  Арсений (Стадницкий) (29 ноября 1917 года возведенный в сан митрополита) занял ведущее место в организации собравшегося в Москве исторического Собора 1917-1918 годов. Единственный член Собора, который не пропустил ни одного его заседания, председательствовавший на 140 его заседаниях, член Соборного Совета и Епископского Совещания,  сознавая все значение Собора в истории Русской Православной Церкви,  архиепископ Арсений оставил подробные дневники о событиях, в которых ему довелось активно участвовать.

Перспективы «сгнить в тюрьме» не убоялся

В ноябре 1919 года в Москве митрополит был арестован, отправлен в Новгород, где находился под надзором власти. В 1922 году он был привлечен к суду вместе с патриархом Тихоном по ложному обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. На самом деле владыка призывал верующих проявить терпение при изъятии церковного имущества, отдавать драгоценные вещи, стараясь сохранить богослужебные предметы.

Почти год архипастырь находился в заключении. Ему пришлось пережить убийства своего викария епископа Варсонофия (Лебедева) и многих священнослужителей, повсеместное вскрытие святых мощей.

Заключеный в тюрьме, он подвергался обработке деятелей обновленческой «церкви», пытавшихся перетянуть его на свою сторону. Но митрополит Арсений остался непреклонным в своем отношении к созданной органами ОГПУ религиозной структуре, несмотря на обещанную перспективу «сгнить в тюрьме».

Выйдя из тюрьмы 10 января 1924 года, уже через пять дней владыка был вновь арестован и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. В 1925-1926 годах он находился в ссылке в Полторацке (Ашхабаде), а в 1926-1936 годах –  в Ташкенте.

В это время он был лишен возможности принимать активное участие в управлении Русской Православной Церковью, а также управлять своей Новгородской епархией. 11 августа 1933 года он был уже формально освобожден от управления Новгородской епархией и назначен митрополитом Ташкентским.

В связи с закрытием всех храмов Ташкента владыка Арсений совершал богослужения под открытым небом, у кладбищенской часовни иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость». На эти службы стекалось до двадцати тысяч верующих из города и окрестных селений, молящиеся заполняли всю обширную территорию кладбища. Один из ташкентских прихожан того времени Константин Вендланд (впоследствии — митрополит Иоанн) вспоминал: «Незабываемы эти трогательные богослужения на лоне природы, голубая мантия митрополита, просвечивавшая сквозь листву деревьев, одушевление молящейся толпы, твердость духа архипастыря и верующих, подвергавшихся иногда серьезным испытаниям от проливного дождя или крепких крещенских морозов. Незабываемы вдохновенные проповеди митрополита Арсения, приковывавшие к себе внимание народа».

Наставник Предстоятеля и будущих святых

Два архипастыря: Арсений (Стадницкий) и Лука (Войно-Ясенецкий)

По воспоминаниям современников митрополит Арсений был человек нелегкого характера, но справедливый и прямой. Требовал строгого соблюдения Устава церковной службы и пения. Им была написана и издана замечательная книга «Спутник псаломщика». Все знавшие владыку отмечали его широкий ум, большое образование, могучую волю, честность и прямоту, решительный и непреклонный характер. Самую горячую любовь питал он к своим подопечным.

Среди его учеников, сохранивших признательность своему наставнику на протяжении всей жизни, были будущие Патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский) и епископ Серпуховский Арсений (Жадановский), ставший впоследствии священномучеником. Расставаясь с академией в 1903 году, владыка Арсений за прощальной литургией в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры рукоположил иеродиакона Алексия (Симанского) в иеромонаха. А 1913 году возглавить его хиротонию в архимандрита лично опросил патриарха Антиохийского Григория IV, пригласив его в Россию на празднование 300-летия Дома Романовых. В самые трудные и кровавые годы ученик писал множество писем наставнику, обращаясь за советом и поддержкой.

Митрополит Ташкентский был одним из духовных учителей и архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). Он умер на руках будущего святителя в ташкентской больнице 10 февраля 1936 года. Похоронен на Боткинском кладбище Ташкента. Лука Крымский отзывался о смерти наставника как «безмерной утрате для Церкви Русской»

 

Автор: Евгения Карезина